По конкурсу - Звучание стихов
http://stihi.ru/2025/02/11/3287 - Итоги конкурса
В конкурсе приняло участие 59 стихотворений, из них судьи отобрали в свои шорт листы 33, с некоторыми усилиями услышав в них действие фонетического приема создания выразительности, а заодно и постарались определить, что же полезного этот прием привнес в содержание каждого произведения.
Конкурсное задание формулировалось так:
Жанр стихов, как и их тема - свободные. Требуется стихотворение, которое по мнению автора интересно написано с точки зрения его звучания - использован один или несколько фонетических приемов усиления выразительности речи: аллитерация, ассонанс или звукоподражание. Стихи должны быть содержательны и производить высокое художественное впечатление, а все использованные автором аллитерации и ассонансы должны прежде всего находиться в гармонии с духом и смыслом произведения. Успех стихотворения будет зависеть не от количества использованных приемов, а от их насущности, уместности и красоты.
Как мне показалось, желающих поучаствовать в этом конкурсе оказалось больше, чем тех, у кого был опыт написания «звуковых стихов». Значительное число авторов, напрягая свою фантазию, просто выискивали в своих ранее написанных стихах некоторую случайную (или игровую) избыточность отдельных гласных или согласных, задним числом объясняя это своим планом что-то «подчеркнуть и углУбить», хотя, скорее всего, такие мысли им ранее даже в голову не приходили. Чем-то подобным занимались и мы, судьи, к числу которых отношу и себя саму. То ли мне медведь на ухо наступил, то ли мозги мои иначе устроены, а, скорее всего, личного опыта СОЗНАТЕЛЬНОГО использования фонетических средств выразительности я еще не приобрела, но судить конкурс «Звучание стихов» мне было трудно. Далеко не во всех произведениях я услышала и оценила как полезное тот или иной фонетический прием. Было подано много отличных стихов с потрясающим содержанием, но приходилось себя стреножить: конкурс учебный! Сначала из пакета необходимо было отобрать то, где мною услышан работающий фонетический прием, и только потом из этой малой выборки - выписать стихи, зацепившие меня еще и глубиной содержания и грамотностью исполнения.
За предпочтения остальных судей (их итог работы вы прочтете в протоколе), я говорить не стану. В этой статье опубликую и опишу только те стихи, где лично я (далеко не специалист в фонетических приемах!) что-то услышала и оценила как полезное для конкретного стихотворения. Поэтому прошу на меня не обижаться тех авторов, чьих стихов в этой статье нет.
Но сначала немного теории - обобщение моих раскопок материала, найденного на просторах интернета. Только для того, чтобы мы с вами начали говорить на одном языке! Пока без примеров: все примеры я покажу далее, на стихах участников конкурса.
Человек живет в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие - настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки рождают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что и наблюдается в художественных произведениях. Особенно в поэзии, где используются специальные приемы усиления фонетической выразительности речи. Основной принцип такого усиления состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость. В художественном тексте каждое слово помимо смысловой выполняет еще и эстетическую роль.
Прием, состоящий в подборе слов близкого звучания, это звуковая инструментовка. Обычно стихотворение бывает инструментовано повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста. Инструментовка - известный музыкальный термин. Вместо него в теории поэзии употребляют другие термины: «инструментовка согласных» - аллитерация, и «гармония гласных» - ассонанс.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - средство художественной выразительности, состоящее в повторе одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков в близко расположенных словах. Чаще всего они находятся в первых слогах слов и создают звуковой рисунок, который помогает передать особое настроение, подчеркивает смысл или настроение текста.
Основные функции аллитерации: 1) Эмоциональная. Усиливает эмоциональное восприятие текста, помогает передать радость, грусть, тревогу и другие чувства. 2) Звуковая образность. Позволяет передать звуковые ассоциации, создавая образы и картины в воображении читателя. 3) Ритмическая организация. Помогает выстроить ритм в строках стихотворения или прозы, делая текст более запоминающимся. 4) Расстановка акцентов. Выделяет ключевые слова или идеи, на которых автор хочет сфокусировать внимание читателя.
Правила использования аллитерации: 1) Согласные звуки должны повторяться ритмично и гармонично. 2) Повтор согласных звуков должен подчеркивать настроение или главную идею текста. 3) Использовать аллитерацию следует умеренно, чтобы текст не стал перегруженным ею.
АССОНАНС - прием поэтической речи, который создается повтором одинаковых или однородных гласных звуков. Ассонанс широко используется в поэзии и прозе, особенно в описательных фрагментах, чтобы создать звуковой эффект, который усиливает эмоциональное восприятие и подчёркивает настроение текста, придает тексту ритмичность, музыкальность и эмоциональную глубину.
Основные функции ассонанса: 1) Эмоциональное воздействие – усиливает эмоциональную окраску текста, передаёт настроение - грусть, радость, таинственность. 2) Музыкальность и ритм – делает текст более мелодичным. 3) Звуковая образность – помогает создать звуковой образ, передающий особенности описываемых событий или явлений. 4) Акцентуация ключевых слов – подчёркивает важные слова или образы в тексте.
