Герой и Антигерой
- Героизм.
Разговор Гайдна с Бетховеном в фильме «Героическая»
Некто и Антинекто. Казалось бы, два равноценных существа. Ведь для того, чтоб было развитие, нужен конфликт противоположностей. Нет света без тени и добродетели без зла. Концепция оправдания анти и теневой стороны личности ( куда поместили психологи вытесненное, неприемлемое личностью содержание сознания, следуя за Фрейдом – как будто бы из-за запрета общества на проявления антизаконного и неудобного) вполне понятна современному человеку, желающему всё принять и встроить в картину мира – толерантности ради и принятия ранее отторгаемого. Ему это кажется свободой и расширением горизонтов.
Однако, концепция эта никак не встраивается в общемифологическое, где Антигерой существовал именно для развития сюжета и истории горизонтали, а вовсе не для того, чтоб его вровень с Героем ставили и подражали ему. Хуже всего – если происходит подмена понятий, и Антигерой воспринимается как Герой. Тогда беда, мир переворачивается с ног на голову и стремительно падает вниз.
Можно взять любую пару противоположностей, к примеру, Тор и Локи, и проанализировать.
Герой всегда законнорождённый, наследник правителя и сам готовится стать правителем. И, как в благополучии рождённый, он сразу полон. Антигерой – что-то незаконное, из милости подобранное и усыновлённое, осознаёт свою ущербность и стремится восполнить – борется за трон, за то, чтоб этим возместить врождённую обделённость и обиду на мир.
Герой – спокоен, улыбчив, простодушен, благороден и великодушен.
Антигерой – вечно уязвлён, тревожен, хитёр, умён в плохом смысле и практичен. Ибо великодушие совместимо с самоотдачей для служения обществу – геройского, а коварство и расчёт нужны для удовлетворения собственных интересов. При этом Антигерой и про общество может думать, что он служит ему, только ставит он в центр служения всё-таки себя. Пример – Саурон, возмечтавший о новом мировом порядке, созданном благодаря своей личности и силе. Он тоже сначала хотел мир спасти и облагодетельствовать, а уже потом подчинить. Вот только отравлен был эгоизмом Моргота.
Также и Роулинг хорошо показала противоположности в характерах Гриффиндора и Слизерина. Первые – благородны, открыты, самоотверженны и неумны с точки зрения выгоды, а антигерои слизеринские – умны очень, тоже сильны, остры в понимании, достигают своего, но, несомненно, темны и закрыты. Потому что тёмные делишки делаются всегда в темноте. Достигать своего – не только ведь для себя работать, но и торжества своей идеи мироустройства достигать.
А у Героя нет «своего», потому что он исполняет – что должен, служит высшим силам и судьбе.
Никогда не мелочится Герой, не строит коварных планов, не побеждает соперника интригами – только честный открытый бой с глазу на глаз.
Герой – Солнце. Антигерой – нет, не Луна. Антисолнце.
Могут ли считаться Аполлон и Дионис такой парой противоположностей? Нет! Потому что они две половины Целого, вот как Солнце и Луна, сознание и подсознание ( бессознательное)
Что делать миру, в котором исчезли герои? Вы скажете – но есть же маленькие герои, вроде Фродо, исполняющие свой долг тихо и незаметно? Это так. «Маленький героизм» тоже помогает миру удержаться, и, как правило, таких героев мир не знает. Но они никак не заменят Идеала Героя, а без идеалов нельзя. Должно следовать Чему-то Прекрасному. Но если такового нет, то выступает Антигерой, какой-нибудь локи-трикстер-джокер и говорит миру: «Я – это Прекрасное!». Мир верит и катится в тартарары.
Очень же просто Героя от Антигероя отличить. Огромное эго – всегда антигеройское качество. «Я» на первом месте, а не долженствование. Можно сказать, что Герой подчиняет свою волю – высшей, а его противоположность – свою волю ставит первой и главной. Самореализация ради себя – антигеройство.
Может ли быть героем Наполеон? Нет, конечно, поэтому и становится, как все – императором, властолюбцем, и Бетховен рвёт своё посвящение ему Третьей симфонии. Но при этом музыка не перестаёт быть Героической и переходит в Высшие сферы Архетипов. И вторую часть в ней – похоронный марш уже понимаешь не как картинку последствий войны, смертей и похорон, а как смерть бетховенской веры и иллюзии, что Бонапарт – идеал и герой эпохи. Герой - в авторе – умирает. Потом праздник богов – Скерцо, пиршество и радость, небесные послесмертия. Поэтому там тройственность валторн таких чудесных – тройные миры вечной Природы ( ведь звук валторны всегда природу олицетворял, зелёный лес, музыкальный «ход валторн» сам по себе – радость и гармония).
