Зачемпоэзия

Человек либо пишет стихи, либо сходит с ума. Гораций.

Я хочу написать большой-большой текст. Это попытка озвучить те мысли, которые возникают от слов или абзацев, прочитанных в книге. Читая, я помечаю маркером то, что зацепило. За каждой такой пометкой длинный шлейф размышлений и воспоминаний, целое эссе. На бумагу их выкладывать казалось бессмысленным, потому что нет читателя. И вдруг - вот он. Значит, стоит пробовать.

Начну с отражений книги Владимира Козлова "Зачемпоэзия" (да, в одно слово, это теперь уже одно слово, поскольку несёт собственное содержание).

1. "Дух высокого дилетантизма"

Совершенство невозможно, перфекционизм не нужен. Но это утверждение не для всех. Некоторые назовут себя творцами и погонят продукт своего идиотизма. "Я творец, я так вижу" ("Я художник, я так вижу"). Плодят бессмыслицу и номинируются на премии. Напишут что-то патриотичное, и попробуй не уважь. "А у меня ещё 10.000 таких!" Что с ним, с таким пролазой, делать? А следом идёт толпа его подобий, и организация с её конкурсами и премиями утрачивает смысл, превращаясь в клуб бездарей, а то и в гадючья кубло. Знакомая картина?

Потому выставляем высокие профессиональные требования и близко не подпускаем тех, кто им не соответствует. Это защита от самовозвышенцев. Но это нисколько не требование искусства.

Искусство любит играющих. Получай удовольствие от того, что творишь, и наделяй этим счастьем и эндорфинчиком тех, кто за тобой исследует. Искусству нужны мастера игры с материалом этого искусства, материал в поэзии сам по себе возвышает. Этим любят попользоваться увлечённые искусством самовозвышения. Поэзии нужны дилетанты с их играющим духом, но это нельзя произносить вслух, потому что в открытые ворота ринутся самовозвышенцы.

2. "Словарь ключевых слов для размышлений"

Люблю и прямо-таки благотворю конспекты. Читаю книги для выхватывания из них понятий, которые достойны стать моими собственными. И в конспект не попадают формальные знания. Если, конечно, они не предъявлены в остроумной форме. Я десятилетиями проходила мимо ямбов и хореев, не обращая на них внимания. И вдруг встретилось:
Ваня Ваня Ваня Ваня - хорей
Иван Иван Иван Иван - ямб
Ванечка Ванечка Ванечка Ванечка - дактиль
Ванюша Ванюша Ванюша Ванюша - амфибрахий
Иоанн Иоанн Иоанн Иоанн - анапест

Восторг!
Но зачем?

Начинающие поэты зачем-то очень хотят знать и различать ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, спондей, пиррихий.
Что ж, мыслить форму - дело хорошее.

А если есть хороший музыкальный слух, отличное чувство ритма, то разве без этих названий не поэзия?

Без них до поэзии не доберётесь, и вот почему. Вокруг любого творческого пространства стоит гневливая толпа претендентов и отпихивает на их взгляд недостойных.
В чём они разбираются? В простых формальных вопросах. Мимо них надо проходить, широко расставив локти, игнорируя взгляды и громко возмущаясь использованием в роли антомазИи имён патриархов вершины поэтического Олимпа (упоминать тех, кто на слуху и вызывают почтительный трепет). Тогда толпа отпрянет. Но едва вы расслабитесь, вцепиться в подол одежды и потащат, передавая друг другу, в конец очереди за правом здесь быть, стоять у подножия. И только попробуйте сопротивляться! Тотчас начнут выяснять, умеете ли вы отличать ям от хорея. Если нет, познаете меру агрессии, с которой они защищают священные для них подступы не то что к горе, но даже к холмикам и отдельным валунам, на которые лезут, дабы возвыситься.

Если это охрана преодолена, надо всё-таки подтверждать статус.

