Голосование! 14 Ритмический конкурс
Начинаем ОТКРЫТОЕ ГОЛОСОВАНИЕ на Конкурсе Ритмический-14 «Вольный дольник».
Итак, нам поступило 14 произведений.
Голосуют только участники конкурса. Кто не проголосовал - выбывает из Конкурса.
На голосование отводится 7 дней - по 18 ФЕВРАЛЯ включительно.
Оценки открыто публикуем в виде рецензий под этой статьёй.
Ритм Вольный дольник разными авторами и читателями воспринимается по разному. Автор может читать ударно местоимения и служебные части речи (частицы, предлоги и тп) для усиления смысла слов. Поэтому в спорных случаях трактуйте ритмические конструкции в пользу авторского вкуса или попробуйте выяснить у автора его трактовку.
Очень прошу не придираться и не заниматься выискиванием и "ловлей блох"!
Однако - конструктивная критика может быть полезна авторам для совершенствования своих произведений!
ВЫСТАВЛЯЕМ ДВЕ ОЦЕНКИ для каждого стихотворения!
Конкурс - ТЕХНИЧЕСКИЙ, поэтому -
ПЕРВАЯ оценка - ЗА ТЕХНИКУ.
ВТОРАЯ оценка - ЗА ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ.
А вот что относится к первой оценке за технику, если ритм ВОЛЬНЫЙ ДОЛЬНИК выдержан и ведущая допустила стихотворение на Конкурс? Или – что рассматривать, выставляя вторую оценку, за художественность?
Предлагаю ознакомиться с этими критериями и ориентироваться на них:
1 ОЦЕНКА – ЗА ТЕХНИКУ:
А) качество рифмы;
Б) использование необычных технических приёмов (внутренняя рифма, аллитерация и др.)
В) качество синтаксиса (правильные и гармоничные словосочетания, правильные и гармоничные предложения), уместность и достаточность пунктуации (знаки препинания на своих местах) АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ ДОПУСКАЕТСЯ.
Ошибки:
- грамматические,
- бедные рифмы,
- спотыкание из-за труднопроизносимых слов или скопления согласных, извращённый смысл из-за этого («ССвинцом в груди», «стоящиММраком»);
- сокращения и удлинения слов ради ритма («наверно» вместо «наверное», «желанье» вместо «желание», «счастие» вместо «счастье» и т.п.);
- ошибки фонетические (слипание и стык согласных, слияние гласных на стыке слов);
- неверные ударения;
- ошибки синтаксические (неправильно построенные фразы, предложения, инверсии, которые портят смысл);
- возникновение нелогичных цезур, нарушающих ритм (вследствие необходимых знаков препинания внутри строки: "Не повернуть. От Иордана…" (Не повернуть от Иордана)
- ошибки пунктуации.
2 ОЦЕНКА – за художественную наполненность произведения:
- ясность или оригинальные находки по смыслу текста (сюрреализм, разночтения, символизм и т.п);
- соответствие лексики смыслу и выбранному стилю;
- поэтичность, эмоциональность текста.
- лиричность, философичность или сюжетность;
- наличие выразительных средств поэтической речи (эпитеты, метафоры, олицетворения и т.п.);
- оригинальность выбранной темы произведения.
Ошибки стилистические: смешение стилей речи, например – неожиданные вкрапления разговорных словечек, канцеляризмов и т.п.
- неуместность выбранных образов;
Каждая оценка – от 1 до 5.
ВНИМАНИЕ! НИЗКИЕ ОЦЕНКИ "1" и "2" требуется ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЯСНИТЬ! И не общими словами, а конкретно по тексту. Иначе шорт не принимается. Остальные оценки не требуют комментариев, по желанию, можно комментировать.
Шорт с одинаковыми оценками не принимается!
Форма оценочной рецензии, публикуемая в виде рецензии:
№ 1 – 4, 5
№ 2 – 3, 2 (комментарии к двойке)
и т.д.
СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕ ОЦЕНИВАЕМ!
ГОЛОСУЕМ ПО 18 ФЕВРАЛЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО!
Вопросы и обсуждение оценок приветствуются!
Допускается изменение своих оценок в процессе обсуждения, но только после аргументированных возражений. Нельзя произвольно изменять свои оценки просто потому, что другие проголосовали иначе.
Голосуем объективно, задвинув личную заинтересованность в дальний угол.
В обсуждениях прошу высказываться культурно и уважительно.
Некорректные выражения и флуд буду удалять.
А теперь - ваши произведения...
Желаю приятного чтения!
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*
1. Ни в кого не кидала камни
Ни в кого не кидала камни,
за пазухой их не прятала,
разбросанные собирала руками
бережно и аккуратно,
чтоб теперь под переборы гитарные
вытащить эти залежи,
жизнь свою, местами бездарную,
перебрать не спеша, по камешку,
пореветь от души, белугою,
плевать, если выгляжу страшной,
мыслей мячи упругие
скачут так, что сносит башню,
а разве хочется так уж много -
было б тихо, тепло и солнечно,
у океана лежать в шезлонге
и плавать после до самой полночи,
нагнать то, что было упущено,
разворошить всё то, что остыло,
лишь хватало бы хлеба насущного
и кого любить чтобы было.
