Доморощенный семинар Л. Толстой и обьемы рукописей

Илл.
Фото, видимо, колоризированное, я видела чб фото это. Но вообще при жизни Л.Н.Толстого цветная фотография уже была, но как ещё редкость: сохранились, например, цветные фотоснимки царской семьи, видов России в то время, как фото-открытки в том числе. Однако и граф Толстой вполне мог бы себе позволить оплатить цветные снимки.

------


Доморощенный лит. семинар 08-11 февраля 2025 г. Лев Толстой и его сундуки рукописей


Сначала о доморощенности, затем интереснейшая цитата, потом мой комментарий.
См мою папку Мой доморощенный Лит.институт.

Почему доморощенный? Из иронии, самоиронии:чай, и мы не лыком шиты!
И потом мне нравится слово "доморощенный", и я его таким образом реабилитирую, как А.А.Любищев реабилитировал первозданный и уважительный слова "дилетант", приобретшее со временем пренебрежительный смысл, но Александр Александрович не стеснялся называть им себя, хотя равных ему по энциклопедизму познаний вкупе с безупречным владением своей непосредственной профессии биолога-специалиста в энтомологии - просто не было.
Дилетант от итальянского дилеттаре "любить", обьяснял он.
Что же в этом пренебрежительного?

Многие слова со временем приобретают негативную коннотацию в силу разных причин, и требуется восстановить их первоначальный смысл.
Доморощенный - это слово имеет четко-негативную окраску, сродни дилетанту, "наши доморощенные..." - это ругательно-саркастичный ярлык.

Но вслушаемся в составное слово, ставшее единым: Дома рощенный.

 В эру интернет-фриланса нахожу необходимым это слово реабилитировать.
Дома-то мы дома, но в диалоге и контакте со всей ноосферой! Говорим с человечеством.

Кстати, Лев Толстой тоже был затворник и интроверт. Эйхенбаум пишет о том, что Лев Толстой принципиально отрезал себя с семьёй от цивилизации в Ясной Поляне.
Виртуальную экскурсию
См. У меня ссылки.
Кстати, и второй смысл здесь:рукописи-то Льва Николаевича все доморощенные.

Теперь цитату.


Эйхенбаум Б. Творческие стимулы Л. Толстого // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского; Вступ. ст. Г. Бялого. — Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. — С. 77—90.
http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/eih/eih-077-.htm

- 77 -

ТВОРЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ Л. ТОЛСТОГО*

Страшная вещь — наша работа.
Кроме нас никто этого не знает.

Толстой — Фету (1875 г.)

1

Когда несколько лет тому назад решено было приступить к изданию полного собрания сочинений, дневников и писем Льва Толстого, то оказалось, что для этого нужно не менее 90 больших томов. Такие размеры необычны для русской литературы. Мы привыкли, что сочинения наших классиков помещаются самое большее в 15—20 томах. Девяносто томов — это больше, чем энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Если это перевести на печатные листы, то получится около трех тысяч листов! А если считать по страницам, то их окажется около пятидесяти тысяч!

Но впечатление будет еще более грандиозным и необычным, если увидеть все это в рукописях. Первое ощущение редактора, приступающего к работе над рукописями Толстого, — паника. Как бы ни был велик его опыт по редактированию других классиков — все равно: взявшись за Толстого, он испугается. ...чтобы выяснить последовательность редакций: этих редакций получается 10, 15, 20. А это делать с такой вещью, как «Воскресение»? Рукописи этого романа занимают целый сундук.

...
То же самое было и с «Анной Карениной», и с «Воскресением», и с другими вещами. ...

Толстой не любил техники, но перед пишущей машиной он устоять не мог: она давала возможность увеличить количество копий, ускорить их производство, привлечь посторонних людей. И вот в Ясной Поляне, принципиально отгородившейся от цивилизации, появляется машина «ремингтон» — и Толстой, пользуясь ее услугами, переделывает каждую страницу рукописи по пять, по десять раз. Целый штат родных и знакомых занят перепиской этих страниц.

...
Если даже не считать всех этих редакций, исправлений и копий, а взять общее количество печатных листов и разделить на годы (Толстой писал 60 лет), то окажется, что он писал не менее 50 листов в год, то есть больше четырех печатных листов в месяц. Из них по крайней мере половину надо отнести на долю произведений (остальное — на письма и дневники). Итак, за год Толстому удавалось написать от 20 до 30 печатных листов. Так оно и есть. «Войну и мир» он писал пять лет, а в ней вместе с вариантами не меньше 100 печатных листов.

- 79 -

Считается, что один лист в месяц (в среднем) — хорошая норма для писателя. У Толстого работоспособность была, значит, двойная или даже тройная. П. Сергеенко сообщает, что иногда Толстой «исписывал... в день по 20 страниц, что составляет более половины печатного листа»1. Это тем более замечательно, что Толстой не был профессиональным писателем в обычном смысле этого слова — не был литератором: не должен был зарабатывать литературой и не связывал себя точными сроками и договорами. В основе этого страшного труда лежали, очевидно, какие-то внутренние побуждения и стимулы — какой-то особый пафос, заставлявший его непрерывно и напряженно работать.


------

Выдающийся советский литературовед Борис Эйхенбаум, Лермонтовед. Толстовед и т.д.
См.для чтения, я отсюда черпаю кладезь, в том числе материал этой статьи:

http://stihi.ru/2024/10/30/897
Библиография литературоведа Бориса Эйхенбаума


Мой комментарий.

