Талант и Труд. Н. Д. Мордвинов в воспоминаниях

                ТАЛАНТ И ТРУД

                Народный артист СССР  Н.Д.Мордвинов
                (1901–1966)

                В воспоминаниях, дневниках, письмах




                ПРЕДИСЛОВИЕ


          Думаю, не ошибусь, если скажу, что  многие красивые  девушки    мечтают стать   известными артистками. Вот и моя  мама, Раиса Николаевна Жильцова,   не была исключением из правил. Вернувшись  в 1942 году   из эвакуации в Москву,   восемнадцатилетняя выпускница средней школы  была полна решимости   поступить  в театральную студию.  Об артистической карьере мечтала и  мамина  подруга Светлана.   
          Большинство московских театров   находились в эвакуации.  Но театральная жизнь   в  Москве не прекращалась.  Оставшиеся в Москве театры имени Станиславского и Немировича-Данченко и имени Ленсовета,  а также   часть труппы  Большого театра   продолжали непрерывно работать.
          Обе юные москвички с нетерпением ждали возвращения  в Москву  Театра имени Моссовета, на сцене  которого блистал  их кумир  –  Николай Дмитриевич Мордвинов, ученик и верный соратник главного режиссера театра Юрия Александровича Завадского.
          Широкую  известность артисту принесли  роли,  сыгранные им   в начале сороковых годов  на сцене Театра им. Моссовета  и  на экранах советского кинематографа, такие как:      Кавалер ди Рипафратт в спектакле «Трактирщица» Карло Гольдони,  Евгений Арбенин  в фильме «Маскарад» М.Ю.Лермонтова,    Богдан Хмельницкий   в  одноименном фильме  и Григорий   Котовского в фильме «Котовский».
         
          «Свой незаурядный талант и силу своей веры в театр Мордвинов ощутил очень рано и сумел дать почувствовать это окружающим, хотя входил он в искусство трудно»,  – писал о своем любимом ученике Ю.А.Завадский.               
          «Мало кто знал, что всю свою жизнь Мордвинов вел дневник, и записывал в него  все, что волновало в жизни, в искусстве, – писал  Завадский.   –  Мало кто знал, что признанный мастер сцены с добросовестностью ученика заносил в блокнот все, что могло помочь ему в работе, приблизить его к очередной творческой вершине». 
           В 1976 году  Всероссийское театральное общество  осуществило публикацию  книги «Н.Д.Мордвинов. Дневники 1938-1966».  Кроме дневников  в книгу вошли воспоминания и  статьи о творчестве  Мордвинова   видных деятелей искусств: Ю.А.Завадского, С.Л.Апостолова, Л.А.Парфенова, И.Л.Андроникова, а также  летопись жизни и творчества  Н.Д.Мордвинова, составленная вдовой  артиста  О.К.Табунщиковой-Мордвиновой.

            Николай Дмитриевич Мордвинов  родился в  небольшом городе Ядрине Казанской губернии  2(15) февраля 1901 года в семье  младшего унтер-офицера запаса, зажиточного купца  второй  гильдии Дмитрия Семеновича Мордвинова. Отец вел успешную торговлю, мать, Анна Степановна  происходила из крестьян,  вела  хозяйство и занималась воспитанием детей: Николая, Марии, Георгия и Ивана.  Родители Николая были от природы музыкально одаренными людьми: отец  играл на народных инструментах – домре, балалайке и гитаре,   мать хорошо  пела и пробудила в детях любовь к народной песне.
           «Мордвинов родился одаренным природой – высокий, красивый, стройный, сильный, голосистый. – Писал о своем ученике и соратнике Ю.А.Завадский. – Он родился на волжском приволье, и эта широта неоглядных просторов и с детства как бы подслушанная поэтическая мудрость народа стали первыми и главными источниками его вдохновения».            
            По окончании ядринской начальной школы  Николай поступает в местное реальное училище.    Мордвинов с благодарностью вспоминал талантливого учителя словесника  Петра Иванова-Панкова,  лекции которого вызывали у студентов большой интерес к литературе: 
          «Его лекции по классической литературе с извечным стремлением авторов к добру и счастью человечества, с ненавистью к угнетению, с призывом к свободе, были так проникновенны, что целили прямо в сердце. Мы слушали, заслушивались и забывали о конце урока».
          Мордвинов   участвовал  в любительских спектаклях,  которые ставил  его любимый учитель. В спектакле по пьесе Леонида Андреева «Дни нашей жизни»  Николай исполнил  роль студента Онуфрия.               
          Через год реальное училище объединили с женской гимназией и переименовали в единую трудовую школу  2-й ступени. 
          С установлением советской власти  имущество Мордвиновых национализировали. Как сына купца, Николая  собирались  исключить из школы,  однако  местные жители обратились в исполком партии города, и  талантливого юношу  оставили в школе.
          Учась в  старших классах, Мордвинов   становится артистом любительского театрального кружка при Губсоюзе и Музыкально-драматической секции Отдела Народного Образования.
          В книге «Размышление о работе актера»  Мордвинов  писал:
         «Кое-кто считал, что я обладал хорошим певческим голосом и рекомендовал мне заняться этим всерьез, но разговоры велись между прочим, и я не придавал им значения.  Конечно, ни о каком театре речи быть не могло. Народ не имел представления о кино. Более того, подавляющее большинство никогда не видело даже железной дороги. Типичный провинциальный городок старой Руси, оживляемый небольшим количеством интеллигенции да учащимися реального училища и женской гимназии».   
           В 1920 году  сразу же после получения аттестата о среднем образовании  Николая  призвали в Красную Армию и определили в стрелковый полк под Нижним Новгородом. Однако военной подготовкой писарь полка  Николай Мордвинов занимался недолго: его
назначили  суфлером в драматический кружок, а затем  артистом 1-й ударной группы
18-го стрелкового полка: 
            «Батальон строится на поверку…  «Кто умеет хорошо читать, два шага вперед!». Теперь звучит неправдоподобно, но это истинная правда. Из батальона сделало два шага лишь несколько человек, а бегло читавшим оказался я один. И так я попал в кружок Культпросвета полка суфлером».       
            Николай подсказывал текст актерам-красноармейцам, помогал шить костюмы и собирал декорации, а вскоре попросил командира назначить его актером: за все эти месяцы он выучил тексты пьес лучше, чем исполнители главных ролей:          
            «Играю всё… пытаюсь играть «нутром»… Молва вокруг меня — самая благоприятная. Кругом говорят: «Какой замечательный артист! Он так входит в роль, что забывает всё».         
            После демобилизации в 1923 году  артист работал в Ядрине, в Союзе работников просвещения при Наркомобразе:
           «Я уже понял, что все дремавшие во мне силы пробудились. Все мои прежние интересы, увлечения и пристрастия воедино слились в едином желании служения сцене. Но я понял, что, в сущности, я на сцене беспомощен, что я шел интуитивно».    
             В 1924 году  Николай   принимает решение получить актерское образование и приезжает в столицу.    Первый вступительный экзамен в школу Театра имени Вахтангова он провалил.  Однако  вскоре  его  приняли в Техникум сценических искусств имени Луначарского.  Но в конце первого курса студента Мордвинова  признали «профессионально непригодным» и отчислили:
           «После экзамена преподаватель сказал мне: «Знаете, Мордвинов, у вас что-то есть, а чего-то нет» (?!)  Другой посетовал на то, что я книжник, а он любит «людей от сохи». Удар был сокрушительной силы. Я много лет не мог избавиться от его последствий. Нет-нет,  да и загрызет тебя сомнение и вдруг начнешь терять ты веру в себя, и покажется вдруг, что нет у тебя никаких сил сломить это сомнение».               
               

