Восточная притча. Будда и Небесный дракон

Как-то раз, январским утром,
Прибежали звери к Будде –
Мышь, Бык, Тигр, примчался Заяц,
Конь, Козел, Петух с Собакой,
Обезьяна и Свинья…
Извиняясь, извиваясь,
Чуть шипя и пресмыкаясь,
Следом доползла Змея.

И спросил мудрец: «Что с вами?
Что случилось, что стряслось?
Зачем табором, все вместе
Шум устроили и хоровод?!
Зодиакам здесь не место –
Опустел ваш небосвод!»

Загалдели разом звери
Так, что горы загудели.
Будда их угомонил,
Тихо тигра попросил
Рассказать всё не рыча,
А спокойно, не спеша.

«На всём Востоке, почитая год Дракона,
К нему с дарами приходили люди на поклон.
Наш Змей от этого так сильно возгордился,
Что не на шутку вспыхнул и воспламенился,
Горынычем на гору высоченную взлетел...
И объявил, что Поднебесный мир – его удел!»

«Дворец построил, там расположился,
Друзей забыл, от нас отгородился.
В чертогах притчи про себя читает,
Ничто и никого не почитает,
Считает, что не чета мы,
Себя Царём небесным называет
И на камнях приказы выжигает».

«А первым «государевым» указом
Звёзд переделал чёткий очерёд!
Он так, вразрез традициям, зараза,
Планетам циклы все перевернёт! 
Представьте, он вторым драконовским наказом
Трон приказал готовить на грядущий срок!»

«Мы все готовы его силой
С Олимпа славного согнать.
И мутного смутьяна и громилу
До власти никогда не допускать!
Пусть под землёю посидит
В объятьях тьмы и тишины!»

Послушав Тигра, призадумался Мудрец,
Нельзя порядок нарушать и ход небес.
Сказал: «Похоже, западной гордыни бес
К вам подобрался и в доверие пролез.
Бороться напрямую с бесами непросто…
Избавиться вам надо от непрошеного гостя».

«Для этого ищите хитроумный план, альтернативу,
Чтобы не тратить понапрасну свою кровушку и силу!
Не горячитесь! Вам ни поврозь, ни вместе
Горыныча наскоком не удастся проучить,
Но с выдумкой и тонкою, «правдивой» лестью
Добиться можно большего и цель свою достичь».

«Пусть он поверит, что сияет ярче Солнца
И, высоко взлетев, Светило сможет заменить.
Когда и если вдруг на самый верх взберётся,
Бессильным станет – и не сможет победить!
Да и в лучах блистающего солнечного лика
Дракона блёстки опадут как с липки лыко».

Будду звери за совет благодарили,
Домой вернувшись, так и поступили –
Дракону льстили, сладко говорили:
«Ты – словно Солнце! Дивный свет!
Ты – славен и велик, поэтами воспет!»
Дракон, польщённый, ярко в небо взмыл,
Немного покружил, и… след его простыл».

Воздушным змеем Новый год взметнулся
Дракону тотчас вслед, обрадовав людей.
Так череда не превратилась в чехарду
И старый год ушел спокойно в тишину
Без грозных бед, разборок и скандалов
С восточной мудростью и запахом сандала…

*****

Мораль проста, ясна, не сложно разобраться:
Ищите способ миром разойтись, а не подраться.            
Доверчиво не открывайте лести настежь дверь –
Не будет разочарований, огорчений и потерь!
Лесть лжива, вкрадчива и стильно стелет,
Но утром остаётся от неё лишь горькое похмелье.
 
Высоты вы берите с подготовкой и по силам!
Не лезьте напролом, уподобляясь крокодилам.
Не думайте, что, получив высокий сан и кресло,
Вы красите его. – Чин возвеличивает ваше место!            
Спесь, никому не нужную, подальше уберите
И за козырное кресло вы цепко не держитесь.

А коль проявится, наверняка, кто ярче вас и поумнее,
Вы мудрость проявите и в сторону спокойно отойдите.
Дорогу дать другим – не горе вовсе, не потеря!
Вы верьте искренне в судьбу, любовь, в себя,
(Важны для этого семья и верные друзья),
Тогда найдёте выход из любого забытья!



_______

Иллюстрация создана совместно с китайским ИИ.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Как и другая басня в разных интерпретациях – «Полёвка и Бык. По мотивам басни Эзопа Бык и Мышь» и «Укус из любви к искусству», данная басня/притча написана в канун и по поводу смены восточного годового цикла – от Дракона к Змее.

Дракон – от древнегреческого drakon и латинского draco, что в переводе означает «змей, змея». Отсюда частая путаница в текстах и взаимозамена слова «дракон» на «змей», и наоборот.