Правила использования ассонанса: 1) Ритмичность. Ассонанс должен повторять гласные звуки гармонично, сохраняя ритм стихотворения. 2) Сознательный подбор гласных. (Разные гласные создают различное настроение, например, «о» и «у» часто выражают грусть, «а» и «е» – спокойствие и радость). 3) Умеренное использование – не перегружать текст ассонансом, чтобы он не терял своего естественного звучания.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - один из видов аллитерации и простейший вид инструментовки - звукопись. Это подражание звукам природы или действиям человека с помощью подбора слов с определенным звуковым составом. Звукоподражание помогает с помощью звуков и слов создавать конкретное представление о том, что говорится в данном тексте.
Итак, использование разных фонетических приемов эстетически оправдано, если оно не наносит ущерба логической стороне речи. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных добавляет красоту поэтической речи.
А теперь, наконец, всё сказанное выше рассмотрим на конкретных примерах стихов участников конкурса.
*************************************************
3. РЕДКО. СОФЬЯ БОРДАКОВА
Редких прохожих замерли голоса, нехватка слога
10010100001
Лишь из окна - репродуктора тихое ретро.
Я не реву - это ветер пылит в глаза,
Только обидно, что стали мы видеться редко.
Я не реву, это тушь потекла с ресниц!
100100100101
Режут неоновым блеском огни рекламы.
К чёрту обиды! И ты не такой уж принц!
Мне ни к чему становиться ребром Адама!
Я не реву, это просто ночной синдром,
где в тишине обезлюдевшей улицы между
аверсом-реверсом выпадет мне ребро,
Ревность замрёт в хороводе ночных километров…
Проще сказать: ребёнок, упрямый бес…
Мол, не настало ещё для влюблённости время.
К чёрту реликвии, деточка, это порез!
Это гниющая в маленьком сердце гангрена!
К чёрту мою резистентность! Открой глаза!
Ты извини, но любовь не бывает вечной.
Знаешь, как страшно одной, отпустив тормоза,
Ночью глухой нестись полосою встречной…
По содержанию очень симпатичные, эмоциональные стихи, которые понравились сразу трем судьям, не заметивших в них две небольшие ошибки базового стихосложения: нехватку одного слога в 1 строке произведения и очень слабую рифму в 3 строфе - «между- километров». Сама я долго вслушивалась в звучание стихов, пытаясь найти здесь запланированную и осмысленную аллитерацию. С некоторым усилием над собой предположила некоторую избыточность звука Р, что может усиливать общее встревоженное ("рычащее") настроение персонажа стихов: «...аверсом-реверсом выпадет мне ребро, ревность замрёт в хороводе...», но мне показалось, что специально автор этого здесь не делал, просто так фразы сложились. А вот что мне в этих стихах действительно понравилось, так это использование анафоры «я не реву» - сознательный повтор одной и той же фразы в начале каждой строфы - синтаксический прием, создающий ощущение нарастания эмоциональной напряженности ЛГ в процессе ее эмоционального монолога с самой собою. И написано это здорово!
6. РАССВЕТ. ГАЛИНА СКУДАРЁВА
Из персика рассвет своё варенье варит.
Авроры рафинад растаял без следа.
Несмятая трава бокал тюльпана дарит
А в нём — нектар любви — прозрачный, как вода.
Но юноша сорвал цветок неосторожно,
Тугие лепестки пускать по ветру стал.
Пропало волшебство. И стало так тревожно,
Что на осине лист в тиши затрепетал.
Красивая зарисовка. Скорее придуманная с помощью работы фантазии, чем увиденная и пережитая. Авторских чувств и мыслей я здесь не разглядела, а написано поэтично: «Несмятая трава бокал тюльпана дарит, а в нём - нектар любви прозрачный, как вода». В первых двух строчках есть избыточность звука Р - аллитерация, но почему именно этого звука (обычно используемого для передачи грохота или тревоги), я не поняла. Мне кажется, прием аллитерации вне связи с содержанием стихов - это неправильно. Но один из членов жюри эти стихи отобрал как лучшие.
7. В ОДНОЙ СВЯЗКЕ. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
Мы были в одной несгораемой связке,
Всегда и везде, и во всем – заодно.
Однажды нам выдали разные каски,
И треснуло - с треском! - стальное звено.
Ты - с той стороны, я – теперь по другую
Стоящих колючей стеной баррикад.
Я вещи в дорогу к тебе не пакую,
И ты, по всему, не вернешься назад.
Не так мы хотели, но есть что-то свыше,
Мы так не могли, но решаем не мы,
И если бы грохот был чуточку тише,
Услышали б голос, зовущий из тьмы.
Упали б оковы, да связаны руки,
Прошли бы обиды, но сердце горит,
Какие ещё несусветные муки
Эпоха сражений поставит на вид?
Мы были в одной несгораемой связке,
Мосты вырывали из пасти огня.