                ОТ УЧЕНИКА ДО ВЕДУЩЕГО АКТЕРА СТУДИИ            
               
        Однако  первые неудачи не сломали волю провинциального актера.  Узнав о наборе в  драматическую студию Моспрофобра под руководством  режиссера Юрия Александровича Завадского, Мордвинов   пришел на прослушивание.
         «Мордвинов появился в моей жизни,  –  вспоминает Ю.А.Завадский, –  когда я только-только начал организовывать студию (1925). Мне тогда казалось, что это так просто – заново создать театр!  Но после первых прямолинейных попыток собрать «труппу единомышленников» я понял: это совсем нелегко. И пришлось все начинать сначала – с создания школы, с воспитания учеников,  чтобы уже с ними и исподволь, через ученичество и через студию, прийти к театру. Вот в эти дни становления студии и пришел ко мне Мордвинов… 
           Помню свои  впечатления от первой встречи с ним осенью 1925 года на вступительном экзамене.  Провинциальным и достаточно безвкусным был его репертуар. Мордвинов читал «К мечтателю» Пушкина, «Сумасшедшего» Апухтина, справедливо забытое ныне, а тогда очень популярное стихотворение  Дм.Мережковского «Сакиа Муни», что-то еще в том же роде. Читал он плохо – с ложным пафосом, с нажимом и наивной жестикуляцией. Не будем посему строго судить вахтанговцев, отвергнувших молодого Мордвинова.
           Но в то же время  от этого рослого красивого парня-волжанина   веяло такой размашистой силой и верой, вся  его ладная  фигура и открытое молодое лицо излучали такую природную мощь и полнокровие, что невозможно было не увлечься им, не угадать в нем искренность и темперамент будущего актера.  Нельзя было пройти мимо Мордвинова».    
          Мордвинов поступил сразу на второй курс: ему зачли все предметы, сданные в Техникуме сценических искусств. Под руководством режиссеров Юрия Завадского и Николая Хмелева  актер изучал систему Станиславского.  Замечания и советы  Николай Мордвинов  записывал в блокнот,  с которым всегда приходил на репетиции.  Завадский давал  студенту  разноплановые роли: от прагматичных купцов до аристократов-романтиков.
           В спектакле по пьесе  А.Н.Островского «Лес» Мордвинов сыграл сына купца Восьмибратова  Петра. По воспоминаниям Завадского,  «Актер мечтал о романтике,  поднимающей людей на великие дела. Ему близки были сильные, цельные характеры, мужественные, красивые герои».   Выпускной работой актера стал спектакль «Ратклиф» по  трагедии Генриха Гейне «Вильям Ратклиф». 
           После окончания курсов  Юрий Завадский  пригласил   своего талантливого ученика на работу в  Московский театр-студию.
           В 1927 году  в спектакле «Рассказ о простой вещи» по пьесе драматурга Бориса Лавренева    Мордвинов сыграл офицера царской армии Соболевского: 
          «Это была моя явная удача. И была она тем более волнительной, что в своей жизни я не видел ни одного офицера царской армии, если не считать старика воинского начальника».
           Завадский писал:  «В роли Соболевского Мордвинов, по существу, впервые показал себя настоящим актером, художником большой  волевой собранности и организованного темперамента.
           Эта работа Мордвинова начинает список его побед, приносит ему имя талантливого актера  остропсихологического плана и все возрастающего мастерства.  Эти особенности его дарования ясно  проявились в образах, созданных    вслед за поручиком Соболевским, в каждом из которых  Мордвинов, открывая для себя новое, открывал это новое и для зрителей».      
           Вскоре после премьеры Мордвинов приступил к репетициям другой постановки — «Любовью не шутят» поэта Альфреда де Мюссе. Актер исполнил роль барона Педрикана.
           В 1928 году  Мордвинов  впервые  получил  главную роль. Его герой, делец Мебиус, из пьесы немецкого писателя Вальтера Газенклевера «Компас, или Деловой человек». Постановка собирала полные залы.
           В том же году Мордвинов  вступил в брак со своей  единственной на всю жизнь избранницей –  Ольгой Константиновной Табунщиковой,  актрисой,  театральным педагогом-хореографом, служившей вместе с   артистом  в театре-студии Завадского.         
          Вскоре прошли премьеры «Пьяного круга», «Пробы» и «Дела о Душах».
          В 1933 году актер сыграл Дика Даджена в постановке «Ученик дьявола» по одноименной мелодраме Бернарда Шоу о Гражданской войне в США.
          Завадский писал: «Красивый, стройный, подвижный, умный и саркастический его герой был борцом за справедливость, истинным сыном природы. … Мордвинов оказался подготовленным  артистически и физически к  этой роли: упорная работа над собой, над своим  телом, движением, жестом дала результаты… 
         «Ученик  дьявола» утвердил Мордвинова ведущим актером студии».
           В 1934 году в Театре-студии под руководством Юрия Завадского решили поставить пьесу Островского «Волки и овцы». Николай Мордвинов сам попросил у режиссера роль Мурзавецкого, молодого безвольного прапорщика в отставке.
          «Мордвинов был романтиком, но как же уютно и легко он чувствовал себя в комедии, –  писал Завадский. –  Всякий раз Мордвинов искал самое острое, доведенное до крайности выражение трагической и комической стихий…  Мне вспоминается, с каким озорством и выдумкой высмеял Мордвинов своего Аполлона Мурзавецкого. В гриме каждая черта была заострена до карикатурности, а физиономия в целом казалась почти что застывшей сатирической маской».
           После спектакля актерскую игру  Мордвинова  отметил известный  режиссер
Владимир Немирович-Данченко.
           В 1935 году Мордвинова впервые пригласили сняться в кино. Художественный руководитель  театра «Ромэн» Моисей Гольдблат предложил   артисту  сыграть роль бедного цыгана Юдко в фильме «Последний табор».
         «Получилось так, – вспоминал артист, –  что первое время я был свободен от съемок, и я все время находился в среде табора и старался понять, чем живы люди, что бередит у них в мыслях…   А после того, как кончились съемки и я встречался с цыганами у нас, в Югославии, Болгарии,  Румынии, цыгане, узнав, что я тот, что снимался в картине, иначе меня и не хотели звать, как Ром, что значит цыган».

