Гюго. Очерк личности с помощью цитат
"Быть святым – исключение; быть справедливым – правило. Заблуждайтесь, падайте, грешите, но будьте справедливы." - гм, так ненароком очень легко согрешить и против справедливости! Заблудиться и в этом отношении. Он не настоящие падения и грехи имеет в виду: типа, от ваших мелких грешков не должна пострадать справедливость (правда) в целом... Будьте обворожительно грешны и искренни... (Хотя, думаю, она всё равно пострадает - у всех очень своеобразные, субъективные понятия на этот счёт, все гребут под себя и родственников). В общем, опять виден добропорядочный, но не сильно глубокий 19-ый век.
"Совесть – это та сумма знаний, которая заложена в нас от природы." - совесть - это реакция души на всякую недоброту
"Прекрасное столь же полезно, как и полезное». И добавил, помолчав: «Быть может, еще полезнее»." - полезное столь же прекрасно, как и прекрасное. Может быть, ещё прекраснее...
"Господину Мириэлю пришлось испытать судьбу всякого нового человека, попавшего в маленький городок, где много языков, которые болтают, и очень мало голов, которые думают." - уже понятно, почему я им не зачитался в детстве - он пишет только для взрослых (я, видимо, надеялся на некую Козетту!) Но и взрослым с ним достаточно трудно, он слишком нахлобучивает своими тяжеловесными мыслями...
"Как можно меньше грешить – вот закон для человека. Совсем не грешить – это мечта ангела. Все земное подвластно греху. Грех обладает силой притяжения»." - а член-наркоман постеснялся в пример поставить.
"Есть зрелище более величественное, чем море, – это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, – это глубь человеческой души." - вот-вот, он величественный и тяжеловесный. Глубь человеческой души советую рассматривать с помощью Достоевского (может быть, даже как баню с тараканами... "Банька по черному", "Банька по белому" - песни Высоцкого...) В те времена в таких материях ещё плохо разбирались - но хорошо хоть, что он на них указывает...
"Совесть любящего мужчины – ангел-хранитель любимой им женщины." - почему не сама любовь?! (Уже не совсем любит, но бросать ее ему совестно?)
"Звездообразные следы утиных лапок на мягкой грязи болота они принимают за созвездия в бездонной глубине неба." - начал с отличного реализма, а кончил забубенной романтикой и пафосной критикой...
"В улыбке всегда есть некие начала примирения, тогда как смех часто выражает собою отказ примириться." - с Марса явился и изучает человеческие реакции? Тугодум неуклюжий...
"Ночь не так черна, как человек" - опять романтика (Достоевский даже злодеев считал простодушными - по сравнению с собой!)
Черны только некоторые злодеи, да и то только черной ночью, а днём до последнего будет казаться, что происходит лишь недоразумение...
«Золото ежегодно теряет от трения одну тысячу четырехсотую часть своего объема; это называется потерей в весе монеты; отсюда следует, что из миллиарда четырехсот миллионов золотом, находящихся в обращении на всем земном шаре, ежегодно пропадает один миллион. Этот миллион золотом распыляется, улетучивается, носится в воздухе мельчайшим прахом, попадает в человеческие легкие, проникает в нашу совесть, приглушает, обременяет, отягчает ее, соединяется с душою богачей, которые становятся от него надменными, и с душою бедняков, которые от него ожесточаются». - экую хрень он себе воображает. (В наше время золото лежит спокойно и ни на грамм себя не теряет. Но и тогда в лёгкие ничего не попадало... И вообще , всё это голимые газетные выдумки)
"Мышление – работа ума, мечтательность – его сладострастие. Заменить мысль мечтой – значит принять яд за пищу." - ядом облил мечты! Ну, и злое же у него мышление. (Оно пафосное, а не злое, но пафос часто приводит к подобным злым последствиям) Тяжеловесный не реалист, не романтик... Хотя наверняка у него есть и обратные высказывания, ведь он болтал и писал всю свою долгую жизнь (В деловом 19-м веке и романтики требовали не мечт, а действий)
«Отхаркнешься поучительным изречением – станет легче. Волк находит утешение в вое, баран – в теплой шерсти, лес – в малиновке, женщина – в любви, философ же – в поучительном изречении». - вот так бурчать и ворчать ему надо было побольше (но романтизм с позитивизмом вкупе, наверное, не позволяли)
"При таком обилии знаний можно жить только впроголодь." - наверняка до него придумали. Книжная учёность с бизнесом очевидно плохо сочетаются (хотя есть и такой романтический, киношный образ)
"Он никого не осуждал поспешно, не вникнув в обстоятельства дела. Он говорил: «Проследим путь, по которому прошел грех»." - времени у них было больше, солидней действовали...
