Пушкин бы склонил колени...

Да что же это такое!..
Пушкин бы склонил колени перед таким наследием его пушкинской школы!
Это же вершина поэзии, которой можно только достичь. А все благодаря Пушкину, который угадал верное направление поэзии, а уже такие невероятно талантливые поэты как Ахматова, его подхватили и развили.

Тот город, мной любимый с детства,
В его декабрьской тишине
Моим промотанным наследством
Сегодня показался мне.

Все, что само давалось в руки,
Что было так легко отдать:
Душевный жар, молений звуки
И первой песни благодать -

Все унеслось прозрачным дымом,
Истлело в глубине зеркал...
И вот уж о невозвратимом
Скрипач безносый заиграл.

Но с любопытством иностранки,
Плененной каждой новизной,
Глядела я, как мчатся санки,
И слушала язык родной.

И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг, от века милый,
Всходил со мною на крыльцо.
1929


Неожиданность и широта мысли поражает. Когда мы читаем о "промотанном наследстве", мы начинаем думать, что это семейное серебро, ухоженный домик с мансардой, оранжерея с персиками, все то, что часто проматывали юные отпрыски получив наследство... Но не тут было, чтобы наш поэт так мелко пал, что сожалел об этом материальном, он неожиданно для нашего обычного понимания поднимает это "промотанное наследство" до подлинных поэтических высот!

Оказывается героиня называет им "душевный жар", "песни", словом речь идет о молодости, которая тратилась здесь в этом городке. Героиня словно говорит словами Тургенева: "Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время — и хлебца напросишься."... Все стало для героини "невозвратимым".

И мы понимаем, что героиня вернулась из дальних странствий, где не было русского языка и она с упоением слушает его, понимая что здесь в этом городке осталась ее душа, куда бы она не уезжала. И поражает концовка, которая как заключительный аккорд в музыкальном произведении вдруг поднимает звуки до недосягаемой и мощной высоты, здесь в конце звучат слова, которым стоит  поучиться поэтам, как находить точные и неожиданные, но сразу передающие нам настрой поэта:

И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо...

Да... сказать "дикой", это надо обладать гениальным чутьем, чтобы вот так бросить это слово, которое мощно заканчивает стих.


Рецензии