Беда. Предаются забвению сказки,
И мы предаём, я - тебя, ты - меня…
Содержание и исполнение стихов мне нравится, в тематическом конкурсе я бы их точно отобрала, но в этом, учебном, нужно было сначала с фонетическими приемами разобраться. Можно ли считать удачной аллитерацией звукоподражание ТР в «треснуло с треском»? При большом желании можно, хотя при других конкурсных заданиях я бы эту фразу скорее посчитала бы недоработкой - тавтологией. А в остальных местах я не расслышала никакой другой, обращающей на себя внимание аллитерации. Зато понравился прием риторической эпифоры: «Мы были в одной несгораемой связке» (с этим приемом мы будем работать в следующем конкурсе!). Автор сознательно повторяет одну и ту же фразу в начале и в концовке стихотворения, делая акцент на главной теме стихотворения - мы были в связке, но она разорвалась. Отличное, хорошо написанное, яркое по содержанию стихотворение!
9. В ЧАЩАХ БЕРЕНДЕЯ. ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ
В зимних чащах Берендея –
Ни души,
А снега – листа белее,
Хоть пиши.
Возле ели след петляет
И кружит,
Удивляет, изумляет,
Ворожит…
Леший, что ли, расписался,
Или мышь?
След в сугробах затерялся,
Сон и тишь…
Только ветра дуновенье
Гонит сон:
Словно шёпот по деревьям,
Словно стон
Пробежался, и утихло
Всё опять,
Чтобы призрачной зайчихой
Подремать…
Лишь под лыжами чуть-чуть
Скрипит лыжня,
Разворачиваясь, в путь
Зовёт меня.
По лыжне легко и весело
Скольжу,
Сквозь чертоги Берендея
Прохожу.
И мечты берёзы тонкой,
Неба грусть
Растревожить песней звонкой
Не берусь.
К ней весной вернусь, как птица,
А сейчас
Пусть в лесу всю зиму длится
Тихий час!
10101010
00 1
Здесь тот самый случай, когда аллитерация сразу нескольких шипящих звуков - Ш и в меньшей степени - Х, Ж и Ц , работает на содержание, создавая атмосферу тишины («ни души» , «сон и тишь», «тихий час») через звучание слов. Стихи написаны разностопным (4-2-4-2) хореем. Пейзажная зарисовка зимнего леса, где, к сожалению, еще есть над чем поработать: «весело-Берендея» - потеря рифмы. Есть ненужный повтор значащего слова - «лыжня», «лыжне», а фраза «скрипит лыжня» мне кажется сомнительной: скрипит снег, в крайнем случае, скрипят лыжи, но не лыжня.
11. ВРЕМЯ ЛИП И ТИГРОВЫХ ЛИЛИЙ. ВЕЧНАЯ УЧЕНИЦА
Время лип и тигровых лилий:
легкой лодкой в долину Леты
проплывает неслышно лето –
вдоль ладонных холмов и линий…
Безоглядно… неодолимо
льнет к ладоням и ускользает…
Так – молитвой, мольбой, слезами,
именами – вольемся в Имя…
На мой взгляд, это одно из лучших стихотворений с очень красивым звучанием - скользящей, льющейся утонченной мелодией за счет аллитерации звука Л. При этом - очень непростое и осмысленное содержание: в этих стихах авторская мысль выбирает форму, а не форма выстраивает содержание случайным образом, как это часто случается у слабых поэтов. Стихи об уходящем лете как о символе расцвета жизни («Время лип и тигровых лилий»), которое утекает в Лету - уносится временем к точке финала. Автор вводит один интересный символ - линии ладоней, обозначающие время жизни каждого отдельного человека, запечатлевающие его судьбу (имя), которое в своем скольжении в Лету вливается в Имя - соединяется со своим источником, с Творцом мира. Это не только очень красивые по звучанию, но еще и глубокие философские стихи!
12. ПО СЛЕДАМ НЕДАВНЕЙ ПОЕЗДКИ. ВАЛЕЕВА МАРИЯ
Вокзал. Гортанно гремит город,
И жареным маслом морщинит нос.
Встречает истошность вагонного ора
И треск чемоданных колёс.
Кафе угощает плохим латте
(Бодрись, чем придётся и мчись вперёд!),
И толпы народа стремятся куда-то
В дремоте житейских забот.
Ну, здравствуй, Москва! Без тебя славно
Жила. Не скучала по прежним дням.
По вкусу пришлась мне телесная плавность,
Забылась твоя толкотня.
А встретились, – пульс не сбоит нервно –
Чужие, и общего не найти,
Но всё ж остаётся нелепая верность
Привычке, скучая в пути,
В метро, (вот что сердце быстрей биться
Зовёт) углубляться, нырять, глядеть
В печальные лица, унылые лица
И светлые лица людей.
И каждый в них промельк тоски, горя,
Надежды, счастья, любви земной
Пронзает и жжёт. Только это, город,
Меня примиряет с тобой.
