Лети, корабль...

Лети, корабль...Эссе по стихотворению А.С.Пушкина "Погасло дневное светило..."

  Дело было, когда я училась в восьмом классе. Учительница литературы, Таисия Андреевна, дала нам задание подготовиться к внеклассному чтению по стихам Александра Сергеевича Пушкина.

  Дома у нас имелось собрание сочинений поэта, я открыла первый том и с первых же его страниц попала под влияние удивительного стиха "Погасло дневное светило..." Несмотря на некоторые непонятные слова и обилие старославянизмов, весь строй поэтического повествования с троекратным повтором в каждой строфе "Шуми, шуми, послушное ветрило. Волнуйся подо мной, угрюмый океан" подействовал на меня магически и поразил какой-то неожиданной связью с моей духовной жизнью и с жизнью моих товарищей по классу.
  Хотя стихотворению сопутствовал некий исторический комментарий, я всё же посетила городскую библиотеку, и мне подобрали, по моей просьбе, всё что могли найти в своих хранилищах об этом пушкинском периоде 1820 года.

  В тот день я пришла на урок в очень приподнятом состоянии. Мне казалось, что сегодня обязательно должно свершиться нечто особенное. Слова стиха крутились у меня в голове после его многократного прочтения дома и запомнились без специального заучивания наизусть.

  "Кто из вас, ребята, хотел бы сейчас выступить?" - спросила Таисия Андреевна и, увидев мою поднятую руку, пригласила меня к доске.
  Как сейчас помню, я стояла перед воззрившимся на меня классом с открытой книгой в руке, но в неё ни разу не заглянула, а, читая тект, смотрела в большое окно с осенним пейзажем, за которым, как мне казалось, разыгрывалась морская стихия, и парусник, ныряя на волнах, влёк меня и всех моих одноклассников "к пределам дальным по грозной прихоти обманчивых морей":

 А.С.Пушкин. "Погасло дневное светило..."

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.

Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

  Перестав читать, я не сразу перевела взгляд на своих товарищей - стояла мёртая тишина. Но, когда взглянула на них, увидела плохо скрываемые слёзы в глазах в основном девочек, и мне было понятно почему. Стихотворение несло в себе две важные на тот момент для нас темы - тему путешествий и тему неразделённой любви. Мы все были влюблены тогда, но, в большинстве случаев, почему-то невзаимно...
Таисия Андреевна тоже молчала, склонив голову и неподвижно  уставившись в одну точку на полу. Наконец она как бы отмерла и, сказав самой себе раздумчивое, но непонятное мне "Да...", обращаясь к классу, спросила: " Кто хочет задать вопрос Кире?"

  Ура!- желающие нашлись сразу же. Может быть, вопросы прозвучали не в том порядке, в каком я их запишу, но основные из них и мои ответы были такие:

 - А почему Пушкин просит ветер шуметь, называя его послушным? - спросила Таня К.
 - "Ветрило" - это не ветер, а парус. Так он тогда назывался. Пушкин обращается не к ветру, а к парусу.

 -Поняла, - сказала Таня и села вновь за парту.

  Надо бы напомнить, что в те времена не было принято задавать вопросы сидя, поэтому все мои одноклассники, участвовавшие в диалоге, поднимались и садились, гремя откидными крышками парт.
 
- Куда поэт стремился на этом корабле? Почему он на нём оказался? - это был вопрос Вити С.
- В 1820 году А.С.Пушкин был отправлен в Южную ссылку к Чёрному морю за свободолюбивые стихи против крепостного права. Он впервые видел море и впервые  взошёл на корабль. Молодой военный Пётр Раевский, его друг, пригласил поэта в ночное путешествие от Керчи до Гурзуфа на собственном паруснике.

  Витя кивнул головой и, сказав спасибо, сел.
  Наступила очередь вопроса от Оли В.
 - Почему поэт называет свою родину "туманной"? Разве в Москве всё время были туманы?
 - Пушкин действительно родился в Москве и там прошло его раннее детство, но затем семья переехала в Санкт-Петербург, город частых дождей и туманов.

  Всё это время тянул руку Эдик Ц., и вот его вопрос:
 - Кто такие музы? Почему они тайно улыбались поэту?
 - Музы — богини в древнегреческой мифологии, покровительницы искусств и наук. Статуи этих девушек находились в парке Царскосельского лицея, где любил гулять юный поэт.
 - О! А я думал, что эти музы такие же, как наша Музка, только их много! - воскликнул Эдик, после чего раздался неудержимый весёлый хохот всего класса. Надо сказать, что нашей одноклассницей была девочка с редким именем Муза, и сейчас она, польщённая вниманием к своей персоне, сидела счастливая, с пылающими щеками.
  Ну, и настала пора последнего вопроса.
 
 - А кто такие "наперсТницы порочных заблуждений"? - поинтересовалась Лиля Н. 
 - Лиля, слово "наперсницы" пишется без буквы "т" в середине, потому что имеются в ввиду не "персты"-пальцы, а "перси", то есть женская грудь. Проще говоря, "наперсница" - это подруга. А "порочные заблуждения"...

  Таисия Андреевна, до этого момента с интересом слушая вопросы и ответы учащихся, вдруг как-то испуганно встрепенулась и, решительно взяв инициативу в свои руки, безапилляционно произнесла: " Про это, ребята, вам ещё рано знать. Дождёмся 18-ти лет. Кира, давай дневник!"

  Я поднесла дневник, в который мне была поставлена красной ручкой жирная пятёрка с размашистой записью под ней: "Молодец!"
  Прозвенел звонок, и необычный урок по литературе, уступив место другим предметам, стал частью нашей классной истории.

06.02.2025
Фото из Интернета


   


Рецензии
Прекрасные воспоминания, Кира.
Спасибо

Ольга Осенская   20.02.2025 19:21     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Оля!

Кира Костецкая   22.02.2025 06:10   Заявить о нарушении