А вот Финал… финал Третьей симфонии - о чём? Он же тоже торжество и мир, прекрасно устроенный. Каким образом всё это мыслить, если Герой во второй части умер, если это уже не картинка истории войны? Мыслить, как Новый Мир, быть может, ещё не воплощённый. А только на небе построенный, в мире идей. Как вечное торжество идеалов, несомненно приходящих в разрушенный и вечно обновляющийся мир. Как торжество героизма, который – придёт, вдохновит и спасёт, послужив и отдав. Как вечную веру принцесс в своих избавителей, ведь и Земля – это принцесса, которую нужно спасти.
Христианство тоже родилось из концепции героизма, главная же идея там – спасение мира.
Поэтому, сколько бы ни длилось время антигероев, время героев тоже настаёт рано или поздно. Возвращаются идеалы, за которыми можно следовать, герои, которым можно доверять и не обманываться. Снова открыто и радостно смотреть на мир.
За Железным, который отгрохочет в своей беспощадности, вновь наступает Золотой.
Что же… «жаль только в пору вот эту прекрасную»? Да нет, душа вечна и путь её эволюции – длинный.
Поэтому, смотрите на идеалы, продолжайте смотреть. Созерцайте в радости героев и берите с них пример, просто утешайтесь, глядя на них. И на антигероев смотрите и не обманывайтесь – ибо уловки их очень хитры, и легко они превращаются, по видимости, в ангелов света. Надо смотреть на то, что сквозь оболочку просвечивает, доверять своему чувству восприятия и интуиции. И, конечно, смотреть на мелочи – антигеройских мимолётных слов и поступков. Потому что именно детали выдают правду.
Бог деталей, о котором говорил Пастернак, очень малоизвестен и даже эзотеричен, не всем открывается. Очень редкостный и драгоценный бог. Только для внимательных, кто привык глубокой жизнью жить, отодвигая все свои самореализации «для себя» в суетном мире борьбы за место под солнцем.
Нужно Высшее выбирать, благодаря чему и ради чего живёшь, и тогда Оно помогает.
Вот, можно начать слушать прямо с Финала «Героической» Бетховена. Там и виден этот мощный, играющий, новосозданный небесный мир. Как хорошо и выразительно лицо ошарашенного до глубины души Гайдна, слушающего этот Финал в фильме. Великолепный актёр всегда играет одним выражением лица, молчаливо. О таких актёрах я написала когда-то стихотворение «Актёрам», потому что они умеют сообщать нам правду жизни, вживаясь в роль. И вот, в старом Гайдне всё: и потрясение новизной, мощью таланта, и понимание, что наступила новая эпоха, в которую ты уже не вписываешься, и что жизнь твоя прожита, и что сил нет написать что-нибудь подобное, но ещё есть силы понять и оценить. И все тебя уважают, но твоё время прошло…
Впрочем, фильм каждым кадром великолепен. Он есть на ютьюбе. Смотрите!
А потом двигайтесь от Финала «Героической»( это же Симфония №3) к Четвёртой. Ведь несправедливо слушать только абсолютные шедевры – Третью, Пятую. А нужно и то, что между ними гений писал, показывая – как выживать, если тебя постигло разочарование, крушение идеала – как после «Героической», переименованной. Четвёртая, вы увидите, начинается с такого мрака и тумана… Потому что ты не знаешь, куда идти… И потом «бах!» всего оркестра - и пошло бетховенское вдохновляющее радостное делание. И оно идёт, и даже вторая часть ( обычно в симфониях лирическая и созерцательная) – тоже деятельная. Там вообще все части продолжают вырастать друг из друга, как будто Бетховен говорит:
- Я понял. Надо просто двигаться и что-то развивать.
И так он выходит на искромётный финал своей Четвёртой. Финалы же его симфоний – всегда мне напоминают небесные игрища богов в силе и радости. Или неких природных стихийных сил, кто как видит.
А про Пятую симфонию («Так судьба стучится в дверь») знают все. Так вот, до неё нужно дорасти, начиная с «Героической», ведь там в финале тоже слышно «тук-тук-тук» у разных инструментов, только не грозное, а весёлое.
Бетховен, конечно, Герой. Абсолютный. Прометей или Тор. А ведь был человеком.
05.02.2025
Свидетельство о публикации №125020504562