           «Образцом для Мордвинова, – писал  Завадский, –  была титаническая мощь творчества Микельанджело. Этой микельанджеловской монументальности, сверхчеловеческой силы ждал он от искусства и от себя в искусстве, прежде всего,  потому что верил, что искусство может быть потрясающим, должно быть им, должно завоевывать, подчинять себе и вдохновлять, подымать, восхищать… 
          Мелкое, вялое, слабое – все это Мордвинову претило, его  возмущало.
          И рядом с великим и величавым жило в нем нежное, человеческое, очень простое – великая простота русской природы, безграничной в тоске и восторге, величавая нежность русской песни, то заунывной, то горестной, то неистовой. Вот в этой близости к русской природе, к народу своему, безудержно удалому, отчаянно талантливому,  к его искусству был весь Мордвинов с его достоинствами и недостатками.  И скрытые до времени его возможности неуклонно развивались, талант Мордвинова расцветал, потому что главной его заповедью сделались слова: ТАЛАНТ И ТРУД!».
          В 1935 году  Николаю Дмитриевичу Мордвинову   было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

               
                СВОЙ ПУТЬ К ШЕКСПИРУ               
               
       
         В 1936 году Юрия Завадского назначили руководителем Ростовского театра драмы им. Горького в  Ростове-на-Дону. Николай Мордвинов следует за своим учителем. Режиссер и артист  продолжили вместе работать над спектаклями.
          Ростовский период своего творчества Мордвинов начал, сыграв  роль поручика Ярового в постановке «Любовь Яровая» по пьесе советского драматурга Константина Тренева.  Только за 1937 год  в Ростове-на-Дону  прошли четыре премьеры с участием Мордвинова: «Каменный гость», «Очная ставка», «Разбойники», «Тигран».   В 1938 году здесь поставили спектакль «Укрощение строптивой» по Шекспиру, где актер сыграл Петруччо.   
          В следующем  году  в жизни Мордвинова произошло  событие особой важности  –  актера  утвердили на роль Отелло. В книге «Размышления о работе актера» Мордвинов писал:
         «Отелло — человек с широким горизонтом, пытливым умом, беспокойной душой… Выявить в нем воинское, человеческое, мне кажется, очень интересно».         
          Премьера «Отелло» состоялась 7 мая 1939 года в постановке Ю.Завадского. Режиссеры: Н.Мордвинов, М.Чистяков, Ю.Шмыткин.
          В сценической  трактовке  Мордвинова  Отелло –   «подлинный рыцарь правды, великий правдолюбец, готовый мечом истреблять неисправимых, чтобы они не разносили ложь по миру». 
          Рецензент  С.Заманский  так отозвался об исполнении  Мордвиновым  роли
Отелло: «Интересно, смело играет Мордвинов. Он нашел свой путь к Шекспиру. Его Отелло  возбуждает мысль, вызывает споры. Мордвинов, исходя не из внешних признаков мужества  и благородства Отелло, талантливо раскрыл его душевную борьбу, мучительное желание Отелло защитить правду, осмыслить мир, наполненный противоречиями…». 
      

