Нейрофизиологическая теория Айзенка
По Айзенку, преступное поведение во многом возникает так же, как и психическое заболевание: генетическая предрасположенность усиливает действие социальных стимулов.
По его мнению, наследственно передаваемые недостаточные когнитивные способности влияют на способность лица эффективно справляться с внешними ситуациями, в особенности с теми, где возможно нарушение закона. Взаимодействием между плохими социальными условиями, дефектами процесса социализации и неспособностью понимать необходимость социализации создаёт личность преступника.
Теория Айзенка объясняет преступное поведение взаимодействием между тремя главными особенностями психики: нейротизмом (N), экстраверсией (E) и психотизмом (P).
Определённое сочетание этих измерений личности считается способным серьёзно ограничивать способность индивида воспринимать социальные нормы и следовать им, что приводит к затруднениям с формированием некриминального образа мысли и поведения.
По мнению Айзенка, люди с сочетанием высокой нейротичности и психотичности, также являющиеся экстравертами представляют собой олицетворение образа личности преступника.
Напротив, индивиды с низкой нейротичностью и психотичностью легче поддаются социальному кондиционированию и потому менее склонны к участию в преступном поведении. На основе сочетания трёх упомянутых шкал была создана ещё одна шкала «криминальности» (C), которую Айзенк и его последователи считали наилучшим индикатором склонности к преступному поведению.
Попытки эмпирического подтверждения теории Айзенка приводили к противоречивым результатам. В одних исследованиях подтверждалась гипотеза о том, что лица высокими N, E и P присутствуют в основном в когорте преступников, а лица с низкими N, E и P — в когорте ведущих себя законопослушно, в других результаты были не столь однозначны. Ввиду этого теория Айзенка в настоящее время рассматривается как чрезмерно упрощённая и неспособная объяснить все виды преступного поведения. Сведение преступного поведения к особенностям психики также оспаривается. Достижением теории считается представление о необходимости учёта когнитивного компонента при объяснении преступного поведения: стиль мышления индивида и его последующее поведение связываются с преступными действиями
Выделяют также и теорию эндокринной обусловленности преступного поведения.
Сторонниками названной теории являются М. Шлапп, Э. Смит и др. Согласно этой
теории, предрасположенность к совершению преступлений связана с нарушением
работы эндокринных желез (щитовидной железы, гипофиза, желчного пузыря и др.).
Несмотря на богатое прошлое биологической теории личности, в настоящее время
она все больше теряет свою популярность, да и в целом, влияние генов на много
слабее влияния окружающей среды, особенно это ощутимо за последние десятки лет.
Я лично в этом убедилась, когда начала поиски материала для магистерской работы.
Я никогда не принижала важность окружающей среды для формирования личности,
но, тем не менее, я была уверенна, что найду массу статей и ученых приверженцев
биологической теории, так каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что
ученых, отстаивающих биологическую теорию, практически не осталось. Возможно,
это и к лучшему, ведь довольно глупо отрицать значение социума и окружающей
обстановки для формирования личности.
В одной из работ я столкнулась с довольно интересным экспериментом. Каждому из
нас со школьных времен знаком эксперимент Павлова, однако Р.Л. Соломон провел
иной опыт. Щенков, которые не ели ничего в течение целого дня, помещали в комнату.
Экспериментатор сидел на стуле, держа при этом в правой руке свернутую трубочкой
газету. Справа от него находилась полная тарелка вареной конины, нравившаяся очень
щенкам, а слева от него полная тарелка собачьего корма, которая щенков не особо
привлекала. Экспериментатор всякий раз, когда щенки пытались подобраться к тарелке
с кониной (что рассматривалось им как антисоциальное поведение, требующее
наказание), хлопал щенка по спине газетой. Применяемое экспериментатором
наказание является мягким, не причиняющим ни малейшего вреда или боли, оно лишь
сигнализирует о недовольстве экспериментатора, выражает его возмущение.
Спустя неделю после такого эксперимента голодных щенков впустили в комнату,
в которой уже не было экспериментатора, казалось бы - щенки могли поступать как
им вздумается, однако, большинство щенков кружили вокруг вареной конины и
смотрели на нее с вожделением, но ели собачий корм. Таким образом, можно
говорить - выработанная у щенков «совесть» заставляет их поступать против их
желаний и инстинктов.
Без внимания нельзя оставить и еще один вывод эксперимента Соломона со
щенками. Формирование у щенков сильной совести с использованием условных
рефлексов шло гораздо успешнее, если в роли экспериментатора выступал человек,
который до эксперимента кормил их и ухаживал за ними.
Другими словами, наличие эмоциональной связи между человеком и животными
делало процесс формирования условных рефлексов более эффективным. Это еще раз
доказывает, что воспитание совести у детей должно быть скорее задачей родителей,
чем кого-либо ещё, а наказание должно применяться только на общем фоне любви и
эмоционального контакта с ребенком, если мы хотим добиться желанного результата.