2. Сна моего не зная..
Между грехом и нежным
чувством,
едва напитавшись чем-нибудь вкусным,
в образах умницы и невежды,
со зверем в ногах, потомком кошачьей знати,
почти неглиже
в коричневом доме на пятнадцатом этаже,
мы смирно лежим на мягкой кровати.
Стрелки липнут к нулю, сплю
или нет – брежу.
И ты говоришь: теперь будет проще, но реже –
сплюнь.
Сна моего не зная, лежи молча,
когда, наконец,
у всех покорных заблудших овец
вырастут зубы.. волчьи.
Только
нас это
едва ли коснётся светом.
Ну разве что лишь последним осколком
разбитых надежд в обмане жестоком
мечта чужой сигаретой
дымит где-то..
без толка.
3. Старый фотоальбом…
В доме под ветхой крышей
Найден пыльный альбом.
Открыв наобум
Я вижу?
Дед, мой.
В папахе со звездой.
Стоит рядом с женой.
Герой, молодой.
Видны святых образа,
Под ними лампада…
К чёрту бравада
блеснула в глазах слеза.
Хата в упадке,
Разруха,
Бабуля совсем старуха
Но, как всегда, в порядке.
Смотрим все вместе фото,
Дед мается,
Виновато так улыбается,
Вспоминает, видимо, что-то.
И мне так тепло на сердце,
Под крышей, найденный старый альбом,
Открытый мной наобум
Отворил счастья былого дверцу…
4. Анжелика
Снова год прошел без любви,
На пороге моем потоптался немного,
Бросил пару свиданий: ‘Лови’
И скрылся в архивах Бога.
Может, имя сменить? А что? Легко!
Стану какой-нибудь Анжеликой,
Игривым оранжевым мотыльком,
Слетевшей с солнца крупинкой,
Которой любить не составит труда,
Жарко, неистово будет любима тоже.
После тебя - увы, невезений гряда
Тревожит.
Скинуть бы только сомнений тяжелый груз,
Вот наконец черед наслаждений!
Скоротечны дни, рассеются пусть
Раздумий мрачные тени.
Случайно встретив, окликнешь меня:
‘Сто лет! Как живешь, родная?’
А я-то другая уже, судьбу поменяв,
Вряд ли тебя узнаю.
5. Без тебя или с тобой
Что-то рвёт наизнанку душу.
Где оно? Нигде или везде?
В горле – и в пустыне не может быть суше.
Не скучаю теперь по воде.
Любила ведь раньше свежесть,
Глотками жадно взахлёб пила .
Теперь каждая капля – остриём жесть.
Вода теперь не мила.
Нежность топила, делала пьяной,
Голод любви не смыв.
Живу – душа распахнутой раной.
Время – лекарь, но труд кропотлив.
Жаль, себя в микроскоп не изучишь.
Так и маемся мы с бедой.
А дальше как будет лучше:
Всегда без тебя или с тобой?
6. Говори со мной!
В тот год меня всё злило:
Ковид, маски, стены, ноут постылый!
Как назло, жара, июльское пекло в мае,
Твоя болтовня о детстве там, в Уругвае…
Ты знаешь, меня так раздражало,
Что ты жарил картошку с салом,
Что не мог решить дочке задачу,
Что рвался сбежать на дачу,
А я говорила: «Нет!
Там, на даче, какой интернет?!
У меня минимум в день по четыре пары!
А студенты? Они ж со всего земного шара!
Нет!» А потом… Потом врач скорой
Торопил: «Телефон нельзя! И хватит болтать!»
«Поправляйся, папа!» - «Прощай!» - «Твою ж мать!»
Скорую ждал насквозь больной город…
Ты знал: это билет в один конец -
И не взял ключей от дома. Прощай, отец!
…Ночь. Глаза открыты. Лежу на спине.
Ты приходишь во сне
И говоришь про Латинскую Америку, детство в Монтевидео,
Про Уругвай, посольство СССР, родео…
Рассвет? Нет, постой!
Отец! Говори, говори со мной!
7. Птицы мои улетели
Птицы мои улетели курлыча,
Ты не думай я не о чем не жалею.
Помнишь, как щебетали по-птичьи,
И ты называл меня "моя фея".
Не знаю, как я отбилась от стаи,
То ли осень была по-летнему теплой,
И я забыла про юг и отстала,
То ли выпала из гнезда птенцом-недотепой.
Пропустила время прощаться,
Задержалась с тобой, а мои улетели,
Называла это тогда я счастьем,
И было все равно, какой день недели,
И совсем не трогал ветер свирепый,
И даже нравилось мерзнуть красиво.
А потом оказалось, так тянет в небо,
Что жить без него невыносимо.