                АРТИСТ ТЕАТРА И КИНО
               
      
          В 1940 году Ю.А.Завадский   получает назначение на должность  главного режиссера  Театра  имени Моссовета, организованного на базе театра МГСПС.
          Мордвинов  вместе со многими товарищами по работе в театре-студии Завадского и в Ростовском театре  становится артистом    Театра имени Моссовета.
          В первом  спектакле, поставленном  Юрием Завадском    «Трактирщица»  по пьесе венецианского драматурга Карло Гольдони,  Мордвинов  сыграл роль  Кавалера ди Рипафратта.   Спектакль «Трактирщица» становится визитной карточкой Театра имени Моссовета.
          Через две недели после премьеры артиста пригласили на главную роль в фильме «Богдан Хмельницкий».  Николай Мордвинов выехал в Киев на съемки.  Съемки «Богдана Хмельницкого» закончили к марту 1941 года.  Художественный фильм о восстании казака высоко оценили советские кинокритики.
          В 1942 году за исполнение роли Богдана Хмельницкого Николай  Мордвинов  становится Лауреатом  Сталинской премии   первой степени.

          К 100-летию смерти М.Ю.Лермонтова  известный    кинорежиссер Сергей Герасимов  приступает к экранизации  драмы поэта «Маскарад».   Мордвинову предложили   роль   дворянина Евгения Арбенина.
          Артист вспоминал:  «Как-то сразу я ощутил образ целиком, во всем объеме, манеру держаться. <...> Понял природу несколько покровительственного, небрежного, саркастического, чуть свысока тона обращения. <...> Очень все хвалят внешний вид. Шуба, бобровый воротник, цилиндр, трость... все очень к лицу. Душа прыгает и радуется, как у мальчишки».
          За три с половиной месяца картина была готова. Финальный монтаж закончили ночью 21 июня 1941 года. На следующий день планировали показать ленту в студии Лермонтовской юбилейной комиссии во главе с  А.А.Ждановым.
          22 июня  в 4 часа утра по московскому времени началась Великая Отечественная война.  Просмотр отменили.   Фильм  был сдан на хранение в Московский комитет кинематографии.

               
                В ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ
               
         В июне 1941 года  Театр  имени Моссовета находился на гастролях в Ворошиловграде.

         22 июня 1941 года. Из  дневника  Мордвинова:
        «Горе! Горе! Ясно, что свалилось на нас  величайшее, какое можно представить себе горе. Чувствую это всеми силами души.
         Какое горе!  Неслыханное испытание будут проходить страна и строй.
Величайшее, страшнейшее. Родина в смертельной опасности!
         Надо скорей в Москву. Там виднее,  что делать. Как решит правительство? Как решит, так и будет.
         Везде митинги. Дождь, слякоть, тьма. Город на военном положении.
Состояние вздыбленное. Боевое.
          НЕНАВИСТЬ!».
               
         Осенью 1941 года  коллектив Театра Моссовета  был эвакуирован   в Казахстан.
В тылу  актеры выступали с концертами  в Алма-Ате, Чемкенте, Театр провёл 119 концертов для частей Красной Армии, 9  шефских спектаклей на фронте, вёл работу на призывных пунктах ив госпиталях. 

         В годы Великой Отечественной войны Юрий Завадский так определял задачи
театра:
        «И в минувших событиях войны, и в тех, которые ещё предстоят, есть одна для искусства самая важная, самая значительная тема — это тема величия духа советского человека, глубины и самоотверженности его патриотизма, безграничной веры в правоту своего народа и в победу, его высокого героизма… Наше искусство обязано раскрыть эту тему во всей её широте и глубине. Оно обязано показать зрителю и читателю героя нашего времени, его характер, его биографию, его психологию».

          В  репертуаре  Театра появились пьесы о войне  – «Накануне» А.Афиногенова, «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука, «Нашествие» Л.Леонова. Театр возобновил  спектакли московского репертуара «Надежду Дурову» А. Кочеткова, «Трактирщицу» К. Гольдони, «Машеньку» А. Афиногенова и поставил новые — «Не всё коту масленица» А. Островского,  «Каннибалы» (антифашистский вечер одноактных пьес) и другие, а также вечера-концерты из произведений А. Пушкина и В. Маяковского.
          В 1942 году в спектакле «Фронт» по новой пьесе драматурга Александра Корнейчука артист сыграл генерала Огнева, который пошел наперекор командованию и выиграл сражение.

          Через несколько месяцев Мордвинов получил сразу два приглашения на киносъемки:  фильма «Котовский»  о герое Гражданской войны,  справедливом мстителе за беды народа   Григории Котовском,   и картины о советском танкисте Васнецове  – «Парень из нашего города».  За неимением больших студий  фильмы снимали на улицах Алма-Аты и  в недавно построенном Дворце культуры.

                ______________

           В мае 1942 года  семью Мордвиновых постигло горе.   Умерла  единственная дочка Мордвиновых,   пятилетняя  Людмила, Люшенька, как ее называли родители.

           Из дневника Мордвинова 15 мая 1942 года:
          «Как  справиться с этим несчастьем? Непоправимым, чудовищным… несправедливым… не знаю. Сил нет… Последние слова:
           - Ой, головушка болит!.. Кому-нибудь на ручки!
Не хотела обидеть ни того, ни другого…   Прикованные к тебе отец и мать и день и ночь посменно и вместе… Кончились съемки… к тебе…
            Потом закатились глазоньки, перекосило ротик, начались судороги и… прощай моя умная, чудная белокурая головка…
            Реву, но хочу записать все, что помню, хоть это оставить на память…  Судорога нам  уже не вернула ни одного словечка, лишь слабое движение ручек на просьбу «обними», видно, что и в бессознании ты хотела успокоить любимых…
            Туберкулезный менингит…
            Какое страшное и безысходное сочетание слов…
            За что такое проклятье? Что мы сделали такого?
            А, тем более, что сделала ты, чтобы так расстаться с жизнью, с нами, мученица…
            Знаю… Всем существом понимаю, сколько смертей приносит с собой каждый новый день.  Один Ленинград ежедневно уносит до 15 тысяч голодных. Знаю, сколько слез льется ежедневно, ежечасно, какое огромное горе постигло мир, какие судороги сотрясают землю, все знаю…».

