Предвосхищая будущее. Архитектор Рубанчик
С 1944 года Рубанчик возглавлял проектную мастерскую № 4 института «Ленпроект», где разрабатывал проекты застройки Выборгской стороны.
Очерк Рубанчика «Невский проспект», изданный в голодном 1944 году, написан живым образным языком, наполненными любовью к Ленинграду и безмерным уважением к его героическим защитникам.
Родные Рубанчика во время съемок послевоенного фильма «Архитектура блокады», рассказывали о том, как он с группой других питерских художников, по заданию ГИОП зарисовывал поврежденные архитектурные памятники, создавая галерею беспощадных по своей правде зарисовок варварских разрушений фашистами уникальных дворцов Пушкина и Петродворца в общем цикле «Расстрелянный Растрелли».
В 1944-1945 годах Рубанчик готовит варианты конкурсных проектов реконструкции Площади Ленина у Финляндского вокзала, когда лицевым становится фасад со стороны Невы. Закрытый конкурс на реконструкцию прилежащей к вокзалу территории был проведён в 1946 году.
Рубанчик предложил два варианта здания вокзала и площади с памятником Ленина. В первом варианте здание было весьма похожим на возведенное позднее по проекту конца 1950-ых архитекторов П. А. Ашастина, Н. В. Баранова, Я. Н. Лукина и инженера И. А. Рыбина. Второй вариант продолжал традиции сталинского неоклассицизма.
Причем на одном из рисунков Рубанчиком карандашом дорисована башня со шпилем как близнец похожая на будущую современную, возведенную в конце 1950-ых.
В 1954 году предполагалось возвести более высокую башню, но её пришлось существенно понизить с учетом несущей способности заложенных фундаментов и сложных грунтовых условий основания. В исходном проекте здания предполагалось использование колонн (по аналогии со зданием расположенного рядом Красногвардейского Выборгского универмага по проекту Рубанчика ), но так как на долю строительства выпали нелегкие времена борьбы с архитектурными излишествами, архитекторы превратили колонны в пилоны, дополнив фасад остекленными простенками.
После войны Рубанчик участвовал в важнейшем по значению конкурсе планировки площади Искусств и созданию памятника Пушкину. Конкурс собрал лучших скульпторов и архитекторов не только Ленинграда, но и других городов Советского Союза.
Творческая группа скульптора Матвея Манизера, архитекторов Якова Рубанчика и Армена Барутчева представила конкурсной комиссии свое видение памятника Пушкину. В случае победы проекта нас сегодня бы встречал у Русского музея сдержанный и задумчивый Пушкин, сидящий в ожидании своей гениальной Музы на основании в виде скалы. Руки поэта сложены на коленях, в правой он держит перо, в левой — листы бумаги со своими гениальными творениями. Пьедестал прямоугольный формы с вырезанными углами; две стороны слегка выгнуты, аттик гладкий, карниз обработан пояском и фризом в виде лавровой гирлянды, перевитой лентами. На трех сторонах пьедестала рельефные композиции на сюжеты произведений А.С. Пушкина: Маленькие трагедии, повести Белкина, Борис Годунов, Руслан и Людмила, Медный всадник, Полтава и другие. База трехступенчатая, профилированная. К величавому и строгому прямоугольному постаменту ведут гранитные ступени народной любви.
До последних дней своей жизни Яков Рубанчик работал над книгой «Незнакомый Ленинград», в которой стремился рассказать о малоизвестных, но интереснейших зданиях и сооружениях нашего города. Архитектор ушел из жизни 20 декабря 1948 года в своем безмерно любимом городе — Ленинграде.
Манизер М. Г., Рубанчик Я. О., Барутчев А. К. Конкурсный проект памятника А.С. Пушкину. 1947 г. Номер в Госкаталоге:41347961. Номер по КП (ГИК):ГМГС КП- 4210. Музей городской скульптуры. Перспектива.
#Ленинград #Рубанчик #Пушкин
[id424158046|Александр Костерев]
@https://vk.com/club205142857 (Питер Петра)
Свидетельство о публикации №125021105676