Илл.
Фото, видимо, колоризированное, я видела чб фото это, но вообще при жизни Л.Н.Толстого цветная фотография уже была, но редкость, сохранились, например, цветные фотоснимки царской семьи, видов России в то время, как фото-открытки в том числе, однако и граф Толстой вполне мог бы себе позволить оплатить цветные снимки.

Теперь по статье.
Сократила цитату, сколько могла. Там внутри цитаты первых абзацев ещё много интересных деталей о мучениях составителей 90-томного ПСС Льва Николаевича Толстого. Но пока запомним ёмкий образ:на каждый роман у Льва Николаевича было припасено по сундуку для рукописей переделок!
В полном объеме интереснейшую статью литературоведа Бориса Эйхенбаума читайте например нам сайте его наследия.

И это при всем том, что, как справедливо пишет Б.Эйхенбаум, непосредственной материальной нужды граф Толстой не знал и не было необходимости писать для заработка.
Что же тогда вело его труд?

Борис Эйхенбаум:

"В основе этого страшного труда лежали, очевидно, какие-то внутренние побуждения и стимулы — какой-то особый пафос, заставлявший его непрерывно и напряженно работать".

Прочитайте всю статью, она стоит затраченного времени.

Первый вопрос, который возник у меня, читая эти цифровые выкладки лит.продуктивности письменной работы изо дня в день 60 лет подряд, или, по крайней мере, после выхода в отставку и помещиком в деревню, в имение Ясная Поляна, и с тех пор лет с 30 уже непрерывный каждодневный писательский труд, практически безвыездно, - а как было со здоровьем у Льва Николаевича?!

Это же какие силы нужны столько работы себе задавать!

Но здоровье смолоду у Льва Николаевича было неважное и до 60 лет он много болел, а потом очень сильно захотел - для работы! - стать здоровым.
И разработал свой ЗОЖ и достиг больших успехов.
Это и часть его толстовство, возврата к нашей природе, которую мы не приучены сызмальства уважать и потому страдаем.

На эту тему, о здоровье и труде писателя по оздоровлению себя, я собрала материал, и со своими комментариями поделюсь дальше. У Эйхенбаума отчего-то этот вопрос не освещен в статье, хотя он напрашивается.
А пока см мою статью 2024 года о жизни Толстых в Ясной Поляне.

В этом году у меня проснулся интерес к Льву Толстому, я все более им интересуюсь, читаю, узнаЮ в чем смысл толстовства, как этического учения, см.фотографии и ролики из музея-усадьбы Ясная Поляна.

А началось, пожалуй, со статьи писателя и между прочим и литературоведа - Мариэтты Сергеевны Шагинян "Ясная Поляна" в ее работе "Силуэты русских писателей" и ее, как всегда вдумчиво-свеже-неожиданных и глубоких размышлениях.
Она уже задала мне тему изучения поэта Николая Языкова и Константина Батюшкова, как поэтов пушкинской поры, теперь вот Лев Толстой.

И вот ознакомилась с работой выдающегося литературоведа Бориса Эйхенбаума, чье наследие тоже помалу, но с удовольствием возвращаясь, читаю на сайте наследия.



10.02.2025 19:09

http://philologos.narod.ru/eichenbaum/eichenmain.htm
Сайт наследия литературоведа Бориса
Эйхенбаума.


http://stihi.ru/2025/02/10/7662
Доморощенный семинар Л. Толстой и обьемы рукописей(по сундуку на каждое произведение, вороха бесчисленных переделок). По статье Бориса Эйхенбаума Творческие стимулы Толстого.

http://stihi.ru/2024/07/27/4132
Список ссылок цикла Мои писательские семинары Ч. 1

http://stihi.ru/2024/11/18/755
Ясная Поляна. Усадьба Л. Н. Толстого. Статья 1

http://stihi.ru/2021/11/22/269
Вне Переделкино Пастернак не мог бы писать


Из статьи на официальном сайте Дома-музея Б.Л. Пастернака в Переделкине:
------
"...Пастернак писал: «Я мог бы зарабатывать больше… я мог бы меньше дичать, меньше отрываться от города, меньше времени тратить на лес и на реку… А если бы я меньше занимался заготовкой хвороста на зиму, меньше отдавал бы времени воздуху и природе (октябрь, по утрам заморозки, а я все еще купаюсь) …я, может быть, не мог бы и работать».
-------

Мои эссе о Б. Пастернаке в Переделкино, вне которого Пастернак писать не мог, без природы рядом и колки дров во дворе. Сам так и признавался, что вне Переделкино писать не смог бы.
Лев Николаевич Толстой и его труд на поле, на фото все видели. А ещё Прешпект. Так называется знаменитая аллея в Ясной Поляне, где много гулял Толстой. Там и сейчас полно туристов и в кафе "Прешпект", так и называется, подают блюда "из кулинарных книг рецептов Софьи Андреевны Толстой".


http://stihi.ru/2025/01/29/8524
Лев Толстой о движении для творчества

http://stihi.ru/2022/03/07/42
Смотрите мои папки-тома о поэтах и писателях


http://stihi.ru/2024/12/31/5483
Первые цветные дореволюционные фото ёлки. Ульяновы


© Copyright: Зера Черкесова1, 2025

10.02.2025 20:21



https://zera-cherkesov.livejournal.com/704817.html


Рецензии