            Но и в эти страшные дни Мордвинов продолжал работать:
            «Много работаю. Снимаюсь, как и тогда, когда после ночных съемок дежурил у тебя, сменив маму…».

             18 ноября 1942 года:  «Я решил, что хочу быть в большой теме и хочу большого, взволнованного театра, хотя бы это стоило мне здоровья и сил… Я хочу потратить свою жизнь с пользой, чтобы на старости лет не кусать себя за то, что глупо прожил…  Жизнь дается однажды и в этом однажды весьма ограниченное количество лет. И не след растрачивать ее неразумно и впустую. Недостойно разбазаривать ценности, которые могут принести пользу настоящую. В искусстве надо идти открыто и сознательно. Времена интуиций прошли. Наше время сурово, и оно сурово может спросить: «Как вы, товарищи, прожили век?», «Чем доказали свое право на место в жизни?».
               В 1943 году  Мордвинов получил  звание заслуженного артиста Казахской ССР.               

               

                МОСКВА               
      
         В октябре 1943 года  театр  имени Моссовета  вернулся  в Москву и  расположился по старому адресу:  Каретный 3, (сад «Эрмитаж»).   Театр  давал благотворительные концерты и спектакли.
         Мордвинов вновь берется  за  воплощение образа   Отелло, теперь на сцене Театра Моссовета.   Премьера спектакля «Отелло» состоялась 13 февраля 1944 года.
         В статье     «Сценический путь    Н.Д.Мордвинова»    С.Л.Апостолов  пишет:
        «Мордвинов понимал, что постановка в Ростове 1939 года была только первым подступом к трагедии, началом  большой работы, и не оставлял мысли ее продолжить. И вот в трудный 1943 год, когда еще шла война, артист вновь берется за встречу с Отелло…
          Когда в феврале 1944 года моссоветовцы показали премьеру «Отелло»,  зрители увидели в постановке Ю.А.Завадского спектакль оригинального замысла и воплощения, в котором по-прежнему доминировала глубокая человечность, переданная со всей страстностью убеждения, со всем мастерством дарования Мордвинова…
          Да, Мордвинов играл «Отелло» не как героическую трагедию. Исходя из общего замысла постановки, он органично выделил и укрупнил трагедию утраченной любви, крушение веры в человека».
         
                *   *   *

         Наконец, мечта  подруг сбылась! Их кумир снова выступает на московской сцене!   Юные «театралки»   стремились побывать на всех спектаклях    с участием  Н.Д.Мордвинова.            
         В нашем семейном архиве бережно хранится   мамин  дневник,  на страницах которого  восемнадцатилетняя   Рая Жильцова   подробно записывала свои впечатления от спектаклей  и  личных  бесед   с Н.Д.Мордвиновым,  сыгравшим в ее жизни роль педагога,  друга и духовного наставника.  В архиве   хранятся   адресованные Р.Н.  Жильцовой  фотография с автографом  Мордвинова,  его открытки и письма.  Знакомство с этими документами  позволит читателям   открыть для себя новые страницы из жизни  Народного артиста СССР Николая Дмитриевича Мордвинова.
         По ходу повествования  мамины воспоминания   соседствуют  с  дневниковыми записями  самого  Мордвинова, которые артист вел, начиная с 1938 года и до последнего дня своей жизни.


 
                ИЗ ДНЕВНИКА РАИСЫ НИКОЛАЕВНЫ ЖИЛЬЦОВОЙ

        22 апреля 1944 года:
       «Мордвинов   великолепен в «Отелло»!   Уже 2 раза  были на этом спектакле со Светиком.  Она совсем безумствует. Я – благоразумнее…   сейчас он для нас единственный.   Хочется устроить ему цветы. Но это сейчас почти невозможно. А очень хочется. И это наша цель сейчас. Навязываться на знакомство не будем. Это все наивно и даже глупенько, возможно. Нам нравится поклоняться ему».

         Из дневника Н.Д.Мордвинова, 5 апреля 1944 года: «Ю.А. говорит. Что уже появляются люди, которые приходят по второму-третьему разу.  Толстой пришел второй раз. Тарханов целовал Ю.А., благодарил за спектакль, при случае хотел рассказать подробно».