3. Чем подтверждать статус?
Есть гонорар? Отлично! Но постоянный и из разных источников. Случайная провинциальная газетка раз в 10 лет не считается. Если источник постоянный, начинают разыскивать семейные связи или место, где кто-то соображает на троих и попутно договаривается о публикациях.
Полные залы при выступлениях? Отлично! Но должны быть разные места и люди, а то ведь можно собрать свою компанию и просто подкармливать её. Посмотришь на фотографию такой аудитории, глядящей на выступающего с величайшим вниманием, и он представляется содержательным человеком, к которому стоит идти. А на деле они лишь терпеливо ждут вкусняшечек, которые наверняка достанутся им после отсидки положенного часа. Во сколько халява неизменно влечёт, надо лишь знать, где разместить приглашение на кормежку, и пришедшими можно будет заполнить полутысячные залы.

Так с любыми признаками успеха.

Люди с удовольствием идут туда, где можно находиться в сообществе избранных и общаться с уже подтверждёнными авторитетами.
Сначала пищевая приманка, сбор отзывов в качестве оплаты, большая толпа и отзывы создают впечатление, что авторитет подтверждён, и дальше сработает сарафанное радио.
Хотя нет, в последнее время с сарафанным радио проблемы, поскольку личное общение понемногу сходит на нет.
Но аналог сарафанного радио в telegram-каналах всё-таки работает.



4. "Средства привлекаются в соответствии с проблемой"

Те, кому поэзия нужна лишь для самопрезентации, яростно бьются за свою репутацию и потому не говорят о своей потребности в поэзии, а лишь о своей значимости в ней. Посмотришь на все эти километровые списки номинаций и тоска берёт. Зато хозяева списков как будто имеют право на своё присутствие в поэзии. А другие стесняются. Скромно-скромно говорят, что рядышком постоят  и может быть что-нибудь вякнут соседу, ни на что не претендуя.

Знаком ли древние символ уробОрос? Повсюду сказано, что это  про вечное обновление. Да неужто?! Почувствуйте себя на месте этой змеи, пожирающей собственный хвост и неспособной его прекратить заглатывать, потому что зубы так устроены, назад загнуты. И где же здесь обновление?! Мало того, что это змея самопереваривается из-за самоедства, так она ещё и сама заткнулась. Теперь она ничего не может, пока не откроешь ей пасть силой. Многие поэты проявляют способности только тогда, когда их принудят быть поэтами, приложив внешние усилия, чтобы вытащить вцепившиеся в самого себя зубы.


5. "Причаститься благодати слова, не имея другого смысла, кроме поиска гармонии"

Есть простой и скромный способ обоснования своего присутствия в поэзии. Это арт-терапия. "Ни на что не претендую, просто песенку пою". Можно из себя брать любые образы и любые слова, творить с ними что вздумается. Полная свобода чудика и психа. И все рады, что псих не сидит на шее государства и не вопит из окон интерната на весь лес. А что бумагу пачкает, так кто её не пачкает каждый день по утрам?



6. "В поэзии есть смысл, но не поймать"

А что насчёт вопля из окон интернета?
Здесь у нас огромная свобода. Раньше были ограничены скоростью интернета и объёмом запоминаемых данных. Теперь ограничивает разве что необходимость защищать себя от мошенников. Кто знает, что они придумают, используя сведения о нас, добровольно выложенные в интернете? Помните, как мы смело выкладывали фото и видео? Теперь нет таких дураков. А слова выкладывать не боимся, хотя по ним можно проникнуть в самые глубины нашей психики и извлечь сердцевинку для манипуляций с нею.

Поэзия тем хороша, что допущена в самые глубины, но посторонний ничего из неё не выцарапает. Дешифровка поэзии совершается собственным нутром, при этом корни, сосуды, нервы так срастаются, что разделить уже невозможно, можно лишь обрубить. Ни один мошенник не возьмётся взаимодействовать с вами через поэзию. И чиновник тоже не попытается, если, конечно, нечто агрессивное не будет выражено уж слишком явно ("тараканьи смеются усища").


