Блиц!!! Конкурс красоты поэтической мысли - 26
Начинаем Конкурс красоты поэтической мысли № 26, в котором мы не ставим оценки друг другу и не выбираем победителей, а общаемся с интересными грамотными людьми, примечаем лучшие моменты в творчестве других авторов и берём их себе на вооружение, конкурируем со своим собственным нереализованным потенциалом.
Сегодня пишем НОВЫЕ стихи на тему:
+ + + + + +
«На кончике пера»
+ + + + + +
Пожалуй, каждый человек хоть раз да попадал в ситуацию, когда желаешь одно, и прилагаешь все усилия к достижению, а получаешь нечто совсем другое. Говорят, что когда результаты не соответствуют ожиданиям, одной из основных причин является недостаточная подготовка и планирование. Надо больше изучать ситуацию, анализировать и ответственней планировать свои действия. Второй причиной может быть неправильная постановка цели – она должна быть измеримой, достижимой и ограниченной по времени. Также важно найти внутреннюю мотивацию, которая будет поддерживать в трудные моменты и помогать достигать желаемое. Успешно справиться с задачей позволяет и наличие нужного опыта и навыков. Поэтому, уделяя достаточно времени на подготовку и планирование, ставя четкие цели, имея мотивацию и необходимый опыт поставленные, цели достигать легче.
Звучит вполне убедительно. Но всегда и ко всему ли это применимо? Можно ли в жизни всё изучить, проанализировать и распланировать? А навыки, опыт? Порой те или иные ситуации встречаются только раз, и далеко не у всех. Мы полны самых разных желаний и представлений о том, какой хотели бы видеть свою жизнь. Эти желания, мечты, потребности лишают покоя, вдохновляют, заставляют расти, развиваться, учиться новому. И, двигаясь к своим целям, мы получаем... не то, что хотели, не тогда, когда хотели и не так, как хотели. А страстно желаемое словно остаётся вечным миражом в пустыне. Например, усиленно «прорабатываем себя», полны благости, не-осуждения и всего самого светлого, но какие-то крайне нелицеприятные вещи то и дело вторгаются в жизнь в виде агрессии, лишений, отсутствия чего-то важного. Желаем жить только в богатстве и здравии, а сталкиваемся с финансовыми ограничениями и болезнями. Хотим наслаждаться свободой, а её сковывают семья, друзья, работа, общество. Порой кажется, что если мы будем всегда только «хорошими», жизнь будет поворачиваться к нам исключительно приятной лицевой стороной. И когда нас окунают в изнанку, оказываемся в полном недоумении – неужели мы что-то сделали не так и где-то оступились?
Нам объясняли, что для достижения конкретного результата необходимо очень сильно постараться – вложить все силы, время и энергию в действие. В целом это так. Но порой при достижении страстно желаемого попутно мы притягиваем к себе и то, чего страшимся и возникает незапланированный результат, или парадокс: не ждали, не загадывали, а оно взяло и произошло. Считается, что это не удивительно – мысль материальна, и когда мы всеми силами хотим чего-то избежать, наоборот, притягиваем это к себе.
Ну и где, как не в творчестве, встречаются ситуации, когда делаешь одно, а получается порой совсем другое. Мало у кого процесс созидания полностью контролируем. Зачастую человек творит, и даже не задумывается, с какой целью это делает, что в итоге появится в свет, будет ли оно актуально и востребовано. Если вдуматься, сколько времени, а иногда и финансов уходит на творчество при то и дело непредсказуемых результатах – впечатление, что этот путь тупиковый, в никуда. Но человек просто получает удовольствие от происходящего, доверяя тому, что ведёт.
А может секрет того, почему мы хотим одно, а получаем другое, в том, что не важно, что человек хочет сознательно – важно, что он хочет подсознательно? Именно настрой подсознания, программируемого чувствами и эмоциями, задает курс жизни – ему виднее, что нам надо, а что нет, и какие результаты будут наиболее полезны для опыта души на её земном пути. Скажем творчество. Человек творит, и «творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, – здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое. <...> Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью.» (Наталья Бехтерева). Творческие люди до глубокой старости сохраняют ясность мышления и высокую работоспособность – может это и есть та самая цель?
А как вы считаете, дорогие друзья, как следует относиться к ситуации, когда то, что выходит на кончике пера, далеко не то, что часто задумано изначально?
* * *
Леонид Филатов – Человек начинал говорить
…А началом явился испуг
От нечаянно хрустнувшей ветки…
И дремучий немыслимы звук
Шевельнулся тогда в человеке…
Человек начинал говорить!..
И, не в силах бороться с искусом,
Обнаружил великую прыть
В овладении этим искусством.
Он придумывал тысячи тем,
Упиваясь минутным реваншем.
Говори-и-ть! — А о чем и зачем –
Человеку казалось не важным.