         Из дневника Р.Жильцовой, 29 апреля 1944 года:
        «Узнали, что он в концерте в Плановом институте.   Весь день бегали по Москве в поисках цветов. Перед этим кое-что продали на рынке*.  Его номер последний.    Сидели на 1-м ряду.  Прочел вступление к «Тихому Дону».  Здесь Света и поднесла ему корзину.  Он очень мило улыбался, что-то говорил ей.  За хлопками не слышно. Оказывается, она что-то пыталась говорить, а он, видя волнение, успокаивал ее:  «Ну что Вы? Ну что Вы?».         
          Донесли  корзину  вдвоем  до рояля.  Конверт положил рядом. Там было: «Уважаемый Николай Дмитриевич!  Не откажитесь принять эти цветы, как дань восторга и признательности от скромных поклонниц Вашего таланта.  Ваши друзья С. и Р. 28 апреля 44 г.». 
          Прочел еще Шолохова. Потом еще один рассказ.  Идет за кулисы. За ним толпа девчонок.  Обступили. Он дает автографы. Я подошла и говорю: «Извините, Николай Дмитриевич, но мы хотим знать, когда Вы в «Отелло» первый раз в мае?». Он вспоминал, но его снова отвлекли. Он посмотрел в книжечку и сказал, что 4-го мая. Поблагодарили.  Мы в восторге!  Держится скромно, просто, мило.  То, что мы хотели видеть в нем. 
           Цветы стояли в стороне.   Я даю ему конверт со словами: «Вот возьмите, Николай Дмитриевич, а то по дороге можете выронить из цветов».   Благодарит два раза: «Спасибо… Спасибо…».  Даже сказал, что он растерялся. Идет к цветку.  Взял, хорошо, красиво взял корзинку, и мы  втроем: он, Светланка и я  - пошли спускаться.
           Вдруг: «Я свой чемодан забыл»,  и мнется.  Светик: «Разрешите я принесу» - «Пожалуйста».  Побежала.
           Я с ним вдвоем.   Что  говорить?  Жарко, мысли путаются   или, вернее, их вообще нет.  Смущаюсь. Прибегает Светик, идет.  Толпа поодаль сзади.   Мы спрашиваем, когда он в «Трактирщице» – всегда.   Света ему нашептывает кучу комплементов.  Он выслушивает их не без удовольствия.  Да! Когда выходили из уборной артистов, он поклонился всем по-отелловски. Я заметила это вслух. Он одобрительно кивнул и говорит: «Да. да…». Уходит, обернулся перед выходом на улицу, поклонился нам, мы попрощались с ним».
          *Для того, чтобы  иметь деньги на покупку цветов,  а у родителей брать деньги было неудобно,   мама шила белье, а   ее  подруга Света   продавала  его   на рынке, благо торговля «с рук» в военное время не была запрещена.

         22 мая 1944 года.  Рязанская область, село   Морозовы-Борки:
        «19-го, т.е. перед   самым   отъездом  из   Москвы,  был   чудесный день.   
         «Отелло»» (7-й раз).  Перед театром купили со Светиком 11 роз, чудесные цветы.  Были сами у него в уборной. Передали цветы. Потом попросили разрешения зайти  за его автографом.  Были с собой 2 карточки.  Был очень любезен, мил.   
          Подписал  мне так:
         «Т.(товарищу – А.С.) Раичке на добрую память о себе.   Н.Мордвинов 19/ V-44».
          Поговорил с нами. Не советовал идти в студию.  Просил зайти к нему для разговора на эту тему после нашего приезда. Это были счастливые минуты.
          Вошла жена. Сказала ему: «Коленька, у тебя опять полоса, сотри».   Сказано было очень мило, нежно.         
               
          Ходили вчера за ландышами. Послали домой с папой. Хочу, чтобы Светик свезла Николаю Дмитриевичу.  Но вряд ли они сохранятся в дороге. А каких три букета!!!.
В деревне хорошо. В лесу красиво, изумительно. Река Пара широкая, спокойная. Все как-то величаво просто, спокойно. Слушала соловья.
           … Как хочу на «Отелло»!».
               
           2 июня 1944 года. Пятница (в воскресенье  «Троица»):
           «29  мая был творческий  вечер Николая.Дмитриевича.  Вступительное слово Завадского.  Два  отделения:  I. Лермонтов – Демон. II. Маяковский – Ленин (фрагменты), Горький – Чудра, Шолохов – Тихий Дон (вступление).
           Странное, лестное мне совпадение. Ведь это любимые мои авторы. Интересно, как прошел вечер.   Вера (Раина  старшая сестра – А.С.)  на вечере была.  Ланка написала фразу Завадского о нем: «Это человек колоссальной созидательной  силы».  Он – волжанин.  С Завадским работает 18 лет.
            Читал восхитительно! Ему было 7 корзин цветов и 3 букета.  Ланка розы не послала – с деньгами не вышло, конечно. Народу было – тьма.  Стояли по  стенкам.   Между рядами.  Я рада, очень рада!  Как интересно он сам – доволен ли своим творческим отчетом?
             Послала Николаю Дмитриевичу  телеграмму.  Текст: «Дорогого  Николая Дмитриевича  поздравляем с успехом творческого вечера. Уважающие  Вас  Светлана и Рая».  Может быть,  вспомнит чуточку нас.  Ведь он нас приглашал к себе после приезда.  Это, конечно, не всем он говорит. Ну, слава Богу».


                РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ

            Артист   свое обещание  выполнил  и  пригласил  юных   поклонниц   для очень  серьезного  разговора.   Не торопясь, спокойно,  по-отечески доброжелательно  Мордвинов  беседовал   со  своими   почитательницами,  интересовался их  взглядами на жизнь и искусство,  и  девушки охотно делились с мастером сцены   планами и мечтами.               
            Мордвинов  не скрывал от своих молодых  собеседниц  трудностей актерской профессии.  По  его словам, для того, чтобы  добиться  признания и успеха  от артиста потребуется полная самоотдача, ведь служение искусству   –  это  великий труд,   до самоотречения.  А такое  служение по силам  лишь не многим. 
           Знаменитый артист не скрывал  от девушек  и того,  с каким трудом он сам входил в искусство. Рассказал о том, как его, молодого провинциального артиста из небольшого  приволжского городка  Ядрина Казанской губернии,  сначала  «забраковали»  на вступительных экзаменах в школе Театра имени Евгения Вахтангова, затем  после года обучения в Государственном техникуме сцены имени А.В.Луначарского  отчислили «за профессиональную непригодность».   Рассказал   и  о том, как он не сдался и  решил поступать  на Драматические курсы, которыми руководил Ю.А.Завадский,  был принят, и   тех пор    является другом и соратником своего учителя.
            В ходе беседы Мордвинов   был приятно удивлен маминой   широкой эрудицией и  большими знаниями в  области культуры и искусства.  Отметил, что  мама  обладает  безупречной дикцией,   незаурядными  внешними данными, хорошими манерами и эстетическим вкусом.       
            Однако  совета   посвятить жизнь сцене  ни  мама,  ни  Светлана  от  своего кумира не услышали.   Мордвинов  пожелал девушкам «найти себя»  в  профессии и личной жизни,  в которой роль матери,  по  его словам,  «самая звездная».
            Все втроем вышли из театра.  Маму  ожидал служебный автомобиль ее отца   –   наркома земледелия  РСФСР Николая Васильевича Жильцова.    До этого дня мама  не рассказывала о своей семье.  Она хотела, чтобы великий артист относился к ней, как ко всем  своим верным поклонницам, непредвзято.
            При следующей встрече  в театре Николай Дмитриевич   сначала пожурил маму за неполную откровенность,  а затем похвалил за то,  что  она выгодно отличается от  многих молодых людей ее круга  скромностью, серьезностью и отсутствием амбициозности.
         
