Женщина в Древней Иудее. Ветхий Завет. Насилие

Возрастное ограничение 16 +
Женщина в Древней Иудее. Распутство и насилие в Библии. Ветхий Завет.

(Содержание: I  Использование девушек и женщин в качестве живого щита. II Девство. Жена (брак). Развод. III. Наложница (рабыня, проданная отцом, бедным евреем богатому или пленница). Многоженство.  Пленницы (жены по неволе)IV. Нечистота. Пустосеменье (Онан). Выводы о правовом положении женщины).

 

Введение.
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (От Матфея 23: 37-38).

 
***
Термины, обозначающие в Ветхом Завете совокупление. Войти к ней, возлежать с ней, открыть наготу (ее, его); познать его (ее), открыть край одежды отца своего — означает совокупление. Однако в Библии в совокупности с этими фразами  не идет уточнение: насильно или добровольно. Это становится ясно из контекста наиболее ярких, подробных эпизодов. Слова, указывающие прямо на насилие: ругался над ней; схватил и возлег с ней; преодолел ее и изнасиловал; взял ее, спал с ней и сделал ей насилие; смирил ее(*) — принуждение к сожительству, сексуальное насилие.

I. Использование девушек (женщин) в качестве «живого щита».
1. Праведный Лот (Книга Бытия гл. 19-20)
В тот вечер в Содоме (1) у праведного Лота, родственника Авраама, гостили Божьи Ангелы.  Их послал Господь из-за великого развращения города, чтобы они уничтожили Содом с лица земли за грехи его жителей и вывели из него праведного Лота с его семьей.
 «Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы позна;ем их» (Бытие 19:4-5).
«Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего» (Бытие 19:6-8).
Эта история заканчивается благополучно, так как в гостях у Лота оказались Ангелы, которые сами остались невредимыми и защитили дочерей Лота (2).


2. Наложница левита. Гива.
Левит (3) был в пути со своей наложницей и слугой (4), проходя мимо Гивы, он хотел остановиться там на ночлег, но никто не принимал его.  Затем, нашелся единственный житель города, который предложил им свое гостеприимство. «Старик сказал ему: будь спокоен: весь недостаток твой на мне, только не ночуй на улице. И ввел его в дом свой и дал корму ослам [его], а сами они омыли ноги свои и ели и пили. Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия; вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света. Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, [потому что она умерла]. Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место» (Книга Судей 19:20-28).
«Затем, он разрезал свою наложницу на 12 частей и разослал в разные части Израиля. После чего, израильтяне пришли на собрание в Массифу (в Библии означает несколько исторических областей, подробнее не уточняется) из-за преступления над наложницей, где было принято решение мстить. При этом левит пояснил следующее: «...меня намеревались убить, и наложницу мою замучили, [надругавшись над нею,] так, что она умерла...» (Книга Судей 19:29 — 20:6). 


2.1. Комментарий действий левита с позиции современного уголовного права.    Так, он жалуется, что его, якобы, хотели убить и не поясняет при этом подробностей того, как он сам передал жертву для коллективного изнасилования жителям Гивы, т.е., заведомо и намеренно оставил без помощи наложницу, находящуюся в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенную возможности принять меры к самосохранению, будучи лицом ответственным за нее, что имеет признаки преступления оставления в опасности; однако, учитывая, он лично выдал ее для совершения над ней преступления, подразумевает пособничество в совершении изнасилования; а если рассматривать ситуацию глубже, признаки соисполнения в совершении преступления, так как, очевидно, что он применил к ней психологическое или физическое насилие, выводя ее к преступникам. 
Последовательность событий и действий левита. Он намеренно с прямым умыслом выводит наложницу к насильникам; затем, спит до утра; пробуждается, видя наложницу без признаков сознания (после совершенного над ней жесточайшего преступления), приказывает ей встать, что было уже невозможно по причине того, что насилие было со смертельным исходом; затем,  инициирует военный поход против жителей Гивы.  Таким образом, левит нашел повод и основание начать войну с Вениаминовцами. Но при этом искренность его отношения к женщине выглядит сомнительно. Он приносит в жертву свою наложницу, спасая себя и своего слугу мужского пола (который, исходя из его поступка, был для него важнее женщины).


2.2. «Наложница в Гиве», «Праведный Лот» — выводы. Таким образом,  по сложившимся традициям, практике того времени, если иудейским мужчинам грозила опасность сексуального насилия, они использовали в качестве «живого щита» жен и дочерей (женщин и девственниц) для своего спасения и спасения других мужчин (в том числе, слуг мужского пола).


