Свободная поэзия и черные стихи
14:05
Публикация номер - 13621
Кристина Гранта Чёрные стихи
http://stihi.ru/2024/05/19/669
Белые стихи известны любому стихотворцу, имеющему любопытство к теории, к простому способу версификации, и это славно.
Рифму искать одном мучительно, это искренним и мастеровитым, иным забавно, и дурным стихотворца так же.
Нам известно и то, что самые древние памятники поэзии совсем не всегда были рифмованы, скажем, в русской древности, язык которой нам сколько-то может казаться знакомым, без рифм было даже обыкновенно.
Но пришло время нам близкое, в некотором приближении западная поэзия нам подарила обычай рифмовать - но это поверхность, мы так же хорошо знаем, что народная словесность у нас с той же древности любила созвучность, и рифма народная лишь не была строга, она искрилась, радовалась, не делала системности, она просто исходила из самого естественного процесса языкотворчкства.
Поэзия народная была некоей сторонней для магистральной линии русской литературы, основу ее истории всё же составила литература официальная, и здесь всё равно сам наш язык незаметно возвращал стихосложение к народным привычкам, богатство словоформ заставляло поэтов работать с рифмой куда изощреннее, нежели в западной поэзии, здесь поиск не просто в нормированном строе окончаний, здесь самые окончания менялись...
Словом, язык рождал гениев
Белые стихи казались в 19 веке несколько манерными, совсем не свданными ни с какими традициями, неким, так сказать, оригинальничанием, стихи без точных рифм представлялись незвучными, нелепыми, неинтересными, но главное поэтическое заставило публику увидеть прелесть и этой техники, уж я не помню, за что метрические стихи без рифмы назвали белыми, но так получилось, и это наложило на рифмованные стихи некую теоретическую безымянность, тень, и мною замеченное стихотворение Чёрные стихи мне несколько сказало иное, чем делился автор, я начал думать, что вовсе не рифмованные стихи стоит называть чёрными, в отличие от нерифмованных белых, а совсем иной аспект, некий "перпендикуляр" версификации, вообще, намекал на то, что самая рифма не просто полярна - есть или нет - но кроме рифмы внутренней, неточной и тп - есть огромное пространство звукописи, совсем не ограничивающееся конечными слогами строк, стихов, но весьма произвольно раскрашивающими целые строки, аналитики ни в коем случае никогда не могли оставить без внимания наличия перекличек и гласных, и согласных, говорят о впечатлениях от строя звука, но такой теории, как теория метра и рифмы, категорически не получилось.
Понятно, если метрика и ритмика достаточно просто могут быть демонстрированы и поняты, как средство воздействия на слушателя и читателя, весь звуковой строй не просто богат - он бесконечен, он весь несёт пространство человеческих личных чувств, он адекватен самому миру языка, он направляет делающего понять суть языка к той фундаментальной основе, которая не служит человеку, а созидает его, очеловечивает, не просто за известным нам трудом, но куда далее, к самой идеальности, душевности и духовности,
И здесь можно подойти к тому, что я обозначил условно перпендикулярностью, уводом от простоты метрики и ритмики, в самый мир звучания.
И потому я вижу в неприятно окрашенном слове чёрный достаточно точный момент указания на некую грунтовку, почву поэтической речи, где ритмика и метрика - только так сказать "клеточки" для заполнения, для окрашивания, имеющие важное значение, но только как место для содержания, и это уже может стать связью со смыслом, вести к пониманию того, как существует эмотивная семантика, как смысловая понятийная семантика связана с эмоциями.
Вот почему чёрные стихи я взял без предложенного автором значения, непосредственно наталкивающие на первую стадию языковой колористики - черно-белую графику стиха, бледно связанную с метрикой и ритмикой, особенно с пониманием рифмы, как более звучащим нотами, а не паузами.
Наверное, мы должны получать и о том, что черновики, чёрная работа стихотворца вовсе не посик смысла - смысл, содержание, как р исходное чувство, в творце заложен изначально, уверен, что еще до непосредственного повода, вдохновения - в поэте беспрерывно сотворяются некие смыслы, они живут в нем, изменяются, ищут новые информации, и потому его черновая работа лишь внешне есть поиск звучаний, выстраивания и подсчёта слогов, замен слов.
Поэт работает не просто над вариантами складывания слов, он мучительно ищет скрытый в его мощном внутреннем мире - не просто в подсознании, как соблазнительно было бы сказать - во внутреннем мире - так как внутренний мир человека не ограничен только языковым и текстовым пространством, он имеет материалом особую сущность, самую идеальность, которую некие личностные центры очень эффективно быстро превращают в речь, но в случае поэзии это не элементарная нужда общения с конкретным человеком даже не мечтания и планы - это потребность каждой личности беспрерывно сотворять человеческое, в себе и в собеседнике.
В человечестве.
Мы ходим босиком по чёрной пашне жизни, мы лишь черновики, и потому чёрные стихи есть некий профиль поэзии, позволяющий нам искать объёмное, живое, растущее, совершенно ждущее семя, брошенное свыше.
10 февраля 2025 года примерно 15:00
***
© Copyright: Август Май, 2025
Свидетельство о публикации №125021005105
Свидетельство о публикации №125021005278