            Из  дневника Р.Жильцовой: 
            «Поговорил с нами.   Прав он.   Да, и, конечно, куда же я гожусь на сцену?!  Смешно даже. Было бы чего-нибудь.  Из меня даже Шигаева – Дездемона не получится. А хуже, разве мыслимо? 
              Молчу, куда поступлю. Там будет видно. Решится все само.             
              Вот что еще во мне как-то здраво, отчетливо – преклонение перед ним – человеком, артистом, душой.
              Мне кажется, что Николай Дмитриевич  –  совершенство человека (из тех, что существуют на земле). Не идеализирую. Вот 3 раза говорила с ним и с каждым разом растет в моих глазах». 

               17 августа: «Вчера были на вечере Чеховском в Моссовета. После 3-ей вещи ушли, чтобы встретить Николая Дмитриевича.  Были цветы. Вышел с ними. И еще был букетик. Предложил,  если не устали, идти с ним до дому.  Он вчера был в особенно хорошем расположении духа. Даже хотел отдать мне цветы.   Сказал: «Они Ваши» и поцеловал мне руку.  Это было у гостиницы «Москва», ближе к Красной Площади. Шли мы долго – часа два с лишнем. Милый, умный человек».
                __________
          
            На протяжении последующих двух десятилетий между Мордвиновыми и нашей семьей не прерывалась дружеская связь. Николай Дмитриевич  с Ольгой Константиновной   бывали    у нас в гостях  в нашей московской квартире  на Большой Серпуховской улице  и на   государственной даче Совнаркома  в  Малаховке.   
            Мама вспоминала, как  в ходе  разговора   гость и хозяин дома обнаружили  много общих вех в биографиях обоих. 
            Оба  –  знаменитый  артист  Н.Д.Мордвинов  и  народный комиссар земледелия Н.В.Жильцов,   родились в  провинции,  оба  в Гражданскую войну были призваны в ряды   Красной Армии,  оба в столицах  –  Москве и Петербурге получили  специальности, по которым  всю жизнь  трудились на благо Отечества, оба   своим трудом заслужили  народное признание   и  заняли высокое общественное положение. И оба   труженика,  представителя  высших слоев советской интеллигенции,   гордились своим простым происхождением.
             Вспоминала  мама  и о том, с какой отеческой теплотой смотрели супруги Мордвиновы   на ее младшего братика  Витю, ровесника  их   единственной  дочки  Люшеньки, жизнь которой  в эвакуации унесла неизлечимая болезнь.

               
               
                В ДЕНЬ ПОБЕДЫ

         В День Победы москвичи в едином порыве устремились  в центр Москвы, на Красную Площадь. Повсюду проходили праздничные митинги.   

         Из  выступления  Мордвинова  на митинге на  Пушкинской площади 
9 мая 1945 года:         
         «Товарищи, друзья, сестры, братья! Мужчины и женщины! Юноши и девушки!
         Сегодня день Победы оружия нашей Родины!
         Сегодня день Победы гуманизма, свободы, демократии!
         Сегодня Русь переживает один из самых великих дней своей истории!
         Многие, очень многие тысячи жизней – самых молодых, горячих, талантливых, сильных, светлых  –  положили свои головы, чтобы Родина продолжала жить, справедливость –  совершенствовать жизнь, правда – ковать счастье людей…
         Предлагаю почтить память их, как и память того последнего солдата, который отдал вчера свою героическую жизнь на поле брани, который своей кровью и смертью скрепил славу родной Красной Армии.
          Предлагаю почтить светлую память их минутным молчанием!
          Сегодня человечество вогнало бесславный осиновый кол в могилу фашистской Германии.
          Цивилизация спасена. Великий народ в лице его армии и тыла совершил великое!
Он сделал то, к чему был призван! Он сделал то, на что был способен!
          Товарищи, начинается новая страница светлой жизни! Сегодня вместе с поэтом хочется воскликнуть:
          Да здравствует Разум!
          Да здравствует солнце,
          Да скроется тьма!
          Слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины!
          Слава чудо-богатырям воинам!
          Слава офицерам, генералам!
          Слава маршалам!
          Слава народу нашему!».

         
               
               
                В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
               
       
          В первые послевоенные годы Мордвинов играл в двух постановках: «Отелло» по Шекспиру и  «Воры» по Чехову. В 1946 году  перед кинозрителями  артист  предстал в роли  селянина-боснийца Славко Бабича  в фильме Абрама Роома «В горах Югославии». По сюжету партизаны-боснийцы сражались против фашистов и коллаборационистов вместе с советскими солдатами.         
          Мордвинов  был  награжден  медалями   «За оборону Москвы»(1945),    «За доблестный труд в Великой     Отечественной войне 1941—1945 гг.»(1946), «В память 800-летия Москвы», орденом  Трудового Красного Знамени(1947).
           В 1947 году   Мордвинов  получает почетное   звание Народного артиста РСФСР.
           8 апреля  1949 года   народный артист  Н.Д.Мордвинов становится лауреатом   Сталинской премии  второй степени за  исполнение  роли Костюшкина в спектакле «Обида»  («Большая судьба») А.А.Сурова.
          19 апреля  1949 года   Мордвинову присвоено  почетное звание   Народного артиста СССР:
          «Суметь бы ответить на все то, чем меня наделяют!!!    Суметь бы оправдать звание!!!   Суметь быть достойным этой высоты!!!».