Понравились многие концевые рифмы этих стихов - они не только точные, но и построены на совпадении согласных звуков. Пусть это не совсем то, что называется аллитерацией (данный фонетический прием чаще используется для начал слов, а не для концевых рифм), но звучат некоторые пары рифм очень красиво: «славно-плавность», «нервно-верность», «горя-город», «город-ора». Кстати, вторичное попадание слова «город» в рифму стиха - это недочет их исполнения. Прием аллитерации звуков ГР здесь удачно использован в 1 строфе - он работает как подражание звукам грохочущего города («Гортанно гремит город » и далее), чему помогает и рубленая ритмика стихотворения: 3-х стопный амфибрахий с включением стопы хорея в каждую первую строку строф (010 010 011 0). Конкурсное задание здесь выполнено. Нравится и то, что эти стихи еще содержательны: картинка города очень выразительна, с точной передачей настроения автора. Симпатично встроен и прием эпифоры в предпоследней строфе, создавший ощущение многоликости толпы: «...глядеть в печальные лица, унылые лица и светлые лица людей».
17. ОСЕНЬ - ДЕЖАВЮ. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА
В шелках роскошных от кутюр,
Став на год опытней и старше,
Шагает Осень – дежавю,
Шурша в лесу листвой опавшей.
И в чашу памяти людей
То плещет радости шипучей,
То от унылости своей
Сорит дождём из серой тучи.
Но чаще краской золотой
Штрихует поле шаловливо,
Иль машет трепетно рукой
Далекой стае журавлиной…
Использован прием аллитерации звука Ш - имитации шуршания осенних листьев под ногами. «Шурша в лесу листвой опавшей... в шелках роскошных... штрихует память шаловливо». Симпатичная пейзажная зарисовка, весь смысл которой заключен только в описании осени, олицетворенной автором в человеческое существо, которая «машет трепетно рукой стае» или «сорит дождем».
18. ХУДЕЛ ПИДЖАК. ДЭН МАРТИНИ
Худел пиджак, тончала кожа,
На роже штрих морщин по рже...
Зима стелила мягко ложе–
Я растворился в ней уже...
Как грамофоны графоманам
Скрипели танго по ночам:
О бесприютстве беспрестанном,
О проке, что прокатным станам
Листы строчащим странным странам–
Системно, денно, неустанно–
Так я ,не верящий речам,
Кропал писульки палачам...
А палачи, топор влача,
Лечили пишущих с плеча.
Еще одно интересное стихотворение с удивительной мелодией звучания, в которой последовательно применена аллитерация разных согласных - Ж, СТ, Н, ПР и Ч. По первому впечатлению кажется, что здесь одна только авторская игра со звучанием, но это не так: в стихах есть связные мысли, сюжет, авторский взгляд на происходящее. Как вокруг персонажа стихов происходит процесс абсурдных суетных событий «листы строчащим странным странам – системно, денно, неустанно», так и он сам, которому уже «зима стелила мягко ложе» «кропает писульки палачам», а палачи «топор влача, лечат пишущих с плеча». Непростые стихи, над которыми нужно размышлять, а в их звучание интересно вслушиваться.
21. СЛОВО. ИРИНА ЮЗЕФОВИЧ ЮРЬЕВА
Белый снег внимателен к следам.
Белый свет внимателен к словам.
Слово, вырастая средь словес,
Ищет путь от снега до небес.
Шумные пустые словеса
Не пускают слово в небеса.
Небеса внимательны к земле.
Слову жить, а словесам истлеть.
Стихи начинаются с приема анафоры - намеренного повторения синтаксической конструкции «Белый ... внимателен к ...». И далее весь текст как бы закольцован и состоит из последовательных переходов, логических связок одного с другим. Главное в этих связках - различие между «словами» и «словесами». Они хотя и родственные понятия - «Слово, вырастает средь словес», но разнятся по своей сути: словеса - пустые и шумные, они «не пускают слово в Небеса». Но при этом они в любой момент могут поменяться ролями, поскольку способны к изменению во времени. Когда в стихах есть авторская мысль, содержание, то они всегда привлекают внимание читателя. Здесь раскрытию главной мысли помогает звучание стихов - аллитерация согласного С и немного - ассонанс гласной А в концевых рифмах, создающих ощущение бесконечного продолжения изменений и переходов одного в другое...
23. ТЁПЛЫЙ ВЕЧЕР. ВЛАДИМИР КУРКОВ
Тьма раскрыла звёздный зонтик.
Выпит красный чай зари.
Лишь луны лимонный ломтик,
как приклеенный внутри.
Чёрной кошкой за окошком
спит в беседке тишина.
Посижу ещё немножко.
Эта осень так нежна.
Не тревожит ветер воем.
Не стучит бродяга-дождь.
Облачка над головою
разливает в чашки "ковш".
Тронул плечи тёплый вечер,
рассуждать зовёт меня
обо всём, что в мире вечно,
возле речки, у огня.
Просто красивый пейзаж теплого и темного вечера, где в качестве дополнительного эффекта придания выразительности описания в первой строфе использован прием аллитерации - акцент на согласном Л: «Лишь луны лимонный ломтик, как приклеенный внутри», а во второй строфе - на Ш: «Чёрной кошкой за окошком спит в беседке тишина».