II. Девство. Жена (брак). Развод.
3.  Смертная казнь за отсутствие девства и за изнасилование.
Согласно Второзаконию 22:20 - 22:21, за отсутствие девства (обнаруженном при вступлении в брак) было положено такое же наказание, как и за изнасилование преступнику, обесчестившему, обрученную девственницу (6) (Второзаконие 22:25), а именно, казнь в виде забития камнями до смерти.
При этом, согласно Второзаконию  (22:28 - 29) насильник освобождался от наказания, если он изнасиловал необрученную девственницу. Т.е., не причинил вреда и позора другому мужчине. В этом случае он обязан был женится без права развода и заплатить моральную компенсацию отцу девушки.
А для опозоренной девственницы смягчающий обстоятельств и исключений не было. Никто не выяснял, была ли она изнасилована ранее или обесчещена путем соблазнения (но промолчала из страха или глубокого стыда) в любом случае, еще не одна девственница не изнасиловала мужчину. Учитывая невинность потерпевшей или просто опозоренной девушки, мужчина понимал, что ее жизнь на этом заканчивалась, часто в прямом смысле, но ему было все равно. Вопрос о невинности жениха не поднимался.
За прелюбодеяние было такое же наказание  для обоих (смертная казнь в виде забития камнями).
«Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее» (Левит 21:9).
Примечание. Следует отметить, что в Христианстве целомудрие и аскетизм (7) рассматривается как высшая Благодать независимо от пола, упоминаясь, как образ жизни в целом; а не условия жизни девушки или ее бракосочетания. (Евангелие от Матфея 19:12, Послание Апостола Павла к Корифянам 7:25 - 26).


4. Брак.
Заключение брака состояло из двух этапов: обручения (после чего, невеста называлась «девицей обрученною», но жила в доме отца) и брачного договора (после его заключения жена переходила в дом мужа): «...призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, отдал ее Товии в жену и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему... взяв свиток, написал договор и запечатал (Книга Товит 7:12-13).
Между двумя этапами проходил год (месяц для вдовы). Свадьба  могла затягиваться на несколько недель: «...сделал для них брачный пир на четырнадцать дней» (Книга Товит 8:19).
*В Ветхом Завете это не упоминаются права жены в брачном договоре, и полагалась ли ей при разводе полагалась денежная компенсация. Что не исключает такие упоминания в других исторических документах.


4.1. Развод по причине неприязни к жене.
 «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, – то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел». (Второзаконие 24:1-4)
4.1.1. Комментарии.
Толковая Библия Лопухина (8):
«О прелюбодеянии жены, как причине развода, не могло быть и речи: по смыслу 20–22 ст. XXII гл. кн. Втор. прелюбодеи подлежали смертной казни».

Комментарий преподобного Исидора Пилусиота (9):
«А вкусившие пророческих кровей не пощадили бы ненавидимых ими жен, и многократно намеревавшиеся явно убить самого законодателя не удержались бы от того, чтобы явно или коварно умерщвлять жен или обвинять их в прелюбодействе. Посему, предотвращая большее зло, скорее дозволил, нежели предписал, зло меньшее».

Таким образом, муж мог развестись, если женщина становилась ему неприятна после свадьбы (у женщины такого права не было). Конечно, благо, что, вообще, женился, чтобы оценить ее женские качества. Как после развода складывалась судьба женщины, сложно сказать, так как мужчины предпочитали девушек. А бывшая супруга, побывавшая во втором браке, для первого мужа считалась оскверненной. Однако о том, что мужчина, вступивший во второй брак, мог быть осквернен, не упоминается.
 

4.2. Запрет на развод накладывался навсегда:
Если муж несправедливо оклеветал жену в отсутствие девства, так как она ему не понравилась (Второзаконие 22:19).
Если мужчина изнасиловал девицу необрученную, он женился на ней без права развода (Второзаконие 22:28-29).


III. Наложница (рабыня или пленница). Многоженство.  Пленницы (жены по неволе)
5. Наложница.
         Наложница — еврейская девушка, проданная отцом в рабство, вынужденная иметь интимные отношения с господином (рабовладельцем); несвободная (лично зависимая), незамужняя. Так же наложницами обычно становились пленницы. С ними не заключался брачный договор (союз), им не давалось разводное письмо, их дети не имели право на наследство. Наложничество означало фактическое (блудное с точки зрения религии) сожительство, без обязательств.
       Профессор Лопухин определял наложничество как форму «непрочного, без всяких формальностей и подарков заключенного, брачного союза с такими женщинами или девицами, которые каким-нибудь образом оказывались в зависимом положении». 
      

