Про искусство, попсу и движуху
Пришла мне в голову идея - разделить творчество (в основном, стихи и песни) на категории по отношению к массовости и занятости адресата (фаната, зрителя, читателя, слушателя, случайного свидетеля и т.д.).
Ввожу категории:
1. "Творчество для искусства".
2. "Творчество для Движухи".
3. "Попса" .
Даю подробности про "Творчество для искусства".
Творец (поэт, композитор, художник и т.д.) делает что-то для того, чтобы реализовать свой талант.
Он, творец, выдавливает из себя стих, текст, мелодию, рисует картину - в основном потому что не творить у него уже нет сил. Он делает это без оглядки на конъюнктуру, без цели заработать.
Он это делает для того, чтобы превзойти себя, превзойти (или догнать) соперника/наставника/конкурента.
Короче, "Творчество для искусства" это преодоление пределов.
Это упражнения, граммы, рифмы-***фмы, эскизы, мудрствования, предсмертные записки, дневники, произведения "в стол" и т.д.
Даю подробности про "Творчество для движухи".
Это творчество действия: марши, лозунги, кричалки, гимны, речёвки, символы, патчи/нашивки, т.е. всё то, что сопровождает какую-то важную движуху, стимулирует её участников, но не является самоцелью.
Творчество, которое рождается участниками движухи - военными, революционерами, оппозиционерами, деструктивными элементами, заключёнными, рабами, рабочими, футбольными фанатами и т.д.
Тут главное - движуха, т.е. действие, работа, которую выполняет группа людей, а творчество призвано привлечь внимание к движухе: поддержать участников, прославить/осквернить что-то.
Тут и футбольные кричалки и революционные песни и песни о войне и свастоны/звёзды/полосы и молитвы и песни протеста ("yankee go home").
Тут и песня "Эй, ухнем!", исполняющаяся батраками при непосильной работе.
Даю подробности про "Попсу".
Человек всегда тянется к искусству.
Людей много, у каждого свой род деятельности, свои вкусы и увлечения.
Люди живут в государстве. Государству, как субъекту, важно чтобы население было объеденено чем-то кроме налоговой ставки, паспорта и пенсионного возраста. Объединить можно культурно. Значит, для населения, несмотря на различия в профессии, вероисповедании, национальности, увлечениях, нужно дать такой творческий продукт, который будет близок по каким-то параметрам для всех или для подавляющего большинства (привет Бодрийяру с его "Наименьшей общей культурой") .
"Попса" здесь не что-то зашкварное, а то, что устраивает бОльшую часть аудитории.
Т.е. то , что можно включить в общественном транспорте, то, что можно послушать в машине с мамой и бабушкой.
"Попса" - это творчество для развлечения больших масс. Это то, что не бесит среднестатистического гражданина.
Описанные выше категории не закостенелые, они "дышат", они способны отторгать и принимать в себя творчество.
В зависимости от обстоятельств, сформированных человеческим воспитанием и действиями, произведение может переходить из категории в категорию.
Например, одна и та же песня может быть задумана и написана, как "Творчество для движухи", а потом, начать устраивать очень много людей (или когда закончатся те люди, которых она категорически не устраивает) и перейти в "Попсу". А, если контекст в котором она написана станет не актуальным, то произведение замкнётся на себе и станет "Творчеством для искусства".
Даю пример №1.
Песня "Перемен" В. Р. Цоя и ВИА "Кино".
Написана была как "Искусство ради искусства". Без целей поддержать активистов или, понравившись широким массам зрителей, собрать денег.
На волне протестов в Белоруссии в 2020 году, наших протестных судорог - песня "Перемен" стала среди активистов "Творчеством для Движухи". Для тех, кто её пел/включал - она означала политическое заявление.
Сейчас контекст прошёл, протестов нет, оппозиция обоссана и пока не обсохла.
И песня исполняется потому что она всем нравится.