"рай богатых создан из ада бедных." - нет ни рая, ни ада, обычная средняя жизнь и у тех и у других, просто в немного отличных декорациях. Все палки о двух концах, у всех свои плюсы и минусы (опять: счастливее нищих детей индусов, я людей не видел)
Хотя я тоже ненавижу богачей-потребителей, заставляющих миллионы людей влезать в ярмо унылого наёмного труда... Ради мнимого рая заставляют, из полностью ошибочных представлений...
"Не всякий огонь есть свет. Ибо свет – истина, а огонь может быть вероломным. Вы думаете, что он освещает, а он испепеляет." - это ещё дети понимают, когда обжигаются. Надеюсь, имеет в виду и пафосных, "пламенных " демагогов (сам-то любит пафос, как все романтики! Своё говно не пахнет, свой огонь не жжёт?!)
"Человек, много думающий, часто бывает бездеятельным." - да, эту машинку трудно остановить, если она уже раскрутилась, и она занимает всего тебя. Тоже и с физическими делами - когда они раскручены, уже не думается.
"Принципы в конце концов увлекают людей в бездну." - вот такой ворчливый скепсис у него лучше всего получается. Да, полно "великих принципов", ради которых людишки гибнут миллиардами (далеко ходить не надо - на Украине цветёт и пахнет "Армавир", армия, мова, вера. Или с помощью коммунизма с демократией можно устроить себе "великолепную гибель"...
"Он говорил также: «Учите невежественных людей всему, чему только можете; общество виновно в том, что не дает бесплатного обучения; оно ответственно за темноту, которую насаждает. Когда душа исполнена мрака, в ней зреет грех. Виновен не тот, кто грешит, а тот, кто создает мрак»." - но ведь все невежи, все грешны, все во мраке! Просто немного по разному, поэтому всегда есть возможность чем-то гордиться перед другими... Бесплатного обучения - причем, в течении десятков лет и тысяч уроков - уже давно хоть завались, а мрак с грехами и невежеством ни на миллиметр не отступили, не сдвинулись... Может, мраку, грехам и невежеству учат?!
"Разговор вслух наедине с собой производит впечатление диалога с богом, которого мы носим в себе." - с собой как с богом разговаривает - вот это самоуважение! Мания величия в чистом виде - и ведь заставил всех в себя поверить! Впрочем, это всё типично для фанфаронов-романтиков...
"На руке сна есть перст смерти." - потом сон нарастает, перстов становится два, три, четыре... Целебных перстов (смерть лечит всех небезнадежных?!)
"Те, кто удручены горем, не оглядываются назад. Они слишком хорошо знают, что их злая участь идет за ними следом." - когда убиты все надежды, происходит ожесточение, человеку хочется других убивать...
"Унижение человека ведет к лишению его человеческого облика." - где-то он всё это повидал-таки. (И это чуть ли не единственное у него, что приводит впечатление. Даже в детстве так казалось...)
"Высшее счастье жизни – это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать – любят вопреки вам" - у него было чуть ли не две жены одновременно... - повезло, раз они его любили.(Но почему тогда он от мрачности не избавился? Или они его как раз за муки полюбили, за борьбу? Я когда-то читал отличные романы Андре Моруа про него и Дюма, но забыл их уже слишком сильно...)
"Хорошая натура созревает, дурная – растлевается." - в одних созревает добро, в других - зло (в большинстве смесь добра и зла всю жизнь борется и, может быть, даже заключает перемирия...)
"Он, вокруг которого все рушилось, почувствовал, что сам является чьей-то опорой. При таких обстоятельствах в человеке пробуждается голос долга." - опять добропорядочность...
В общем, в нем бродило немало всего, но его мир слишком тяжёловесный и мрачный, в нем совсем нет живости и радости... (Романтизм в этом подобен цинизму!)
Все романтики таковы - разворошат, накидают пафосных лозунгов, поставят вопросы, но ничего хорошего не сделают, после них остаётся только горький опыт... Не надо с собой как с богом разговаривать...
"Мрачен темный бор —
Вдруг настигнет вор
С дубиной?" - это я заглянул в его стихи...
(Стихи, как у всех романтиков, у него намного лучше прозы, очень звучные, содержательные, хотя и мрачные...
Также стоит отметить, что он природу любил и в бога верил - простейшие вещи, но в наше время, например, они уже почти недоступны для многих...)
Свидетельство о публикации №125021106544