6. Продажа дочери в рабство в качестве наложницы бедного еврея богатому (сексуальное рабство) и ее положение (Исход 21:7 - 21.11).
Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы (Исход 21:7). Речь шла о том, что раб (еврей при хозяине еврее) по 
прошествии 6 лет получал «вольную» и не мог быть продан никому, кроме другого еврея. У наложницы было другое положение:

«Продажа девушки от бедного еврея богатому могла, как видно из последующих стихов, иметь в виду только конкубинат. Поэтому, если она делалась наложницею, или, правильнее, младшею женою господина или сына его, то она оставалась навечно в доме его; если же это не состоялось, то она получала безвозмездно свободу. (Георгий Константинович Властов Священная летопись. Том 2)


6.1. Общие и отличительные черты конкубината в древнем Риме.  Георгий Константинович указывает параллель с конкубинатом с точки зрения закона, морали и христианства: «в виде открытого сожительства мужчины и женщины, не освященного никакими брачными обрядами» (Лопухин). 
Но стоит отметить отличия. Конкубина (от латинского «лежать вместе») — в древнем Риме незамужняя, свободная женщина, низшего сословия, находившаяся в (добровольном) сожительстве с аристократом, не признаваемое браком, но имеющее юридические последствия, «неполный брак», в византийском и римском праве.  Она имела право и возможность уйти от сожителя. Т.е., измена конкубины, конечно, не приравнивалась к измене жены (каковой она не была). Ее дети имели право на наследство.

      Наложницу, как и мужчину раба, можно было продать другому еврею (Исход 21:8).
      «Вольную» или «развод»  она получала при условии, что была лишена пищи, одежды и супружеского сожития (Исход 21:10 - 11).
 

6.2. Ответственность за прелюбодеяние с рабой.
  Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная: пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей; и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил (Левит 19:20-22).
Как говорилось выше (п. 3), за прелюбодеяние со свободной женщиной (девушкой) обоим грозила смертная казнь. Т.е., требования как к неверной жене к ней не применялись, ибо женой она не была, а только сожительницей (любовницей). И к мужчине, вступившем с ней в связь, тоже высокая ответственность не предъявлялась, так как она рабыня (не имела личной свободы).

   
6.3. Многоженство.
Вместе с наложничеством был развит институт многоженства (Книга Судей 8:30; 10:4; 12:9, 14, Вторая Книга Царств 12:8). У царя Соломона: «было семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его» (3 Книга Царств 11:3).


6.3.1. Комментарии богословов. «По первоначальной идее своей, ветхозаветный брак, как и новозаветный, должен был служить источником высшего и полного единения мужчины и женщины. Но идее этой суждено было недолго жить в народе еврейском. Первые страницы его бытописателя показывают, что нравам и привычкам этого народа такой идеал брака был не по плечу : уже в 6-м колене, после нашего прародителя, стала практиковаться полигамия – форма брачного сожития, далекая от объединения двух в одну плоть» А. И. Загоровский (10).
            «Но кроме многоженства и наложничества, вследствие той же неумеренности в брачных наслаждениях, являлись факты блудного сожития, как видно из истории Иуды и Фамари...» (11) «парение похоти применяет даже ум незлобивый», то вполне естественно, что вместе с неумеренностью в половой жизни должен был возникнуть разлад в жизни семейной, сопровождающийся унижением женщины, дурным обращением с нею и с ее детьми, а потом разводом и умножением наложничества» (Профессор Троцкий) (12)


11. Пленница: жены по неволе или наложницы.
7. Пленница.
7.1. Основание для взятие в плен девушек. Второзаконие 20:14: «...только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой...»  «...а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя...» (Книга Чисел 31:18)


7.2. Пленница. «...и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее» (Второзаконие 21:11-14).
Толкование Ефрема Сирина: «Предписывается сие во-первых для того, чтобы брак пленницы не был в день ее сетования; а во-вторых, чтобы предохранить ее от насилия. Закон повелевает медлить тридцать дней, чтобы пленивший испытал себя. Ибо, если действительно пожелает иметь ее женою; то воздержится все то время, какое назначено законом. А если бы погнал он пленницу в самый день плена; то сие было бы только по воспламенению похоти, а не по любви, и таковому легко было бы оставить ее». 