Её поют подростки в переходах, её поют по радио, на неё делают каверы и поют на корпоративах, КВН'нах и утренниках.
То есть, песня стала "Попсой".
Даю пример №2
Фильм "Брат" А.О. Балабанова задумывался как "Попса" был сделан для того, чтобы оперативно заработать денег на съёмки "Про уродов и людей", который автором предполагался, как более достойный продукт кинематографического искусства.
Однако, фильм "Брат" настолько передал дух времени, что стал манифестом 90-х, срезом эпохи. Культовый фильм растащили на цитаты. Фильм стал среди алчущей справедливости или экстрима молодёжи "Творчеством для движухи".
Тут же бросается во внимание то, что разные части одного и того же произведения могут быть отнесены к разным категориям. Но об этом как-нибудь потом.
Даю пример №3
Ю.Ю. Шевчук всё время воевал с попсой в том, определении, которое он сам себе его дал "Розовая пасть голодного пса". Провозглашал Манифесты, дрался с Киркоровым и Расторгуевым, ездил в Чечню петь для военных.
И песни были злые, зубастые "для Движухи", какие-то были "для Искусства", в которых он графоманил (в хорошем смысле этого слова) и пытался превзойти себя, как поэт и художник слова.
С ростом популярности, с взрослением аудитории часть песен ДДТ стало попсой (в моём определении), а часть "Творчеством для искусства".
Прошла движуха и творчество расползлось по другим категориям.
Сейчас с 2022 года началось одно специальное военное мероприятие и творчество у Ю.Ю. снова начало наполнять категорию "для Движухи" (антивоенной). Для военной движухи сейчас есть "Макеевское СИЗО".
Даю пример №4.
Военные песни времён ВОВ.
Военные песни были "Песнями для движухи", из пели солдаты, партизаны, работники тыла. Эти песни проставляли героизм людей, сподвигали мочить фашистов и весь их политико-экономический строй.
Когда, благодаря "умелой пропаганде" от знания причин, хода и последствий Войны осталась одна обёртка и драпированный Мавзолей, а главным философом стал фашист Ильин - песни ВОВ стали попсой. Их поют переодетые в военную форму мальчики и девочки. Их поют по телевизору, на больших сценах ради "булочки и трамвайчика".
Эти песни устраивают всех, они хорошие, но уже нет в живых тех, кто воспринимал бы эти песни, как руководство к действию и лозунг. Сейчас, к сожалению, это только дань памяти и традиция - раз в год слушать всей страной эти хорошие песни и смотреть эти хорошие фильмы.
Даю пример №5.
От творчества С.А. Есенина в народных массах и памяти вряд-ли почитаются его "Баллада о двадцати шести", поэма "Ленин", крутейший "Сорокоуст".
Это сейчас у Сергея Александровича не популярно.
Сергей Александрович у массового зрителя сейчас "Попса" со своим кабаками, любовью и берёзками.
Даю пример №6.
У одного В. В. Маяковского всё не получается "опопсеть" - он всегда за революционный движ.
Хватит с меня примеров.
Можно поиграться с категорированием и вам самим попытаться разделить какие-нибудь песни, стихи, фильмы на "Попсу", "Творчество для искусства" и "Творчество для движухи".
Куда отнесёте популярные песенки "Highway to hell", "Я русский", "Матушка Земля" и "Реп это кал", например, мультик "Три богатыря" и фильм "Зелёный слоник" и сериал "Lost"?
Есть ли какие-то творческие продукты, которые не вписываются ни в одну из трёх категорий и требуют своей отдельной?
К какой категории вы отнесёте собственное творчество?
Есть ли у вас что добавить, опровергнуть, с чем поспорить?
Буду рад вашим вопросам, доносам и критике.
Свидетельство о публикации №125020502573
Руслан Филиппов 04.03.2025 17:31 Заявить о нарушении
Руслан Филиппов 04.03.2025 17:34 Заявить о нарушении
Руслан Филиппов 04.03.2025 17:40 Заявить о нарушении