«Горыныч» в нашем случае – фольклорный дракон, это его отчество, что означает «сын горы», потому что, как сказывают, живёт на горе. Не путать с родственником – Змеем Горынычем, героем русских сказок и мифов, у которого три головы, а этимология отчества – от глагола «гореть». По крайней мере этой версии придерживаются официальные историки-сказочники.

Драконы Востока и Запада отличались диаметрально. Особенно после христианизации, когда Змей стал крайне отрицательным персонажем, воплощением варварства и варваров, которого обязательно надо убить. Этим занимались эпические герои – от Геракла, победившего Ладона, Аполлона, убившего Пифона, нашего Добрыни Никитича, убедившего, дипломатично угрожая мечом, пойти на «трамповскую» сделку со Змеем Горынычем, архангела Михаила – олицетворения добра, сражавшегося со злом – Диаволом/Сатаной, а также всем известного победителя змея-дракона – св. Георгия (Георгия Победоносца), он же Егорий, Юрий, Георгиус, в исламе Джирдис, Гиргис, Эль-Куди. Одним из чудес святого Георгия явилось убийство копьём Змея, обитавшего в окрестностях Бейрута, которому вынуждены были отдать по жребию царскую дочь, но произошло чудо: явился Георгий на коне и пронзил Змея. Риторический вопрос «на полях»: и почему спасают всегда только элиту?

Надо отметить, что не всё так просто с драконами в Европе и св. Георгием. Изображение Георгия Победоносца является одним из самых почитаемых как у английских монархов, так и у российских. (Вопрос «почему?» оставим на потом). Он является покровителем как Англии, так и Российской империи. Его изображение присутствовало на гербе царской России и до сих пор сохранилось на гербе Российской Федерации и Москвы. В этой связи несколько под другим углом воспринимается прозвище основателя Москвы князя Юрия Долгорукого: если мы поменяем его имя на равнозначное Георгий, то тогда становится более понятно почему «долгорукий» – рука с длинным копьём.

При том, что с драконом в Англии боролись, он каким-то образом оказался на гербе англосаксонского королевства Уэссекс, и в наши дни является геральдическим символом графства Уэльс и даже Лондонского Сити (City of London) – отдельного территориального образования, графства внутри Большого Лондона со своими законами, правами, привилегиями, правительством. Даже монархи Англии должны испрашивать разрешение на посещение Сити у лорда-мэра. Красный дракон был эмблемой как британских, так и саксонских королей. От короля Артура он затем перешёл к Тюдорам.
Драконы охраняют также Исландию. А знаете от кого?  От… Дании! Намёк современной Гренландии – отнеситесь внимательно к своей геральдике.
И ещё одно любопытное изображение дракона – на эмблеме концерна Альфа Ромео, которое они заимствовали из герба Милана. Советую приглядеться. Тот ещё дракончик, поедающий младенца. Могли бы и изменить.

Есть ещё один очень важный нюанс: как правило, в западной мифологии дракон охраняет дворец, но чаще всего – пещеру, полную драгоценностями и золотом. Такая роскошь и богатство всегда приписывалась и ассоциировалась со странам Востока. Уж не это ли обстоятельства и явились основной причиной обязательного убийства дракона,.. а легенду о «злом» Драконе-Змее, похищающим девушек, ему уже потом приписали для оправдания собственных агрессивных, захватнических действий? Мы же видим как сейчас – в реальном времени, у всех на глазах – Запад переписывает историю, в частности, Второй Мировой войны, тем самым подводя «историческую» базу для оправдания очередной попытки «Drang nach Osten».

Перейдем и мы на Восток – в Китай и сопредельные страны. По дороге можно ненадолго остановиться в Казани, там повсюду много симпатичных драконов-грифонов, которых принято называть Зилант.
Так вот, на Востоке драконы вполне себе миролюбивые (если их специально не раздражать), доброжелательные существа, которых любят и им поклоняются, т.к. считается, что дракон является символом доброго начала Ян. Он также связан с культом дождя, водной стихии, плодородия, а, значит, приносит богатство, благополучие, удачу, успех, развитие. Как царь животных, дракон служил в Китае символом императорской власти.
Если вы внимательны к деталям, то заметили, что практически все качества восточного дракона, включая обращения к нему о ниспослании дождя, перешли в Европе к святому Георгию, который… победитель дракона. Вот такая ельцинская «загогулина».

Попутно: выражения «драконовские меры», «драконовы законы» не имеют никакого отношение к мифическим существам. Кстати, а точно «мифическим»?  ))   


Рецензии