24. СТРАНА ВОЛШЕБНЫХ ГРЕЗ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО
Так мало мест на всей земле осталось,
Где время, словно столб, забито в грунт,
И где порядок побеждает хаос,
Хотя в нем нет часов, минут, секунд.
Где кажется, реальность подменили,
И забываешь, раз попав туда,
Как в горроде рревут автомобили
И как в метрро гррохочут поезда,
И - без чего не мыслишь жизни дома:
Твой телефон, WiFi и интернет,
Зато вдруг веришь в гоблинов и гномов,
Хоть раньше был уверен - троллей нет.
И в рыцарских сверкающих доспехах
Ты ждешь у глади озера ладью,
И Лебедь приглашает с ним поехать,
Взмахнув крылом, на самый близкий юг,
А может быть, на самый дальний север,
Где можно трогать покрывало звезд.
Старинный замок раскрывает двери,
За ними ждет страна волшебных грез.
Сами по себе стихи содержательны, поэтому и были отобраны судьями, но, как мне показалось, привлекающее внимание членов жюри удвоение записи согласного Р во второй строфе, просто помогло автору привлечь внимание судей. Можно, конечно, объяснить это сознательным звукоподражанием шумам города, но это могло бы быть и не замечено, не напиши автор это предложение с графическим акцентом на Р: «Как в горроде рревут автомобили, и как в метрро гррохочут поезда». Других убедительных поводов для отбора стихов в группу с особыми фонетическими приемами я здесь не обнаружила.
А теперь предложу вашему вниманию сразу три стихотворения, написанных в одном и том же жанре - «Стихи для детей»:
26. ШМЕЛЬ. АГЛАЯ ЛЮБИМЦЕВА
Распогодился апрель.
Спозаранку сонный шмель
Над поляною кружит,
И вполголоса жужжит:
- Я без дела не сижу.
Понапрасну не жужжу.
Я шмелятам поутру
Свежий мед несу в нору.
Презабавный толстячок,
Бархатистый пиджачок,
Собирает сладкий мед,
И гудит как самолет:
- Я не просто так жужжу.
По секрету вам скажу,
Что шмелятам по нутру
Чашка меда поутру.
44.ОДИНОКАЯ ЖУЖА. НИНА ПИГАРЕВА
Зажужжала пчёлка Жужа
Над жасминовым кустом:
«Жу-жу-жу, давай подружим.
Жизнь бурлит, весна кругом.
Хороши твои цветочки,
С наслаждением гляжу,
Словно снежные комочки.
Обожаю, жу-жу-жу.
Жить с тобой желаю рядом,
Живописнейший Жасмин!
Одари манящим взглядом.
Я – одна и ты – один.
Буду кроткой, не жеманной,
Буду нежной, как княжна.
Что молчишь, дружок желанный?
Или Жужа не нужна?»
Зашуршал листвой зелёной
Куст в ответ на монолог.
Жужей страстной осаждённый,
Что ещё он сделать мог?!
54. Ш.ШШШ. СВЕТЛАНА ФАЙНБЕРГ
Мышка-норушка живет под подушкой.
Хвостиком мышка шуршит как игрушкой.
Сказки-шуршаночки нам говорит.
Что-то Ульяшка не очень-то спит.
Ушко, Ульяшка, клади на подушку.
Мышка-норушка шуршит про зверушку.
Мама зверушке купила игрушку.
Спать уложила зверушка игрушку.
Снится игрушке шуршательный сон.
Спать захотели норушка, и слон,
Мама зверушки и даже подушка.
Да и сама уже дремлет зверушка.
Жанр «Стихи для детей» - это особый жанр, который я никогда не рассматриваю совместно с другими стихами для взрослых - только на специальных конкурсах поэзии для детей. Эти стихи пишутся совсем по другим правилам, с другими (куда более жесткими!) требованиями и подходами к подаче сюжета, они иначе оцениваются на конкурсах. Все три стихотворения иллюстрируют один и тот же прием звукописи - подражание звукам того объекта внимания, которому посвящены стихи. Первые стихи про шмеля, собирающего нектар, (а не мед, который эти насекомые не собирают, а делают у себя в ульях!) и потому в выборе слов автор неслучайно делает акцент на согласный звук Ж, напоминающий жужжание насекомого. Аналогично - во втором стихотворении про пчелу - там тоже аллитерация Ж и с той же целью звукоподражания. А в третьем стихотворении - про мышку, написанном как колыбельная, идет звукоподражание шорохам и шуршанию - для погружения ребенка в тишину засыпания, отсюда и аллитерация на Ш. Конкурсное задание везде выполнено. Но больше мне нечего добавить: совсем другой жанр!!!
29. ЛУНЫ ХОЛОДНЫЙ ВЗГЛЯД… АЛМИХАНД-КОНКУРСНАЯ
Луны холодный взгляд стекал по стёклам холла.
Казалось, что ансамбль на ладан задышал,
Наигрывая блюз – хит короля танцпола,
И люди засыпа<ли>, по холлу мельтеша. лишн слог
Мелодия ползла с усилием улитки,
Выплёскивалась в холл, и слышалась едва,
Но выступил солист, знаток Альфреда Шнитке,
И флейты властный глас идиллию взорвал.
