Бесплатный сыр - только в мышеловке?

Фразу о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке, знают все. Миллионы людей повторяют её по самым разным поводам. Но при этом мало кто задумывается о смысле произносимых слов. Такое бывает часто. Ведь людям так хочется прослыть умными за счёт общепризнанных крылатых фраз. Но мы не будем ограничиваться бездумным повторением. Давайте попробуем разобраться, всегда ли верна данная мысль.

Начнём с того, что даже с точки зрения мыши, для которой, собственно, и предназначена любая мышеловка, фраза просто нелепа. Можно подумать, что другой сыр, не из мышеловки, мышь должна обязательно покупать за деньги или на что-то выменивать. Дело обстоит как раз наоборот.  Для мыши абсолютно бесплатен любой сыр, который она найдёт на полу или украдёт ночью со стола. И только за сыр из мышеловки ей приходится расплачиваться нервным стрессом, здоровьем или даже жизнью. Так что автор фразы выбрал далеко не самый удачный образ. Или он плохо представляет себе повседневную жизнь обычных мышей.

Правда, рассматриваемая нами фраза, конечно же, не о мышах, а о нас, людях. Что ж, давайте проанализируем её смысл в применении к человеку и человеческому обществу. Может, здесь дела обстоят лучше?

На первый взгляд, мысль, заложенная в этой фразе, абсолютно верная. Ведь ничто нам не даётся даром, за всё нам приходится платить, расплачиваться,  отвечать. И бесплатность очень часто таит в себе скрытую ловушку. Во всяком случае, такое мы видим довольно часто. Всего несколько примеров.

Если к вам подходят на улице и объявляют, что вы выиграли какую-то технику или большую сумму денег, то это на сто процентов жульничество. Отказывайтесь от выигрыша и уходите. Но сначала обратите внимание, как вытянутся от удивления лица ваших «благодетелей».

Если вам приходит письмо с уведомлением о том, что вам положено большое наследство от неизвестного человека из экзотической страны, не спешите радоваться. Вы не только не получите ничего, но ещё и лишитесь собственных сбережений.

Или, допустим, вас просят одолжить некую сумму денег или вложить их в какое-то дело. При этом обещают, что через неделю (месяц, год) вам вернут вдвое, втрое, в десять раз больше. Не верьте! Или же заранее распрощайтесь с вашими деньгами. Тогда, если вдруг вас не обманут, что крайне маловероятно, то возврат ваших денег даже без увеличения будет для вас приятным сюрпризом.

Если вас затягивают в секту, обещая за это гарантированное спасение и вечное блаженство, то это несомненное жульничество. После глубокой психологической обработки у вас отнимут всё имущество, жильё и заставят вас вовлекать в секту новых людей. Всегда помните, что членство в любом коллективе никак не может гарантировать счастливую посмертную судьбу.

Или, предположим, что вам предлагают работу, которая оплачивается несоизмеримо с затратами труда и вашими способностями. Скорее всего работа аморальная, нечестная, преступная. В лучшем случае вас заставят слепо выполнять все прихоти хозяина. То есть будут платить не за работу, а за личную безоговорочную преданность. Хуже, если вам придётся обманывать государство, партнёров, гораздо чаще — клиентов, то есть обычных людей. В наихудшем случае вам придётся расплачиваться своим здоровьем или даже жизнью. Самое главное — не считайте себя избранником судьбы, любимцем богов, которому всё даётся само собой, бесплатно. Деньги, не заработанные честным трудом, — это грязные деньги, не приносящие счастья.

Короче говоря, все эти примеры говорят, что за всё приходится платить. Платить деньгами, совестью, честью, преступлениями, здоровьем или жизнью. Всё это так.
Однако, если хорошенько подумать, то есть и исключения. Мир устроен вовсе не так беспросветно жестоко. Кое-что всё-таки даётся нам совершенно безвозмездно, то есть даром. Бесплатный сыр всё-таки есть! Причём именно это бесплатное, даровое является самым главным, единственно важным для нас.