7. "Вечно воинственная отдельность"

Пишешь - и пиши себе. Зачем задираешься?! Но когда душа болит о том, что происходит, слова изливаются сами собой, забыв о предосторожности и о том, что некий глаз глядит за нами всякий час. И время от времени социум напоминает, что любит покой и устойчивость. Пусть будет плохо, но как раньше, поскольку предыдущий опыт показывает, что за любой раскачкой следует ограбление. Ведь было же ещё совсем недавно по историческим меркам, что люди начали бороться с небольшими недостатками своей большой страны, а в результате страна стала меньше и недостатки исчезли как присущие достоинствам, уничтоженным на корню.

Вот и приходится высказываться как будто в никуда, как будто с лесом разговариваешь. Но кто захочет, тот приблизится и услышит. 


8. "Поэзия влияет на образ жизни. Блок факторов - психическое здоровье, уровень стресса, баланс труда и отдыха"

Если считать сложение стихов отдыхом, то поэтому выполняет святое правило: сперва запланируй отдых, отдай ему половину бодрствования. 8 часов сна, 8 часов поэзии, 8 часов труда. Если инкубирование смыслов тоже считайте поэтическим занятием, то поэзия становится круглосуточной, однако мы об этом промолчим, поскольку учитывается лишь активное внимание, а не то, что происходит на второй и третьей дорожках сознания. Считать ли занятием поэзией поездки, прогулки, спорт и домашнюю рутину? Да, считать, если внутри гудит и слагается нечто новое. Или если в душе вертится какая-то фраза, и идёт её подспудный анализ. Не важно, что в это время вращаете педали велотренажёра собственной жизни.
Но представьте себе всё то же житейское копошение без игры слов в голове. Редко бывает, да? Даже в медитации не очень-то получается, хотя медитация как раз-таки предназначена для прекращения вербализации смыслов. О пользе медитации наслышаны? Утверждаю, что поэзия - это та же медитация, только другими средствами. Всё лишнее исчезает. Слова вычищаются, и они уже не облеплены раковинами конфликтов, как дно судна, чьё плавание замедлено всеми этими наростами. Плывёте по жизни, не встречая былого сопротивления, поскольку всей этой гадости на вас уже нет.



9. "Непродуктивная уязвимость"

Тонкая натура отзывается на всё происходящее как дрожащая стрелочка датчика. Совершает ли датчик продуктивное действие? Нет, но без него всё пойдёт вразнос. Хотя обязательно нужен тот, кто считывает показания датчика и принимает решения, будучи компетентным.
К сожалению, компетентные сосредоточились в другой области. Когда маски* гонит нас к прогрессу, у них есть средства переписать источники массовых убеждений. Есть люди которые этим занимаются, а также те, которые пристально изучают аудиторию, ведь действия по перезаписи убеждений должно быть эффективным. Если не ошибаюсь, по миру разбросано 2.600 учреждений, которые явным образом изучают русских. Вот кто не безразличен к дрожаниям наших стрелочек. Это неправильно, но это так.

*Илон Маск намерен засорить космос 42 тысячами спутников, которые каждые 5 лет надо обновлять. Представляете ли масштаб диверсии?! Конечно же, люди возражают. А как бороться с возражениями, спецслужбы прогрессистов знают. Мило и мирно, но с неизменным достижением результата. 



10. "Прорыв в сферу смыслов, где нет дедлайнов. Подключение к большому времени и вечной традиции"

Вернёмся к уробОросу* (выделяю ударную букву, потому что коварный ИИ, упорно зачитывая тексты со сдвинутыми ударениями, приучает к мелкой лжи даже в этом вопросе. У нас целый район стал из-за ИИ в автобусе неправильно называть улицы, поскольку жителей новеньких в 20 раз больше чем стареньких, и старенькие с ежедневным зудением лгущих объявлений спорить устали).
Это древний символ, который нам даже в энциклопедиях представляют чушью доисторических фантазёров. "Обновление"! Надо же было такое придумать! Но кто имеет правый извлекать правду из древних символов вопреки трудам пропаганды и домыслам как бы учёных?
Тот, на чьи речи они не обратят особого внимания. Пусть учёные изучают поэзию, но есть то, что не поддаётся никакой лингвистике. Разве заинтригует лингвистов тот факт, что какая-нибудь ничтожная стихирская поэтеска заявит о другом смысле уробороса? Нет, конечно. Но у истины есть такое свойство: она переходит от умных к ещё более умным, они её жадно выхватывают и показывают всё более ярко. То есть если поэтеска сказала про уроборос, что он содержит другой смысл, а её прочитает новый Бродский, то это ого-го как зазвучит!
Замечу, что даже если лингвисты заинтересуются этим фактом или казусом, они, в силу односторонности каждого специалиста, не передадут информацию историкам и прочим заинтересованным лицам. Поэтический факт продолжит своё подкожное существование.