Как отрезвляет ум лишь капелька рассола,
Так вскинулась, прозрев, безликая толпа.
Взлетела следом пыль до потолка танцпола
От энергичных пар, отплясывавших па.
А музыка, попав в глубины гулких улиц,
Клаксоны заглушив, неслась без тормозов.
И мнилось, что луна, сама танцполом рулит,
Чтоб с кавалькадой звёзд умчать за горизонт.
Мне понравилась мелодия этих стихов - 6 стопный ямб с чередованием мужских и женских рифм. Она очень музыкальна еще и благодаря специальному подбору слов со звуком Л, создающих особое скользящее, льющееся звучание стихотворения: «Луны холодный взгляд стекал по стёклам холла...» и т.д. Этот прием выбран здесь осознанно: тема стихов - ощущение персонажа от слушания музыки, то есть, наличествует непосредственная связь между содержанием и фонетическим приемом, который автор стихов в них применил. И в этом - плюс стихов. Но есть и недостатки. В последней строке 1 строфы нарушение ритмики: «И люди засыпа<ли>, по холлу мельтеша» (лишний слог; возможный вариант исправления: «и засыпал народ по холлу мельтеша»). И еще мне не понравился выбор просторечного слова «рУлит»: по смыслу оно годится, а по стилю речи - не совсем...
30. АБИТУРИЕНТКА. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
Несу сегодня только околесицу.
Коленками, улыбками маня,
Беру с разбега жизненную лестницу
Под колесницей солнечного дня.
А около колонны, опалённые,
Платана листья плавятся в лучах.
Пылают лица и, неутолённые,
Дымят ума палаты на плечах.
Кто – молится, кто – тонет, мелко плавая,
Кто – тянет лотерею у стола.
А я – уже. С победою, со славою –
Отмучилась, управилась – сдала!
Здесь хорошо слышна аллитерация - повторение согласного звука Л в тексте стихотворения: «...платана листья плавятся в лучах. Пылают лица и, неутолённые, дымят ума палаты на плечах». Содержание есть - связное, выразительное - о состоянии абитуриента перед вступительным экзаменом. Как помогает передаче этого состояния избыточность буквы Л - я фантазировать не стану, начиталась в интернете много самых разных пояснений о связи конкретных согласных с конкретным содержанием, но они меня не убедили - многие кажутся цельнотянутыми объяснениями. Тем не менее, данное стихотворение мне очень нравится, и его аллитерация - звучание стихов - тоже нравится.
33. ВОРОНЬЕ ВЕСЕННЕЕ. ВОЛКОВ ИВ МАТВЕЙ
Картаво каркнула своё воронье "кар"
мне вслед, взмахнула крыльями и взмыла
в крадущийся капельный юный март,
где каравай светила - с жара, с пыла
выкатывает Бог на небосвод,
своей стряпнёй природу угощая.
И бледнолицый зябнущий народ
вдыхает полной грудью запах счастья -
забытый запах талого ручья,
размокшего бумажного фрегата
и тополя, что после стужи пьян,
хлебая хмель расхристанного марта.
Над этим всем - картавый ор ворон
и облаков кудрявые овечки.
Тебя увижу, выйдя на балкон
и сдуру каркну, ошалев от встречи.
Ты не покрутишь пальцем у виска -
взлетишь ко мне над удивлённым миром.
День громогласным переполнен "кар",
как будто Бог послал телегу с сыром.
Здесь все более-менее понятно: нужно было передать голос вороны, и автор применил прием аллитерации Р, звукоподражание карканью: «Картаво каркнула своё воронье "кар"». Частичные россыпи одинаковых согласных в других местах мне ничего особенного к восприятию стихов не добавили, но и не мешали. Если автор и поиграл где-то с повтором букв, то это для меня ничего не изменило. А стихи понравились содержанием. Позитивное, жизнеутверждающее настроение марта, в котором «каравай светила - с жара, с пыла выкатывает Бог на небосвод», а тополь, «что после стужи пьян», хлебает «хмель расхристанного марта» не может не нравиться так, будто и впрямь в этот день нам «Бог послал телегу с сыром»!
36. РУСАЛКИ. ИРИНА ГУБАНОВА
Лохмы туман на Купальницу треплет,
Лунного диска мерцает латунь.
Плещет ли,
лечит ли
ласковый лепет
Лжицы-водицы, услады лагун.
ЗамуравЕла осокой, солодкой
Лента реки, в полумгле кореньЁ.
Тени ли,
лебеди,
девки-молодки -
Белы рубахи, да чёрно житьё.
Люшеньки-люли, в томлении стонет
Плакальщиц-дев посолОнь-хоровод*
Долюшка
дролюшки** -
ласковый омут,
Коли на чары русалки падёт.
Очи лазоревы стынут и гаснут,
Цвет в оголОвье***, а ладанки нет.
Лелюшка,
ладушка,
веришь напрасно,
Петь и блажить - ворожбиный обет.