Например, именно как дар мы получаем свою жизнь. Конечно, надо быть благодарным за это своим родителям, но было бы наивно думать, что только они стали причиной нашего появления на свет. Каждый из нас получает совершенное тело, бессмертную душу, чистый дух. Каждый получает свободу выбора между добром и злом, свободу самореализации, свободу в преобразовании мира.

Другой пример. Именно как дар мы получаем в пользование мир, прекрасно приспособленный для нашей жизни. В нём есть всё, что нам нужно: воздух, вода, земля, пища, тепло. Причём именно в тех количествах, в тех соотношениях которые нам нужны. Нам остаётся только правильно пользоваться этим даром.

Ещё пример. Как дар мы получаем настоящую, чистую любовь, не требующую никакой платы. Это любовь родителей, детей, братьев и сестёр, супругов, наконец, любовь мужчины и женщины, которые не могут быть вместе. Такая любовь видит единственную цель в самоотдаче любимому человеку.

Абсолютно даром получаем мы и истинную крепкую дружбу, в которой главное — прийти на помощь другу, отказавшись в чём-то от своих интересов.

Наконец, абсолютно даром получают великие люди свои таланты, свою гениальность. Они приобретают способность создавать такие произведения, которые другим людям просто недоступны даже при титанических усилиях с их стороны.

И ни о какой «мышеловке» во всех этих случаях речь не идёт. Никакая ловушка нас не ждёт. Конечно, получив эти дары, мы должны чувствовать ответственность за то, как мы ими распорядимся. Причём ответственность наша тем больше, чем больше даров мы получаем. Однако главное требование к тем, кто получил дары, — это оставаться нормальным человеком. То есть поступать по совести, избегать гордыни, не лгать, не разрушать мир и так далее. Никакой дополнительной платы не требуется. Никакого вреда нам эти дары не приносят.

Так как же разобраться, когда нас всё-таки ждёт «мышеловка», а когда «сыр» бывает по-настоящему бесплатным?  Да всё очень просто. Надо прежде всего посмотреть, кто нам предлагает свой дар.

Если то, что мы получаем, исходит от сил зла или от людей, вставших на путь служения злу, то это скорее всего принесёт нам вред, причём вред, значительно превышающий пользу. Силам зла нет никакого смысла помогать нам, улучшать нашу жизнь. Они заманивают нас малым, чтобы отобрать гораздо большее. Это тот самый принцип мышеловки, в которой глупая мышь, прельстившись кусочком сыра, расплачивается жизнью.

Причём не стоит считать малой платой за полученный «сыр» свою исковерканную совесть, осквернённую душу, так как во многих случаях именно они оборачиваются жизненными трагедиями, а после смерти вообще определяют дальнейшую судьбу человека. Некоторым людям это кажется не важным, но пусть потом они не говорят, что их не предупреждали.

А вот если дар приходит от сил добра, от чистых людей, от светлой глубинной сущности пусть даже сильно осквернённого человека, то за этот дар не надо платить своими бедами. Надо просто принять его с благодарностью и постараться дальше жить нормально, по-человечески, выбирая добро и отказываясь от зла. Ведь именно для этого нам и дана жизнь с её бесплатными бесценными дарами.
Кстати, по этому же самому принципу мы можем оценивать и свои поступки или же свои желания совершить поступки.

Например, если мы даём что-нибудь другому человеку просто так, без желания получить потом плату, просто из стремления сделать ему хорошо, то, скорее всего, этот наш поступок продиктован нашей истинной светлой сущностью, нашей совестью.

А вот если мы даём что-то другому с единственной целью получить потом много большую награду, сделать другого человека полностью зависимым от себя, то можно не сомневаться — наш поступок навязывается нам нашим внутренним злом или внешними силами зла. Поэтому от этого поступка надо постараться  вовремя отказаться.

Так что давайте не будем, подобно глупой мыши, хватать сыр в мышеловке. Но не будем и сами ставить мышеловки на других людей. И то, и другое одинаково служит злу.

2007 г.


Рецензии