Он смолкал по ночам, но и тут –
Что ни утро — в поту просыпаясь,
Он пугался безмолвных минут
И ничем не заполненных пауз.
Но однажды случилась беда:
Он влюбился, и смолк в восхищеньи…
И к нему снизошла немота –
И свершила обряд очищенья.
Он притих, и разгладил чело,
И до боли почувствовал снова
То мгновение, после чего
Станет страшно за первое слово…
* * *
Давид Самойлов – Вдохновенье
Жду, как заваленный в забое,
Что стих пробьется в жизнь мою.
Бью в это темное, рябое,
В слепое, в каменное бью.
Прислушиваюсь: не слыхать ли,
Что пробиваются ко мне.
Но это только капли, капли
Скользят по каменной стене.
Жду, как заваленный в забое,
Долблю железную руду, -
Не пробивается ль живое
Навстречу моему труду?..
Жду исступленно и устало,
Бью в камень медленно и зло…
О, только бы оно пришло!
О, только бы не опоздало!
* * *
Владимир Маяковский – Разговор с фининспектором о поэзии
Гражданин фининспектор!
Простите за беспокойство.
Спасибо…
не тревожьтесь…
я постою…
У меня к вам
дело
деликатного свойства:
о месте
поэта
в рабочем строю.
В ряду
имеющих
лабазы и угодья
и я обложен
и должен караться.
Вы требуете
с меня
пятьсот в полугодие
и двадцать пять
за неподачу деклараций.
Труд мой
любому
труду
родствен.
Взгляните —
сколько я потерял,
какие
издержки
в моем производстве
и сколько тратится
на материал.
Вам,
конечно, известно явление «рифмы».
Скажем,
строчка
окончилась словом
«отца»,
и тогда
через строчку,
слога повторив, мы
ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.
Говоря по-вашему,
рифма —
вексель.
Учесть через строчку! —
вот распоряжение.
И ищешь
мелочишку суффиксов и флексий
в пустующей кассе
склонений
и спряжений.
Начнешь это
слово
в строчку всовывать,
а оно не лезет —
нажал и сломал.
Гражданин фининспектор,
честное слово,
поэту
в копеечку влетают слова.
Говоря по-нашему,
рифма —
бочка.
Бочка с динамитом.
Строчка —
фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка,-
и город
на воздух
строфой летит.
Где найдешь,
на какой тариф,
рифмы,
чтоб враз убивали, нацелясь?
Может,
пяток
небывалых рифм
только и остался
что в Венецуэле.
И тянет
меня
в холода и в зной.
Бросаюсь,
опутан в авансы и в займы я.
Гражданин,
учтите билет проездной!
— Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое.
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова — сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Конечно,
различны поэтов сорта.
У скольких поэтов
легкость руки!
Тянет,
как фокусник,
строчку изо рта
и у себя
и у других.
Что говорить
о лирических кастратах?!
Строчку
чужую
вставит — и рад.
Это
обычное
воровство и растрата
среди охвативших страну растрат.
Эти
сегодня
стихи и оды,
в аплодисментах
ревомые ревмя,
войдут
в историю
как накладные расходы
на сделанное
нами —
двумя или тремя.
Пуд,
как говорится,
соли столовой
съешь
и сотней папирос клуби,
чтобы
добыть
драгоценное слово
из артезианских
людских глубин.
И сразу
ниже
налога рост.
Скиньте
с обложенья
нуля колесо!
Рубль девяносто
сотня папирос,
рубль шестьдесят
столовая соль.
В вашей анкете
вопросов масса:
— Были выезды?
Или выездов нет?-
А что,
если я
десяток пегасов
загнал
за последние
15 лет?!
У вас —
в мое положение войдите —
про слуг
и имущество
с этого угла.
А что,
если я
народа водитель
и одновременно —
народный слуга?
Класс
гласит
из слова из нашего,
а мы,
пролетарии,
двигатели пера.
Машину
души
с годами изнашиваешь.
Говорят:
— в архив,
исписался,
пора!-
Все меньше любится,
все меньше дерзается,
и лоб мой
время
с разбега крушит.
Приходит
страшнейшая из амортизаций —
амортизация
сердца и души.
И когда
это солнце
разжиревшим боровом
взойдет
над грядущим
без нищих и калек,-
я
уже
сгнию,
умерший под забором,
рядом
с десятком
моих коллег.
Подведите
мой
посмертный баланс!
Я утверждаю
и — знаю — не налгу:
на фоне
сегодняшних
дельцов и пролаз
я буду
— один! —
в непролазном долгу.
Долг наш —
реветь
медногорлой сиреной
в тумане мещанья,
у бурь в кипенье.
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе
проценты
и пени.