Хлюпнет болотина, сУтемень****, тихо -
Прячется даже лесное зверьё.
Лёжа
на ложе
русалочье лихо
Праздновать тризну зовёт вороньё.
*посолОнь - круговая композиция в хороводе (хождение за солнцем - "посолОнь"),
** дролюшка - любимый, возлюбленный (диалектное).
*** цвет в оголовье - вокруг головы венок (диалектное)
**** сУтемень (сутемь)- полумрак (диалектное)
Стихи, которые описывают языческий, живущий в народе праздник, имеют право на язык, соответствующий выбранной теме - полный редко встречающихся диалектных слов и выражений. Когда лексика всего произведения написана в одном стиле - это в плюс стихотворению, гораздо хуже, когда в нем соединяется речь очень разных стилей. Здесь все гармонично и уместно, зримо описаны картинки событий на ночь Ивана Купалы с русалками и ворожбой. Третьи строки каждого четверостишия (которые автор записала лесенкой) звучат продолжено и протяжно за счет женской рифмы и обилия гласной Е (отдельные вкрапления с ассонансом), во всех строфах слышится избыточное количество согласного Л (аллитерация) - этот звук на меня производит впечатление плесков воды и чего-то протяжного и льющегося, что отчасти помогает увидеть обстановку: «Лохмы туман на Купальницу треплет, лунного диска мерцает латунь. Плещет ли, лечит ли ласковый лепет лжицы-водицы, услады лагун». Словом, в этом стихотворении (в отличие от очень многих стихов наших конкурсантов!) я действие фонетического приема услышала без труда, а не только после упорных умственных стараний обнаружить его в тексте.
43. С ФРАНЦУЗСКОГО НЕБА... ЛЕОНИД ХЕГАЙ
С французского неба скребу синеву,
а время торопит и тянет ко дну.
Но я антилопой, да только не "гну"
жую артишоки - чужую траву.
Здесь "эР" поменял на картавое "эР, р, р"
Мой облик советский местами упрел.
Болтаюсь в утробе житейских афер,
но не проклинаю бродяжий удел.
Распластаны судьбы на лике земли.
Беспечные трели, лишь льют соловьи.
Познавший пучину, сучу на мели...
А в памяти тиком - Заветы Твои.
Здесь не с лету слышится наличие аллитерации - преобладание какого-то согласного, но найти его подсказывает содержание: персонаж, рассказывая нам о своей жизни в эмиграции, обращает внимание на появлении в его речи грассирующего французского Р взамен раскатистого Р русского. И он ненавязчиво подбирает для этого слова со звуком Р: «Здесь "эР" поменял на картавое "эР, р, р". Мой облик советский местами упрел. Болтаюсь в утробе житейских афер, но не проклинаю бродяжий удел». Именно потому, что фонетический прием здесь использован ради передачи смысла, а не ради игры звучания и тем более, не ради заявки на участия стихотворения в фонетическом конкурсе, мне захотелось эти стихи показать вам в статье.
45. ФЕВРАЛЬ. ГАЛИНА ВОЛОШИНА
Неизбежно снежно. Вьюжно.
Ветром воющий натужно.
Сыплет с неба густо, дружно,
По спирали и окружно.
Денно, нощно - хрустко, хлестко.
С ледяных летят подмостков
Горсти игл в лица жестко.
Рикошетом. Перекрестно.
Придорожною поземкой
Белоснежной, хрупкой, ломкой,
Быстрой, зимней, жгуче-колкой, -
Мчит Февраль шальной двуколкой.
Хорошо слышны аллитерации с разными сочетаниями согласных в строфах (-ЖН,-СТК, -ЛК, -МК...), которые чаще всего присутствует в рифменных окончаниях слов строк, а это не совсем аллитерация, а просто естественная работа с рифмовкой стихотворения. Но подбор определенных сочетаний звуков в стихотворении явно не случаен: вместе с ритмом 4-х стопного хорея эти звуки создают ощущение метельного февраля, бьющего в лицо ветром и колким снегом и несущего по дорогам холодную поземку. Стихи для конкурсного задания подобраны удачно.
46. УТРЕННЕЕ. ГОЛЫШЕВА СВЕТЛАНА
В густом тумане из карамели
дома синели,
скрипели ели,
И тучи пряли свои кудели
из акварели,
как из синели.
Но солнце встало над горизонтом,
и день случился,
и мрак рассеян,
И шорох листьев звенит аккордом
самонадеян...
Редкий пример стихов с ассонансом - повтором ударных гласных звуков, в данном случае гласного -Е, который входит в большинство рифменных слов. Зачем здесь этот прием? Содержание стихов - описание утра, фазы дня, когда все начинает разворачиваться во времени, возникать из ничего. И автор, передавая эту мысль, с помощью гласных в глаголах совершенного вида длящегося времени (скрипели, синели, пряли) подбирает к ним однотипные по звучанию слова - как бы разворачивает процесс пробуждения дня во времени. А потом слышится музыкальный аккорд: «солнце встало над горизонтом» - гласный ударный меняется на -О и возникает другое время глагола - не длящееся, а завершенное: «рассЕян», срифмованно с кратким причастием «самонадЕян». (подхвачен тот же самый ассонас -Е) Очень музыкальные стихи! Описания лаконичны, картинка утра передается не столько словами, сколько удачным подбором их звучания.
