Его Гитлер наградил. На свою голову
За спиной его называли воздушным анархистом, командиром штрафников и бароном Мюнхгаузеном советских ВВС. При этом в его смелости и эффективности в бою никто не смел даже сомневаться.
Так, кто же он?
Первый боевой вылет
Свой первый боевой вылет он совершил еще во время гражданской войны в Испании. Наш герой прославился тем, что несколько раз шел на таран и при этом каждый раз оставался жив и невредим. Но как ему это удалось? И правда ли, что он получил рыцарский крест из рук самого фюрера. Сейчас выясним…
264 боевых вылета. Более 8 тысяч часов в небе. И воздушный бой против 24 самолетов люфтваффе в одиночку…
Еще в авиашколе этого летчика-испытателя ставили в пример за мастерство пилотирования истребителя И-16. Из-за сложности управления пилоты прозвали эту машину «Ишачком». Уже в 22 года наш герой стал командиром отряда 17-го истребительного авиаполка 69-й истребительной авиабригады.
Первого своего «немца» Иван Евграфович завалил в небе Испании 17 июня 1937 года. По его словам, в период гражданской войны он сбил 24 самолета, причем два таранил.
Испанцы называли меня Красным Дьяволом, а Долорес Ибаррури подарила трехэтажную виллу, - вспоминал как-то о своих подвигах наш герой.
Кстати, первый раз к званию Героя СССР летчик был представлен в 1938 году - как раз за 11 сбитых в Испании самолетов. Но один случай помешал ему получить награду.
Почему не получил звание Героя СССР ещё до ВОВ?
С большой группой офицеров из Мадрида Иван Евграфович приехал в Москву на торжественное вручение. Среди награжденных кроме летчиков были танкисты и моряки. На одном из «банкетов» представители дружественных родов войск стали выяснять, какой вид вооруженных сил лучше. Спор дошел до драки, а потом и до перестрелки.
В результате 11 санитарных машин развозили пострадавших по московским госпиталям и моргам. Наш герой особого участия в драке не принимал, но, не в меру разбушевавшись, ударил приставленного к нему сотрудника НКВД. Летчик был первоклассным боксером, а потому на второй день НКВДшник, не приходя в сознание, скончался. В результате Иван Евграфович был объявлен одним из зачинщиков скандала.
Лично Сталин звонил Берии с приказом не трогать летчика, чтобы не иметь проблем с испанцами, для которых Иван Евграфович был национальным героем. В результате всех раскидали по воинским частям с совершенно неподходящими для дальнейшей карьеры характеристиками. Однако из ВВС нашего героя уволили и перевели пилотом-испытателем в конструкторское бюро Лавочкина.
Путешествие в Германию
Прошло 3 года и весной 1941-го, незадолго до начала Великой Отечественной войны, группа советских летчиков-испытателей, в числе которых был и Иван Евграфович, отправилась в Германию для обмена опытом и знакомством с немецкими достижениями в авиастроении.
В то время Гитлер делал особую ставку на достижения в области авиации и обучение самым передовым разработкам своих боевых летчиков. Он уже тогда понимал, что наступление войск, поддерживаемое с неба, имеет неоценимо большие шансы на конечный успех операций. Поэтому все силы Ве;рмахта были брошены на создание новых более совершенных типов самолетов.
Одним из таких был Хенкель-100. Он очень нравился своими характеристикам фюреру, но немецкие летчики и конструкторы никак не решались на его первое испытание, а потому постоянно затягивали время, аргументируя это тем, что самолет еще не готов и до конца не изучен.
Удивил так удивил
Адольф Гитлер настоял на первом испытании Хенкеля с выполнением всех фигур высшего пилотажа в мае 1941 года, как раз в то время, когда там находился наш герой. К назначенному времени на военном аэродроме собралось всё военно-политическое руководство Германии. Немецкий летчик, которому был поручен этот показательный полет, сильно опаздывал. Гитлер ожидал взлет на смотровой площадке. Все нервничали и не могли понять, как выйти из сложившейся ситуации. Тогда смелый и отважный советский летчик сам вызвался осуществить этот полет.
Какого же было удивление Гитлера, когда он увидел в небе выполняющий все фигуры высшего пилотажа немецкий самолет. Такого зрелища фюрер не видел в своей жизни никогда. Немецкие летчики просто не умели так управлять самолетами.
Награда и где её следует носить...
Гитлер был в отличном расположении духа. Он понял, что разработка получилась очень успешной, а летчик прекрасно справляется со всеми задачами.
Еще тогда, когда самолет был в воздухе, Гитлер приказал - наградить летчика высшей военной наградой Третьего рейха - Железным крестом, который вручался только за особенные боевые отличия, проявленные героями.
Когда Гитлеру доложили, что за штурвалом советский летчик-испытатель, его удивлению не было предела. Фюрер попросил собрать обеденный стол, за который были приглашены советские асы. Во время обеда Ивану Евграфовичу передали маленькую коробочку, в которой лежал Рыцарский крест Железного креста. Гитлер выполнил свое обещание и наградил высшей военной наградой нацисткой Германии советского летчика.
По словам нашего героя практически на следующий день он прибил этот крест к своему каблуку со словами:
- Вот где нужно носить немецкие ордена советскому человеку!
Стоит добавить, что во время этой командировки советские летчики облетали все самолеты нацисткой Германии, которые находились на вооружении и разработке, причем не только военные, но даже гражданские, получив тем самым неоценимый опыт пилотирования.
