О науке любви

         Посвящается юбилею
         школьного товарища и друга
         профессору Некучаеву Владимиру Оровичу


Не одну сотню монографий изучил,
И прочитал о ней десятки диссертаций,
Считаю все эти «работы о любви»*,
Не более, чем знанья имитаций!

 (Пролог)

Когда в твоих глазах я вижу плюс,
В моих искрой поблёскивает минус,
Мы создали с тобой любимая союз,
Кривую наших чувств описывает синус!

Притягиваешь, как магнит, меня,
Как сила электрического поля,
Мне «на свободе» не прожить уже ни дня,
Любимая, мне нравится твоя «неволя»!

Спектр излучения от синего до красного,
В любви загадочном туманном взгляде,
От отстранённого, холодного до … страстного,
Как в мощном термоядерном заряде!

Как взорвалась сверхновая звезда,
Сверкнула вспышкою и ослепила,
Ты в мою жизнь ворвалась навсегда,
И в один миг собою всё затмила!

Мы к чёрту шлём константы и иксы,
Эйнштейна, Менделеева, Ньютона,
Никто не изобрёл любви «весы»,
Любовного не создал камертона!

Как «уравнение любви» решить?
Кто только в том не упражнялся!
Как «по науке» правильно любить?
Пока никто ещё увы, не догадался!

Любви измерить чем и как энергию?
Потока чувств, эмоций «водопада»,
Каким прибором оценить, не ошибиться,
Определяя цикл любви «полураспада»!

Мигают индикаторы любви, 
Зашкаливают стрелки «любометра»,
Ещё никто доселе не придумал,
Измерить как любовь... «до сантиметра»!

P.S.

Любовь бессильны рассчитать и описать,
Не только физика, но все науки,
И человеку до конца не суждено понять,
Ни смысла … ни её глубинной сути!

11.02.2025г

Примечания:

Книги о науке любви:

1. «Наука любви», также «Наука любить» и «Искусство любви» (лат. Ars amatoria, Ars amandi) — цикл дидактических элегий в трёх книгах, написанный древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном в начале I века. В произведении описаны основы учтивого поведения мужчин и женщин, а также различные приёмы и уловки в отношениях. Наряду с философской поэмой Лукреция «О природе вещей» и дидактической поэмой Вергилия «Георгики» «Наука любви» — назидательное произведение, имеющее поэтичность и ритм элегической строфы и отличающееся обильным использованием мифологических образов. Наряду с «Пиром» Платона, «Сатириконом» Петрония Арбитра, арабским «Благоуханным садом» и индийской «Камасутрой», «Наука любви» является одним из самых эротичных в мире литературных произведений.

2. «Искусство любить. Исследование природы любви» (англ. The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love) — изданная в 1956 году работа психоаналитика и философа-фрейдомарксиста Эриха Фромма, исследующая вопросы духовной сферы жизни человека.Эрих Фромм так характеризует область интересов психоаналитика: «Аналитик — не теолог или философ, и не претендует на то, что компетентен в этих областях; но в качестве врачевателя души аналитик занимается теми же проблемами, что и философия и теология — душой человека и её исцелением».
В то же время сферы интересов самого Эриха Фромма значительно шире. В работах «Бегство от свободы» (1941), «Здоровое общество» (1955), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) и других, Эрих Фромм исследовал различные аспекты взаимоотношений человека и общества.Любовь — это абстракция Карл Маркс критикует ошибочность превращения предиката (то есть абстракции) в субъект. В результате такого действия любовь превращается в Молоха. Эрих Фромм обращает внимание на то, что любовь это абстракция, и «в действительности же существует лишь акт любви».

Эрих Фромм указывает на то, что любовь — это не вещь, а процесс, действие, акт. Идиоматические изменения, происходящие в языке, делают любовь вещью: «у меня огромная любовь к вам». Такое выражение бессмысленно. Можно говорить о любящем человеке, о любви человека и нельзя говорить о человеке любви. «Существительное „любовь“ как некое понятие для обозначения действия „любить“ отрывается от человека как субъекта действия. Любовь превращается в богиню, в идола, на которого человек проецирует свою любовь; в результате этого процесса отчуждения он перестает испытывать любовь, его способность любить находит своё выражение в поклонении „богине любви“. Он перестал быть активным, чувствующим человеком; вместо этого он превратился в отчужденного идолопоклонника».


Рецензии