7.3. Как сыны Вениаминовы взяли  в плен девиц с целью продолжения рода.
Израильтяне непримиримо истребляли жителей Гивы. (Книга Судей 20:46-48).
Затем они успокоились и огорчились, что прервется род Вениамина и начали искать жен, выжившим, но своих дочерей они отдавать им не захотели. Выяснив, что из Иависа Галаадского (13) никто не приходил на собрание по делу наложницы, и вменив им это в вину перед собратьями (Книга Судей 21:8), израильтяне похитили 400 девиц Галлаадских и отдали сынам Вениамина.
Но жен на всех не хватало. Поэтому, израильтяне посоветовали сынам Вениаминовым похитить девиц Силомских (14) (Книга Судей 12:19-23). Те так и сделали.

7.4. Комментарии богословов.
Таким образом, девушка, попадая в плен, принуждалась к сожительству (сексуальному насилию). При этом она могла становиться, вероятно, наложницей, которую (муж или господин?) мог выгнать, если она ему не понравилась в этой роли.  По-крайней мере, нигде не написано, чтобы он   заключал с ней брачный договор и давал разводное письмо как законной жене. Г. Н. Властов писал:  «Нравы древнего мира дозволяли впоследствии оставить эту наложницу и не признавать ее женой...» (15). 
*Исходя из исторических документов и записей, можно сделать вывод, что многие религиозные писатели и иные авторы по благочестивой традиции причисляют наложниц к женам и называют их таковыми.


IV. Нечистота. Пустосеменье (Онан). Выводы о правовом положении женщины.
8. «Нечистота» женщины 14 дней; дотронувшегося до покойника 7 дней.
8.1. Женщине на менструацию отводилось 7 дней и еще 7 дней после этого она считалась нечистой.
*В Новом Завете такого правила нет. Западная христианская церковь изначально отрицала женскую «нечистоту». В восточной христианской церкви были разные мнения по этому вопросу. Но стоит отметить, что первые христиане (обоих полов) восточной церкви Причащались еженедельно. Диакониссы исполняли свои обязанности в Храме и разносили Причастие по домам, (немощным: больным, старикам, роженицам) не соблюдая никакие дни.
Ветхий Завет. Левит 15:19-25,27-30. «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста. Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера. А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста; в восьмой день возьмет она себе двух горлиц или двух молодых голубей и принесет их к священнику ко входу скинии собрания; и принесет священник одну из птиц в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит ее священник пред Господом от истечения нечистоты ее».


8.2. Мертвые и прокаженные. Тот, кто «прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней...» (Книга Чисел 19:11). Нечистыми также были прокаженные (Книга Чисел 5:2-3).


8.3. Мужчины. Ради справедливости, стоит отметить, что мужчина страдающий от извержении семени тоже был нечистым, но только до вечера (Левит 15:16-18). Если мужчину поражала болезнь, сопровождающимся интимного рода выделениями (толкование Лопухина), он считался нечистым на протяжении всего недуга, включая 7 дней спустя того, как исцелится (Левит 15:1-16).
Т.е., мужчина считался нечистым, имея последствия от определенных обстоятельств (произвольных или непроизвольных). А женская природа, подразумевающая менструацию, подразумевалась безусловно греховной. Т.е., хотя, менструация в сравнении с этими явлениями не зависит от воли женщины, к ней требования были серьезнее.


9. Онан. Пустосеменье.
9.1. Пустосеменье было грехом. Авнан [Онан], вынужденный жениться на вдове брата.
По праву левиратного брака (Второзаконие 25:5 - 25:10), брат покойного (или другой близкий родственник, кроме отца) должен был женится на бездетной вдове и продолжить его род «дать семя брату своему». Первый ребенок в такой семье считался ребенком покойного брата, носил его имя и был наследником.
 «... отец убеждает Авнана [Онан] сожительствовать с женою его брата и восстановить семя умершему. А тот, поскольку говорил, не ему принадлежать будет рождаемое, нарушал закон обыкновенного способа деторождения, проливая семя на землю, и не давал оного ей. Погиб вскоре и этот от Божественного гнева», — Кирилл Александровский.
«не захотел продолжить род своего брата, поэтому Господь умертвил его», — Библейская энциклопедия Брокгауза.
Таким образом, грех Онана как нарушение правил левиратного брака строго осуждалось в Ветхом Завете (16).


