Фуко, Мишель Эпистема
Мишель Фуко
В своей работе «О порядке вещей» он использует термин ;pist;m; (французское произношение: [epistem;]) в специализированном смысле, обозначая историческое, вневременное, априорное знание, которое обосновывает истину и дискурсы, тем самым представляя условие их возможности в определенную эпоху .
В философии эпистема ( др.-греч . ;;;;;;;; , латинизировано : epist;m; , букв.; 'наука, знание'; фр . ;pist;me ) — знание или понимание. Термин эпистемология (раздел философии, касающийся знания) происходит от эпистемы .
Платон
Платон , следуя Ксенофану , противопоставляет episteme и doxa : общее убеждение или мнение. Термин episteme также отличается от techne : ремесла или прикладной практики. В «Протагоре » Сократ Платона отмечает, что nous и episteme являются предпосылками благоразумия ( phronesis ).
Аристотель
Аристотель различал пять добродетелей мысли: techn; , epist;m; , phron;sis , sophia и nous , причем techne переводится как «ремесло» или «искусство», а episteme — как «знание».
Полное описание epist;m; дано во «Второй аналитике» , где Аристотель утверждает, что знание необходимых, а не случайных истин относительно причинности является основополагающим для episteme .
Чтобы подчеркнуть необходимость, он использует геометрию . Примечательно, что Аристотель использует понятие причины ( aitia ) в более широком смысле, чем современная мысль. Например, понимание того, как геометрические аксиомы приводят к теореме о свойствах треугольников, считается пониманием причины доказанного свойства прямоугольного треугольника.
В результате episteme — это добродетель мысли, которая имеет дело с тем, что не может быть иначе, в то время как techne и phronesis имеют дело с тем, что является случайным.
Современные интерпретации
Мишель Фуко
Для Фуко эпистеме — это руководящая бессознательность субъективности в пределах данной эпохи — субъективные параметры, которые формируют историческое априори . Он использует термин эпистеме ( французское произношение: [epistem;] ) в своем «Порядке вещей» в специализированном смысле для обозначения исторического, вневременного, априорного знания, которое обосновывает истину и дискурсы , тем самым представляя условие их возможности в пределах определенной эпохи . В своей книге Фуко описывает эпистеме
В любой данной культуре и в любой данный момент всегда существует только одна эпистема , которая определяет условия возможности всякого знания, выраженного в теории или молчаливо воплощенного в практике.
В последующих работах он ясно дает понять, что несколько epist;m; могут сосуществовать и взаимодействовать одновременно, являясь частями различных систем власти-знания . Фуко пытается продемонстрировать конститутивные пределы дискурса и, в частности, правила, обеспечивающие их продуктивность; однако Фуко утверждает, что, хотя идеология может проникать в науку и формировать ее, этого делать не обязательно: необходимо продемонстрировать, как идеология на самом деле формирует рассматриваемую науку; противоречия и отсутствие объективности не являются индикаторами идеологии.
Жан Пиаже сравнил использование Фуко epist;m; с понятием парадигмы Томаса Куна
Эпистема — это исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возможности мнений, теорий или наук в каждый исторический период; структура мышления, выражающая образ мыслей, присущий определённой исторической эпохе, и формирующая надындивидуальный порядок: фундаментальные языковые коды, схемы восприятия, иерархии практик[.
Эпистема представляет собой исторически обусловленное культурно-когнитивное априори, совокупность правил и отношений в конкретных месте и времени, формирующих условия существования исторических форм культуры и знания. Она включает набор дискурсивных практик, создающих аппарат производства знания.
По мнению Фуко, истина всегда относительна и прямо зависит от мировоззрения человека.
Фуко отказывается от понятия абсолютной истины, так как наш образ мыслей зависит от окружающих обстоятельств, исторически обусловлен — иными словами, ограничен тем или иным набором эпистем.
Фуко вводит различение между знанием и познанием (фр. savoir и connaissance, англ. knowledge и knowing); уровень эпистемы (знание) предшествует научным дискурсам (познание) и, следовательно, делает возможным их существование: введённая Фуко «археология» изучает не поверхностные изменения, а глубинные события. Эпистема не является совокупностью знаний или особенностями исследований какой-либо эпохи; она не обладает универсальной значимостью, а, напротив, строго ограничена изучаемыми дискурсами.
Лежащие в основе эпистемы скрытые структуры определяют порядок воплощения «вещей» в «словах»; структуры дискурсивных практик различаются в зависимости от уровня организации мышления или культуры. Важными свойствами эпистемы являются связь между её элементами и синхрония. Составляя систему невидимых правил, эпистема не только определяет «порядок среди вещей», но и позволяет объяснить появление тех или иных форм знания в тот или иной исторический период.
Фуко выделял в Новом времени три эпистемы: возрожденческую (Ренессанс, XVI век), классическую (XVII—XVIII века) и современную (с рубежа XVIII—XIX веков до настоящего времени). Поскольку история дискурсов не является историей линейных и прогрессивных изменений, то переход от одной эпистемы к другой происходит через разрывы и прерывности, хотя механизм перехода остаётся неясным; изменения структур не управляются: Фуко говорит о «загадочном глубинном событии». Та или иная научная дисциплина оказывается ближе к другим наукам в рамках эпистемы, чем к той дисциплине, которую она сменяет или которой предшествует.
Свидетельство о публикации №125021008080