8. Ломаная
Нет бы, встать на дорогу прямую,
Скорость набрать нужную,
А после расставить всё по фэн-шую
В доме без окон – слушаю
Себя, не слыша прямых указаний
Из свода правил заученных.
Иначе решения окажутся обманней,
Чем мысли мои – излучины.
Но я торможу, может, устала:
Ноя пример почему-то вспомнила.
Понимаю, слепого послушания мало.
Идея моя вероломная!
Взрывается мозг, а нет решений.
Спохватилась – что-то тут не так, в принципе.
Разве можно быть совершенной!
На йоту хоть измениться бы.
9. Ум
На свете будто единственный света круг.
Зрение ждёт угла... давай, ищи.
Рассмотреть чтобы мелькание рук
На свои места снежинки укладывающих.
В этот раз, гадающих попусту...
Свернув трубочкой дайджест,
Событий поезду
Дай жест.
Взорвётся мир движением, чудо
Расплавит, изъездит, вычернит...
Будешь срисовывать чётко, чутко,
Эффект протектора, вычурный.
Вот, опять рисовать, валандаться:
С дозой ласк, многоразовый шпиц
На газоне, чей-то, валяется,
Знакомого ждёт разносчика пиццы...
Своей жизнью жить – фатум набросков –
А остальных моментов корветы
Фотографирует ум просто.
Зарплата это твоя в конверте.
А ещё, тайно, ум снимает на камеру,
За ширмой не прячась. Хотя вспылить может:
Руколу даже птицы руками рвут! –
И уйдёт в спальню, взяв коржик.
10. ***
«В ветреной части мира» холод февральских бурь,
Волны из бухты мычащим стадом рвутся в долину.
Звезды зияют светом сквозь следы от свинцовых пуль
Времени, прошивших навылет небесную пелерину.
Говорить больше не о чем. Чтоб не сойти с ума,
«На пустое место» ставишь слово, следуя ритму.
У зеркала как ни крутись - впереди ожидает тьма,
Потому начинаешь писать без пробелов, слитно.
Ни страсть, ни тоска, не удержат от пустоты.
Весь накопленный скарб-не дороже дорожной пыли.
Время застит наши глаза и берет бразды,
Забирая всех, кого мы любили.
Я пою ледяному ветру. Под утро он, как дитя,
Что металось во сне всю ночь, засыпает вскоре.
Это все повторится. И век спустя,
Будут волны рваться из бухты в открытое море.
11. Экспромт вольным дольником на осколках смыслов
Когда-то же было целым
всё, что теперь россыпью под ногами
лежит. А ты ступаешь несмело,
сколько возможно оберегая
осколки от новых увечий.
Рок громогласен. Сольно не справиться.
Высший порядок вечен.
Даже не думай исправить сам
зеркало смыслов, в котором только
ты было стал различать узор,
когда оно рухнуло, стало лишь сор,
груда бессвязных осколков.
12. Отравленное небо
Небо –
мрачный и душный купол,
средоточие страха, пространство склепа
лучи пропускает скупо,
словно оно отравлено,
сочится тайными мыслями,
коварными планами…
Ты от него не спрячешься – выследит.
Сводят мысли с ума… и снова
ночи и дни подряд
на губах – вкус крови,
этот гнетущий взгляд…
Отпусти!
Хватку на горле ослабь, позволь
донести обещанный стих,
вдохнуть свободы, забыв про боль.
Я помню ещё другое,
полное вешней музыкой
небо мира, покоя
для давних и бывших узников.
Зачем же наивно жду
чуда, милости, лета,
окончания срока, падающую звезду?
Так просто – держаться правды, двигаться к свету…
13. В прошлое
Машина времени.
Бери, твоя!
На вертикаль горизонт смени.
Мчи по спирали вглубь бытия.
Петли повторами –
Время верни.
Ту войну не смягчить рессорами,
Волочаевские дни.
– Генерал, оставили всё Приморье,
Сломлен дух повстанцев.
– Не могу сдаться красной своре,
На родной земле не остаться.
Маньчжурия. Штаты. Эмиграция.
Берёзы до смерти снятся.
14. ***
Только-только узнал как ветры глаголят,
Как сны колоколят,
И рифм опьяняет власть.
Ты зачем на тропинке, долюшка-доля,
Колечком тёмным свилась?
Дух мой давно на излом испытан,
Печали испиты,
И нет словесных пустых обойм.
Ныне дольником через осеннее сито
Проникли стихи в любовь.
В ней пленительны даже седины,
А знаки судьбины
Не имеют древних завес.
Созерцаю мир от щита Афины,
Словно младенец Зевс.
Иллюстрация: В. Юшкевич "Маяк. Море"
Свидетельство о публикации №125021108801
Отдельная благодарность авторам, написавшим обзоры и участвующим в обсуждении стихов!
Итоги подведены и опубликованы здесь: http://stihi.ru/2025/02/20/2302
Маллар Ме 20.02.2025 09:35 Заявить о нарушении