9.2. Контрацепция в виде прерывания полового акта позже нашло свое отражение в раннем Христианстве, как пустосеменье (как таковое, не связанное с левиратным браком).
«Супружеское общение даже с законной женой является незаконным и злым, когда предотвращается зачатие потомства. Онан, сын Иуды, делал так, и Господь умертвил его за такой поступок», — Аврелий Августин (17).
«Всякий, кто кроме только деторождения <...> блудит <...>, сей дьяволу жертвует свое семя без потребы. Так же точно и свое семя в противоестественных грехах [растрачивает]. И тем [людям] повелеваем, что им не достоит причащаться четыре года и больше и не сметь даже приступать ко святым и божественным тайнам» (из «Правил верующих в гады»).
«Приводит [в пример ] также Иуду и Фамарь, притягивает и Авнана, умерщвленного Господом за то, что не желая семени брату, уничтожал последствия брака… Но удивляюсь, зачем он представил нам в пример Иуду и Фамарь, если только он не услаждается блудницами, и Авнана, умерщвленного за то, что не хотел семени брату, как будто мы одобряли какое бы то ни было пролияние семени без произведения детей», — Иероним Стридонский (18).
Таким образом, для соблюдения религиозного порядка мужчиной и оправдания факта интимного акта, семя должно было поступать к женщине.

 
10. Выводы о правовом положении женщины и ее участии в религиозной жизни древних иудеев.
Из книги теолога, профессора христологии Хосе Антонио Паголо (19):         
женщина: «...подчинялась всем запретам наравне с мужчиной, но с ней не считались как с активным субъектом религиозной жизни народа: она не обязана была ежедневно читать официальное исповедание веры Израиля; ей также не нужно было совершать паломничество в Иерусалим на праздники Пасхи [иудейской], Пятидесятницы или Кущей». «...всем управляли храмовые священники и книжники. Поэтому не было необходимости посвящать женщин в Тору: их не обязывали изучать Закон, а книжники не принимали их в ученицы. Удивляет суровость определенных высказываний раввинов... Тех времен: «Кто обучает свою дочь Торе, обучает ее распущенности, потому что она будет дурно использовать изученное»; «Лучше сжечь слова Торы, чем доверить их женщине».

«Таким образом, иудейские женщины, рабыни своих собственных супругов, не имевшие автономии, заточенные внутри дома, подозреваемые в ритуальной нечистоте, подвергаемые религиозной и юридической дискриминации, образовывали глубоко маргинальный слой иудейского общества. Показательна молитва, рекомендованная раввином мужчинам для ежедневного прочтения: «Господь, благодарю Тебя, что ты не создал меня язычником, женщиной или невеждой».
*Смирение употребляется в Библии и в прямом смысле, кротость, безропотность к Божьей Воле.

1.  Содом был сожжен за грехи его жителей. Лот и его семью спас Господь с помощью Ангелов. Однако и его история закончилась непросто. Жена Лота, сожалея о покинутом городе, погибла на месте, обернувшись назад (чего нельзя было делать).

2. Лот — племянник Ветхозаветного праведника Авраама. После их ухода их Содома жена Лота обернулась, сожалея о покинутом месте. А его дочери опоили отца вином и зачали от него сыновей, испугавшись, что прервется род человеческий, так как, предполагали, что нет больше людей на земле.

3. Обычно левитами называли священнослужителей (Второзаконие 24:8).

4. Так как она ушла от него к отцу (причина не уточняется), левит решил ее вернуть, на что она согласилась. Они зашли в Гиву по пути домой.

5. ч. 10 ст. 131 УК РФ (соисполнитель; признаки группы лиц).

6. У которой был жених. После обручения невеста называлась «девицей обрученною», но жила в доме отца.

7. Целомудрие — моральная добродетель, означающая полное воздержание от половой жизни для мужчин и женщин (для монахов; для мирян вне брака). В данном случае стоит отличать от брачного целомудрия (верность супругу). Однако это ставится в высшее Благо, но не в обязанность: «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано» (Евангелие от Матфея 19:11). Аскеза — христианское подвижничество, основанное на ревностном стремлении к единению с Богом, духовно-нравственному совершенству; упражнения в добродетелях и борьба со страстями в монастыре или миру, «умерщвление» плоти; самоограничения: в данному случае, воздержанию от интимной жизни (можно привести и такие примеры как: отказ от алкоголя; праздной пищи; увеселительных зрелищ и мероприятий и т. д.)

8. Александр Павлович Лопухин (10 (22) октября 1852— 22 августа (4 сентября) 1904) — русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания.

9. Святой, преподобный Исидор Пилусиот (Пелусиотский) умер около  449 года — ученик святого Иоанна Златоуста, богослов, церковный писатель.