Этот опыт, безусловно, пригодился Ивану Евграфовичу впоследствии во время войны. Ведь он знал возможности и характеристики абсолютного каждого вражеского самолета. А самое главное, он знал, на что конкретно способен немецкий летчик, а какие ситуации в бою вызовут у него панику и страх.
Как добирался до фронта
Великая Отечественная война застала летчика в Горьком, где он работал на заводе испытателем. Целый год пилот безрезультатно «бомбардировал» высшие инстанции рапортами с просьбой отправить его на фронт.
Тогда Иван Евграфович решил схитрить. В июне 1942 года на опытном истребителе ЛаГТ-3 он сделал 3 «мертвые петли» под мостом через Волгу. Надежа была на то, что за такой проступок его отправят на фронт. Однако, когда он пошел на четвертый заход, зенитчики из охраны моста открыли по самолету огонь, подумав, видимо, что он может мост разрушить. Тогда летчик решил, что не будет даже возвращаться на свой аэродром, и полетел прямо на фронт.
До линии фронта было почти 500 км пути, и Ивана Евграфовича не только обстреливали зенитки, но и атаковали два МИГ-3 московских сил противовоздушной обороны. Счастливо избежав опасности, он приземлился на аэродроме подмосковного Клина, в расположении штаба 3-й Воздушной армии.
Командующий армией Михаил Громов, прославленный полярный летчик, выслушав подробный доклад «волонтёра», принял решение оставить его у себя.
- Я всегда мечтал о таком заместителе,- сказал он и назначил Ивана Евграфовича на эту должность.
Между тем руководство Горьковского авиазавода объявило его дезертиром и потребовало вернуть с фронта. Он послал им телеграмму:
- Не затем удирал, чтобы к вам вернуться. Если виноват, отдайте под трибунал.
По-видимому, за «дезертира» вступился сам Громов:
- Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на фронт.
Действительно, дело вскоре закрыли.
Достижения
За первые полтора месяца Иван Евграфович сбил 18 немецких самолетов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиационного полка. Весну 43-го он встретил уже командиром 273-й авиадивизии.
С лета 1942 до весны 1943 года Иван Евграфович командовал уникальной группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению Сталина. Тот считал неразумным отправлять пусть даже серьезно провинившихся пилотов в наземные штрафбаты, где они не могли принести никакой пользы, да и ситуация на фронте тогда складывалась так, что каждый обученный и опытный пилот был буквально на вес золота. Но командовать этими «воздушными хулиганами» никто из асов не хотел. И тогда Иван Евграфович сам вызвался руководить ими. При том, что Громов наделил его правом расстреливать на месте каждого при малейшей попытке неповиновения, наш герой этим не воспользовался ни разу.
Штрафники блестяще показали себя, сбив около 400 самолетов противника, хотя победы им не засчитывались, как и самому Ивану Евграфовичу, а распределялись по другим авиаполкам. Потом, уже после официального «прощения», несколько его подопечных стали Героями Советского Союза.
Непреодолимое желание летать
В мае 44-го Иван Евграфович, добровольно уйдя с должности командира 213-й авиадивизии, не желая заниматься «бумажной», по его мнению, работой, стал заместителем командира 269-й авиадивизии, получив возможность больше летать. Вскоре ему удалось собрать специальную группу, состоящую из девяти летчиков, вместе с которыми он занимался так называемой «свободной охотой» за линией фронта.
После тщательно проведенной разведки группа федоровских «охотников», хорошо знавшая расположение аэродромов противника, обычно к вечеру пролетала над одним из них и сбрасывала вымпел, представлявший собой банку из-под американской тушенки с грузом и запиской внутри. В ней на немецком языке летчикам люфтваффе предлагалось выйти на поединок, причем строго по числу прилетевших с советской стороны. В случае нарушения численного паритета «лишние» просто сбивались на взлете. Немцы, разумеется, вызов принимали… На свою беду…
Дуэли с немцами
В этих «дуэлях» Иван Евграфович одержал 21 победу. Но, пожалуй, самый свой удачный бой он провел в небе над Восточной Пруссией в конце 44-го, сбив сразу 9 «мессершмиттов». Благодаря всем этим ярким достижениям у аса появилось фронтовое прозвище Анархист.
Между тем, все летчики группы Ивана Евграфовича получили звание Героя Советского Союза, а Василий Зайцев и Андрей Боровых были удостоены его дважды. Исключение составлял только сам командир.
Все представления Федорова Ивана Евграфовича к этому званию по-прежнему «заворачивались». После Великой Победы он вернулся в КБ Лавочкина, где испытывал реактивные самолеты. Он первым в мире преодолел звуковой барьер на самолете Ла-176.
Рекорды
А вообще на счету данного летчика 29 мировых авиационных рекордов. Именно за эти достижения 5 марта 1948 года Сталин присвоил Ивану Федорову звание Героя Советского Союза.
Что же касается безвестности самого результативного аса советских ВВС, то Иван Евграфович никогда не стремился развенчать это заблуждение:
- За себя постоять всегда умел и сумею, но хлопотать и писать в высшие инстанции, для того чтобы вернули неврученные награды, никогда не стану. Да и не нужны они мне уже – другими материями душа живет.
Свидетельство о публикации №125020505646
Спасибо за историю знаменитого летчика, Геннадий.
Лена Север 05.02.2025 16:45 Заявить о нарушении
Геннадий Киселёв 05.02.2025 17:20 Заявить о нарушении