48. МЕТЕЛЬНОЕ... СВЕТЛАНА ГРУЗДЕВА
Вот и снег налетел
и ломтями и мягкими хлопьями,
заварив суетУ –
и от этого я воспарю!
То ли мне для стихов
посылает небесное топливо,
то ли так, для души –
ожидаемый дар к декабрю…
Он Умчит нас в странУ...
коль затронет стрУнУ веры в чудо, -
по загривку снежка
зазывною метельной порой -
и я полУкалекУ,
судьбУ-неумехУ забУдУ...
Хочешь, следуй за мной!..
Только веки на счастье прикрой.
Понравилось то, что ассонанс ударного гласного -У работает на содержание, имитируя звук снежной метели - гудения ветра. С некоторым усилием по отношению к собственной фантазии, я могу предположить, что есть здесь и аллитерация согласного -П в первой строфе (хлопьями, воспарю, топливо), создающая ощущение бесшумно ударяющего в лицо снега. Красивая лирическая зарисовка, передающая настроение персонажа в том числе еще и звучанием слов.
53. ДЕРЖИ СЕБЯ В РАМКАХ! ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА
Держи себя в рамках - приказано свыше!
Пусть люди вокруг - будто злые ежи,
Пусть даже скрипит заржавевшая "крыша" -
Держи себя в рамках, прилежно держи!
А если обрушатся прежние рамки?!
Всё реже угрозы, и страхи слабей?
Тогда на пробежку сходи спозаранку
И спарринг-партнёра на ринге побей!
Надёжна защита с рожденья до гроба,
И вид безупречен, и поступь легка.
Но мне эти рамки врезаются в рёбра,
И ранят, и рвут, как коррида - быка!!
"Довер-рься!" - скрипят антикварные рамки.
Стальные скрежещут: "На землю ножи!"...
Но всё ж, чтоб не вывернуть мир наизнанку,
Держи себя в рамках, прилежно держи!
Хорошая философская лирика с настроением, где хорошо слышно преобладание (акцент на звуке!) согласного Р. Прием аллитерации использован для передачи настроения персонажа, мир для которого сейчас колюч, полон скрежета, и нужно постоянно «держать себя в рамках», ибо «эти рамки врезаются в рёбра, и ранят, и рвут, как коррида - быка!!».
58. РОВНО ВЕК НАЗАД. АЛИНА АНАТОЛЬЕВНА КОПТЕВА
Ровно век назад
Красно-белый ад.
Это Петроград.
Бьёт снарядов град.
Тот теперь не брат,
Тот родне не рад…
Непокорных ряд
И покорных ряд
Под землёй одной
Спят…
Снова войны мчат,
Не жалея чад.
Слышен душный смрад
Возле жизни врат.
Без душевных трат
Ценность жизни – жад*.
И невинных ряд
И виновных ряд…
Стонет над землёй
Сад…
Стихи с ассонансом ударного гласного А, который используется автором для создания рифм. Практически это монорим - стихотворение выстроенное на одной рифме. Как работает этот прием? Стихи о социальной трагедии общества - о войне, сначала (как в первой строфе)- о гражданской войне начала 20 века(«Красно-белый ад»), а потом - о сегодняшней - в обстановке многочисленных конфликтов между народами («Снова войны мчат», «Слышен душный смрад»). Ключевое слово стихотворение - «ад». Именно его гласный звук А и задает звучание всей теме: А - как пальба, как падающие снаряды, не жалеющие земных чад и работающие на ад. Звучание стихов поддерживает общее настроение содержания стихов.
*****************************
На этом все. Конечно, есть признаки аллитерации и ассонанса и в других стихах наших участников, но эти оказались для меня наиболее понятными, очевидными и, главное - насущными. Потому что любой прием существует не ради игры с ним, а ради лучшего раскрытия содержания стихов. Спасибо всем, кто участвовал - на таком большом объеме материала было очень интересно учиться мастерству использования звучания слов - столько нового я для себя в этом конкурсе узнала, о чем ранее даже не задумывалась! Буду рада вашим откликам на статью.
С теплом, Ваша Алкора, 11.02.25.
Свидетельство о публикации №125021106520
С замечаниями в адрес конкретно моего стихотворения полностью согласна, постараюсь вернуться к нему и исправить все недочёты.
Конкурс нужный, важный, полезный и интересный.
Работа, проделанная судейским составом, титаническая: перечитать и объективно оценить такое количество стихов очень непросто!
А труд и душа, вложенные в разбор конкурсных стихотворений непосредственно Аллой Коряковой, воистину неоценимы, за что ей отдельное спасибо и особая благодарность.
С уважением и благодарностью ко всем,
Татьяна Погребинская 15.02.2025 06:19 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 16.02.2025 15:12 Заявить о нарушении