Весёлая Кляча 13 - 2
В обозрении эпох, искусств, лиц и личин поэт сам незаметно может перенестись в прошлое на век-два и оказаться соглядатаем, героем и воздыхателем происходящего:
Вы пели романсы,
Сидел я у стенки.
И были нюансы,
И были оттенки.
Вы были наивны, –
Красивы на зависть,
Когда с пианино
Вы со-прикасались.
Я за-любовался:
Как мило и ловко
В начале романса
Качнули головкой.
Под музыку Глинки,
Под музыку Листа
Держали вы спинку
Легко и волнисто.
Прекрасные ножки
Попрали педали,
Как будто немножко
Меня вы пытали.
Улыбка, причёска,
Поклон комплимента…
Mein Gott! Матка Боска!
И, – la sakramento!
Сидел я у стенки.
Вы пели романсы.
И были оттенки,
Короче, – нюансы.
Он смягчает в весёлых сценках некоторые трагические моменты истории и находит в них смешинку, как, к примеру, излагает свои остроумные оправдания деяниям Герострата, озорует с бюстом королевы, объясняет свои причины «охлаждения» к браку с Клеопатрой:
Сидит Клеопатра – Египта царица,
Подобная солнцу иль солнца лучу…
Конечно, я мог бы на ней и жениться,
Но что-то в последнее время молчу.
Какие-то змеи шипят постоянно.
Какие-то яды плескают в сосуд.
Повсюду болваны с башкой оловянной.
Тигрята невольницам груди сосут.
А тут ещё Марк этот, этот Антоний,
А тут ещё Цезарь, а тут ещё жрец…
И кто-то отравлен, и кто-то потонет,
А кто-то найдёт свой печальный конец.
Владимир Николаевич Попов – поэт-орган, и он владеет всеми регистрами этого сложнейшего инструмента: от печальных воздушных выдыханий Перотипа Великого до сложнейших хоральных прелюдий Баха. Он может быть нарочито примитивен, как первые звучания портативного органа, и восхитительно многоголосен. Но в целом музыка его поэзии камерна. Глубина его проникновения в историю тоже камерна. В ней нет, скажем, симфонизма Рубцова. Поэт сам пересоздаёт историю по зову своего доброго сердца и любви к нам. Он «безличное вочеловечивает», оставляя жестоким королям, геростратам, ловеласам, аферистам, проституткам, шутам шанс вочеловечиться, пусть порой и в самых странных обстоятельствах. Именно такие метаморфозы и сообщают необыкновенную привлекательность поэзии В. Попова. «Чепушинка. Чепуха. Чепухистика»! – как восклицает сам поэт. Но как нам близок и дорог становится король из «Королевского сна», в обстоятельствах сна которого, ей богу, проступает что-то Рождественское.
В королевстве Пассимяги,
Наплевавши на молву,
Спить король в своей сермяге
Между овцами в хлеву.
Тёплый трепетный ягнёнок
Прижимается к спине…
Спит король и, как ребёнок,
Улыбается во сне.
На земле темно и поздно.
Где-то плачет козодой.
Пахнет сеном и навозом,
И упавшею звездой.
Спит король. И сумрак хмурый
Исчезает за рекой.
Спит король. И только куры
Сторожат его покой.
Пусть он спит, и пусть проснётся «ребёнком» с «тёплым и трепетным» сердцем…
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №125020904617
пишет, и Вами, Николай! Спасибо Вам за такое замечательное эссе, новых Вам
творческих удач!
Татьяна Ильина-Шумкина 20.02.2025 12:02 Заявить о нарушении
Учитель Николай 20.02.2025 12:05 Заявить о нарушении