*См пункт 4



11. "Циркуляция смыслов прекратилась"

Новое - это хорошо и намеренно забытое старое. Поэтический бред может в своей поэтической традиции тащить сквозь века те смыслы о которых в школах не расскажут. Но школа вправе давать инструменты дешифровки поэтических образов (вот как хитро всё устроено).
Всестороннее образование, где физика ни в коем случае не отрывается от лирики, создаёт не спецов для частей разодранного мира, А все понимающих физиков и лириков: всякий физик дурак, если не лирик, всякий лирик дурак, если не физик.
Но что же мы наблюдаем? Когда-то разделение физики и лирики хотя бы обсуждалось. Похоже, что это было применение на практике окон Овертона. То есть через спор образованных людей, привыкших к единству мироздания, приучали к разделённости. И теперь мы разделены. Технари считают дураками гуманитариев, и у них есть для этого основания, а гуманитарии глубоко сочувствуют несчастным технарям, для этого тоже есть основания. А ведь оба полушария общественного мозга непременно должны быть соединены, как соединены полушария мозга в каждом из нас. И в лимбической системе, объединяющей полушария, гуляют очень большие энергии. А если мозг разделён, то ни читать, ни писать человек не будет. Идеи прекращают своё активное передвижение. Мозг живёт в режиме 15-минутных городов. Плохая история.



12. "Пока стихотворение не опубликовано, каждое слово в нём может измениться"

Что-то с нами происходит в промежутках между обращениями к стихотворению. Пока мысли аморфны, нет от чего отталкиваться. Но высказанное становится определённым. Это гипотеза, которую можно проверять.
Грубоватый пример: дама долгое время ходила в раздражении, пока не сформулировала его словами "все мужики сволочи". После нескольких попыток приложить это "все" ко всем, она увидела, что не все и даже не многие.

В черновик заносится первичная версия того, что дозволило рассмотреть подсознание. Увидев нечто издалека и смутно, мы создаём гипотезу того, что бы это могло быть. Теперь есть от чего отталкиваться. Пока обыденное внимание занимается обустройством реальности, ещё какое-то загадочное дополнительное внимание гуляет по внутреннему миру и, как дитя, рассматривает любую встреченную букашку. Возвращаясь к черновику, мы уже довольно много знаем о пространстве, следы которого здесь оставили, и можем переописать его более точно и в подробностях. В первую очередь отрабатываем явные несоответствия. Избушка на курьих ножках оказывается домом лесника с приветливыми хозяевами. Кошмарная путаница зелёных ветвей превращается в отдельные растения со своими свойствами: что-то кормит, что-то лечит, что-то в строительстве дома пригодится. Закон уподробния восприятия действует и в поэзии в отношении черновиков. Вчерашняя муть сегодня проявляет суть. А где ясная мысль, там и точное слово.

Да только со словом есть одна закавыка: ритм и рифма заставляют ещё поискать. Словарный запас, которым можно воспользоваться, резко ограничивается. Приходится выкручиваться, как если бы мы оказались в чужой стране со знанием лишь нескольких слов. А жить надо, оттого приходится много соображать, малыми средствами решая большие задачи. Голь на выдумки хитра, и вскоре на бумаге появляются хитроумные выверты, приспосабливающие всего-то какие-то одну-две сотни тысяч слов к истинному миру подсознания.
Если эти слова позволяют другим понять себя, значит, внутренний мир един. И познание его не бессмысленно. Это не развлечение в промежутке между рождением и смертью, а большая серьёзная работа.


13 
 



Продолжение будет здесь же


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.