10.  А. И. Завгородский: «О разводе по русскому праву» (1850 — после 1910) — русский юрист, доктор гражданского права.

11. Иуда имел трех сыновей. Старший женился на Фамари. Но она овдовела. Средний женился на ней, но тоже умер. По праву левиратного брака, брат и родственник погибшего был обязан женится на вдове; но не отец), на ней должен был женится младший. Но Иуда побоялся, что и он погибнет (позже женщине, дважды овдовевшей, запрещали вступать в брак) и не допустил этого союза. Затем, Фамарь (скрывая лицо) под видом блудницы, к услугам которой обратился Иуда, забеременела от него. Свекор, узнав об этом, более не имел с ней связь, от которой она родила двух сыновей (Бытие 38:14-38:26).

12. профессор Иван Гаврилович Троицкий «Библейская археология». Сергей Викторович Троицкий — русский и сербский православный богослов-канонист и церковный историк, автор ряда работ по церковному праву, доктор церковного права (1961).   
      
13. Галаад — историческая область Древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан. Ныне находится на территории Иордании.

14.  Силом —  древнееврейский город, в котором в эпоху Судей, во второй половине II тысячелетия до н. э.  совершались общеизраильские праздники...

15. Георгий Константинович Властов (25.04.1827 года — 05.11.1899 года), библеист, экзегет (толкователь неясных мест в древних, преимущественно религиозных текстах), переводчик, государственный и общественный деятель, тайный советник.

16. Позже, под грехом Онана стали понимать пролитие семени и при других обстоятельствах, в более поздние времена онанизм. Однако по Ветхому Завету Онан был предан смерти Богом за нежелание продлить род брата, дав возможность забеременеть его вдове.

17. Аврелий Августин — Блаженный Августин — богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской провинции в Северной Африке.

18. Софроний Евсевий Иеронии (около 345 - 347 — около 419 — 420, Вифлеем; Святой Иероним) — иллирийский церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. 

19. Хосе Антонио Пагола родился в 1937 году, специалист по богословию и библеистике. Окончил Папский Григорианский университет и Папский Библейский институт, Французскую школу Библии и археологии. Был профессором христологии на Факультете Богословия Севера Испании (Витория). Директор Института Теологии в Сан-Себастьяне. Последние несколько лет посвящает себя исключительно изучению личности Иисуса.


Рецензии
Искала материал по теме мифология иудаизма и ислама. В исламе было запросто приносить в жертвы детей, особенно девочек. Так 6 летнюю девочку наряжали, её отец походил к ней сзади и толкал в яму и её засыпали песком живьём. Потом у иудеев есть одна книга названия не помню, пояснение к Торе, и там такие извращения описаны и что за это будет по закону что противно читать. До такого мой мозг бы не додумался). Соломона приписывают себе и мусульмане, у них Соломон это Сулейман и мусульманин. Поэтому в существование некой иудейской государственности верится с трудом, все их рассказы об их царях недоказуемы. Это были не их цари, а цари например шумер, ассирийцев и др. Евреи было небольшое племя, слово еврей переводится как "переходящий через реку". То есть это даже не национальность. По словам одного еврея:"Евреи это те кто бежал из Египта и ел мацу". То есть скорее всего еврейство началось с побега Моисея из Египта. А по сути с убийства Христа - Вашти из книги Есфирь. В Библии нет ни слова правды, особенно в Ветхом завете. И у евреев женщина занимает больше положение чем у арабов. Так как еврейство передается по матери.
Интересная работа, благодарю за труд.
С уважением.


Елена Тарская   21.02.2025 14:41     Заявить о нарушении
Довершить картину современная еврейка считает себя чуть ли не Богиней. Евреи относятся к сексуальной жизни очень свободно. Если мы христиане как-то щепетильно бережем чувства, то евреи даже не молятся Богу на коленях, чтобы типо "не разочароваться в Боге, если не получишь то, что просил у Бога". Мало того мошиах которого они ждут должен принести в жертву рыжую корову. Тут имеется в виду нового Левиафана, ведь египетская богиня Нут по другому называлась коровой. В Коране говорится что Моисей убил не золотого тельца, а рыжую корову и что была она человеком. То есть мусульмане старались сохранить старую веру, доставшуюся им от шумер, а иудаизм это те кто восстал против Бога Солнца. Поэтому между мусульманами и иудеями постоянная вражда.

Елена Тарская   21.02.2025 15:14   Заявить о нарушении
Благодарю.

Ольга Липа   23.02.2025 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.