42
11% случаев. Данная гипотеза подтверждает тот факт, что близнецы с одинаковым
генотипом проявляют гораздо больше сходства в поведении, нежели близнецы,
имеющие разные генотипы [1, с. 189].
Одним из направлений биологической теории личности преступника является
хромосомная теория. Нормальным набором хромосом для мужчин является сочетание
ХУ; для женщин - сочетание XX. Дополнительные У-хромосомы у мужчин и
соответственно Х-хромосомы у женщин, определяют склонность к совершению
преступлений [2, с. 131]. Тем не менее, по результатам исследований в Пентриджской
тюрьме в Мельбурне, Ричард Фокс сообщил, что заключенные, имевшие комбинацию
хромосом XYY, не более склонны к совершению насилия, чем остальные
заключенные, но чаще, чем они, совершают имущественные преступления [3].
Выделяют также и теорию эндокринной обусловленности преступного поведения.
Сторонниками названной теории являются М. Шлапп, Э. Смит и др. Согласно этой
теории, предрасположенность к совершению преступлений связана с нарушением
работы эндокринных желез (щитовидной железы, гипофиза, желчного пузыря и др.).
Несмотря на богатое прошлое биологической теории личности, в настоящее время
она все больше теряет свою популярность, да и в целом, влияние генов на много
слабее влияния окружающей среды, особенно это ощутимо за последние десятки лет.
Я лично в этом убедилась, когда начала поиски материала для магистерской работы.
Я никогда не принижала важность окружающей среды для формирования личности,
но, тем не менее, я была уверенна, что найду массу статей и ученых приверженцев
биологической теории, так каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что
ученых, отстаивающих биологическую теорию, практически не осталось. Возможно,
это и к лучшему, ведь довольно глупо отрицать значение социума и окружающей
обстановки для формирования личности.
В одной из работ я столкнулась с довольно интересным экспериментом. Каждому из
нас со школьных времен знаком эксперимент Павлова, однако Р.Л. Соломон провел
иной опыт. Щенков, которые не ели ничего в течение целого дня, помещали в комнату.
Экспериментатор сидел на стуле, держа при этом в правой руке свернутую трубочкой
газету. Справа от него находилась полная тарелка вареной конины, нравившаяся очень
щенкам, а слева от него полная тарелка собачьего корма, которая щенков не особо
привлекала. Экспериментатор всякий раз, когда щенки пытались подобраться к тарелке
с кониной (что рассматривалось им как антисоциальное поведение, требующее
наказание), хлопал щенка по спине газетой. Применяемое экспериментатором
наказание является мягким, не причиняющим ни малейшего вреда или боли, оно лишь
сигнализирует о недовольстве экспериментатора, выражает его возмущение.
Спустя неделю после такого эксперимента голодных щенков впустили в комнату,
в которой уже не было экспериментатора, казалось бы - щенки могли поступать как
им вздумается, однако, большинство щенков кружили вокруг вареной конины и
смотрели на нее с вожделением, но ели собачий корм. Таким образом, можно
говорить - выработанная у щенков «совесть» заставляет их поступать против их
желаний и инстинктов.
Без внимания нельзя оставить и еще один вывод эксперимента Соломона со
щенками. Формирование у щенков сильной совести с использованием условных
рефлексов шло гораздо успешнее, если в роли экспериментатора выступал человек,
который до эксперимента кормил их и ухаживал за ними.
Другими словами, наличие эмоциональной связи между человеком и животными
делало процесс формирования условных рефлексов более эффективным. Это еще раз
доказывает, что воспитание совести у детей должно быть скорее задачей родителей,
чем кого-либо ещё, а наказание должно применяться только на общем фоне любви и
эмоционального контакта с ребенком, если мы хотим добиться желанного результата.
С точки зрения профилактики преступности очень важно, чтобы это хорошо
понимали все родители. В наш век вседозволенности многие родители увиливают от
своей обязанности, перекладывая обязанность по воспитанию детей на учителей и нянь.
Однако у ребенка со своими родителями особая эмоциональная связь, именно поэтому
формирование совести, да и в целом процесс воспитания будет намного эффективнее,
если заниматься этим будут родители, а не иные лица. Только если мы сможем
перевоспитать родителей и заставим их признать и выполнить эту свою обязанность,
мы сможем предотвратить еще большую деградацию нашей цивилизации
Список литературы
1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М; Изд-во ЭКСМО-
Пресс, 2001. 480 с.
2. Гладышев Ю.А. Антропологические теории в криминологии о причинах
преступности // Юридическая техника, 2012. № 6. С. 130-132.
Свидетельство о публикации №125020908741