Я
в долгу
перед Бродвейской лампионией,
перед вами,
багдадские небеса,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии —
перед всем,
про что
не успел написать.
А зачем
вообще
эта шапка Сене?
Чтобы — целься рифмой —
и ритмом ярись?
Слово поэта —
ваше воскресение,
ваше бессмертие,
гражданин канцелярист.
Через столетья
в бумажной раме
возьми строку
и время верни!
И встанет
день этот
с фининспекторами,
с блеском чудес
и с вонью чернил.
Сегодняшних дней убежденный житель,
выправьте
в энкапеэс
на бессмертье билет
и, высчитав
действие стихов,
разложите
заработок мой
на триста лет!
Но сила поэта
не только в этом,
что, вас
вспоминая,
в грядущем икнут.
Нет!
И сегодня
рифма поэта —
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
Гражданин фининспектор,
я выплачу пять,
все
нули
у цифры скрестя!
Я
по праву
требую пядь
в ряду
беднейших
рабочих и крестьян.
А если
вам кажется,
что всего делов —
это пользоваться
чужими словесами,
то вот вам,
товарищи,
мое стило,
и можете
писать
сами!
* * *
Будем рады появлению НОВЫХ интересных содержательных поэтических творений на предложенную тему, НАПИСАННЫХ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ДАННОГО КОНКУРСА.
Стихи принимаются в виде рецензий до 23:00 воскресенья 09 февраля 2025 г. Подсказываем друг другу замеченные недочёты, обсуждаем спорные моменты. После указанного времени формируются итоги конкурса, под которыми желающие могут опубликовать конструктивную критику участвующих произведений или написать отзывы на наиболее впечатлившие.
С уважением,
Гай Юльевич и Вероника Тышкевич.
Иллюстрация из открытых источников сети Интернет – Виталий Уржумов, «Муки творчества».
Свидетельство о публикации №125020603591
Когда ты знаешь, что сказать другим,
поверишь, что падёт любая крепость.
Но не находишь форму, рифму, ритм,
а вдохновенье вытеснило немость.
Ведь ты готов был мыслить, излагать.
И вывод ясен в плоскости морали.
А сел за стол и развернул тетрадь,
то лучше б лист чернила не марали.
Не стоит мучить оголённый нерв.
Попозже, как накатит вдохновенье,
напишешь обязательно шедевр,
с жар-птицы выдрав огненные перья.
Но за смиреньем снова немота
расплатой неоконченной работы.
У человека где-то там беда,
а ты пускаешь пузыри в болоте.
Пусть не прочтёт он стих. Но где ты - Ной,
что бросит круг спасательный с ковчега?
Послав сигнал волною за волной,
мог приютить сиротство человека.
Украв часы у отдыха и сна,
шлифуешь, правишь, выбросив всё лишнее,
чтобы осталась, в будущем звеня,
строка, а повезёт - четверостишье!
И лень нельзя притворством обмануть.
И откреститься будет невозможно.
Когда ступил на свой тернистый путь,
прочувствуй ритм и не спасайся ложью!
Гай Юльевич 09.02.2025 13:24 Заявить о нарушении
В четвертом катрене не совсем понятно , в первом предложении: но за смиренье ( здесь напрашивается тире) снова немота,
Или пропущена буква "м" в слове за смиреньеМ снова немота?
Тогда тире не надо.
В первом катрене не совсем понятна последняя фраза.
А вдохновенье вытесняет немость.
Немость - от слова немой? Или немость - это бессилие, поэт не может писать?
Если бессилие, то можно двояко понять фразу : вдохновенье вытесняет немость, то есть удаляет её, значит , поэтг может творить и вдохновение тут помогает, но в следующем катрен е смысл обратный.
Может (вариант)
А вдохновению мешает немость?
Кузьмичева Анна 09.02.2025 00:30 Заявить о нарушении
4-я строка 1-го катрена самая негибкая из-за совпадения у вдохновенье-немость винительных падежещ с именительными. Бум думать
Гай Юльевич 09.02.2025 08:57 Заявить о нарушении
или
мог облегчить сиротство человека.
???
Гай Юльевич 09.02.2025 09:03 Заявить о нарушении
Иосиф Бобровицкий 09.02.2025 11:30 Заявить о нарушении
Люблю, как Тарковский - чтобы название из 1 слова
Гай Юльевич 09.02.2025 13:23 Заявить о нарушении
"а вдохновенье вытеснило немость"
Гай Юльевич 09.02.2025 13:26 Заявить о нарушении
Иосиф Бобровицкий 09.02.2025 16:45 Заявить о нарушении
Иосиф Бобровицкий 09.02.2025 16:51 Заявить о нарушении
"Звенящая строка"
Иосиф Бобровицкий 09.02.2025 16:59 Заявить о нарушении
Кузьмичева Анна 09.02.2025 19:43 Заявить о нарушении