               
                НА РУБЕЖЕ ЛЕТ
               

          Из дневника Н.Д.Мордвинова. 31 декабря 1950 года:
          «Сегодняшний день – рубеж века!
          Рубеж не только у века, но и у меня. Первую половину века я прожил почти целиком с пользой. Сколько лет второй половины мне прожить суждено и сколько суждено сделать в отпущенные годы?
          Кабы побольше  лет,  и побольше дел! Очень хочется!
 Больше, чем когда-либо, чувствую в себе творческие потенции, сильней, чем когда-либо, знаю, что много могу сделать, яснее, чем когда-либо раньше, знаю, что сил у меня  немного, что многое уже не могу – немолод, на  многое не хватает мышц сердца… Обидно сознаваться, но ничего не поделаешь.
           Надо сделать, что в силах».
         
          11 февраля 1951 года:  «Мне пятьдесят лет! Какое безобразие. Не заметил, как подкрался рубеж…».
           В  юбилейном  1951 году  Народному артисту  Мордвинову   присуждена Сталинская премия за  исполнение   роли  парторга Курепина в спектакле «Рассвет над Москвой» А.А.Сурова.

          Из дневника Н.Д.Мордвинова. 16 апреля:
           «ЦДРИ и Театр все-таки организовали вечер, посвященный пятидесятилетию. Очень теплый и сердечный вечер! Показывал я: Курепина (третья картина с Марецкой), Верейского (партгруппа), Тиграна (монолог на скале), Костюшина (с Державиным). Затем шли два отрывка из фильмов: Котовский, Арбенин и потом – Отелло. Ну, итог подведен. Во многом перехвален.
           Что дальше? Сколько еще осталось мне? Сил чувствую в себе много. Вроде бы только и начинать.  Лет бы десять напряженной работы, я бы много смог сделать. Право же. Стране не было бы стыдно за меня».
               
            В  год пятидесятилетия  Народный артист получил долгожданную отдельную квартиру в центре Москвы.  До этого  супруги  Мордвиновы  жили в коммунальной квартире   на  Б.Калужской, в доме 28.

           Из дневника Мордвинова  30 апреля 1951 года:
         «Получил ордер на СВОЮ квартиру…на Новослободской. Наконец-то я буду иметь свою комнату! Это мне блестящий подарок на мое пятидесятилетие. Даже не верится. Одни. Никакого шума милых соседей. Правда, изрядный шум с улицы, но это полбеды. А зимой он не будет слышан совсем».
             Мама с сестрой были в числе первых приглашенных. 

                _____________
            
            Мордвинов  всем сердцем любил Москву. Народный артист   восхищался красотой  и темпами строительства высотных зданий,  улиц и благоустроенных жилых кварталов, возводимых  в столице  в  первые послевоенные годы.  Гордился тем, что  советский народ  по-хозяйски распоряжается  своими природными богатствами, год от года  укрепляет и  преумножает экономическую мощь страны.

          Из дневника Мордвинова  23 сентября 1951 года:
           «Вот и опять Москва!
          Еще раз Москва! Москва!
          Москва, давно любимая, родная Москва!
          Недаром я к тебе тянулся с самого раннего детства.
          Ты сердце России. Ты центр Мира. Ты театральный центр. Ты средоточие мудрости, гуманизма, перспектив. Каких перспектив!
           Возвращаясь через три месяца, только через три месяца, я ловлю себя на том, что ищу, что нового появилось за эти три месяца.  Мой взгляд пытливо отыскивает новое. О, сколько нового появилось за этот короткий срок!  Высотные здания почти готовы. Университет и другие здания изменили контур города. Улицы украсились новыми домами, красивыми, и все лучше и  красивей один другого.  Еще нет ансамбля, но он уже начинает угадываться. Улицы все шире и устроеннее. Машин – прорва,  и перейти через  улицу становится задачей, требующей внимания и осторожности.
           Учась в реальном, я недоумевал и негодовал   на всех за то, что, говоря о несметных богатствах нашей Родины, учитель географии всегда отвечал мне на мой вопрос, что не эксплуатируется это все потому, что страна слаба, не самостоятельна технически и не обладает достаточными капиталами. И вот все это, к радости, гордости гражданской, к сыновней нежности – все эти богатства получают жизнь, рост, развитие!
            И неужели опять все это замрет, будет разрушаться, и весь гений народа сосредоточится на усилии, на том, чтобы проучить этих?
            Вот бы проучить без войны!
            Поставить бы их перед совершившимся, перед тем, на что немыслимо было бы поднять руку!
            Дожить бы! Хочу дожить! Доглядеть бы! Дорадоваться бы!».

                ________________
            
           Через десять лет после экранизации «Маскарада», в  1952 году   Мордвинов вновь обращается  к  роли  Арбенина, но теперь на сцене театра имени Моссовета  в спектакле «Маскарад» М.Ю.Лермонтова.  Спектакль ставили   Ю.А.Завадский и  И.С.Анисимова-Вульф.
           Как отмечал литературовед И.Л.Андроников,  десятилетие, отделявшее спектакль от кинофильма, принесло много новых представлений и о Лермонтове и о его эпохе. Созрело понимание философского смысла лермонтовской трагедии, становилась все более ясной ее самобытность, ее историческая конкретность.
            
 
                ПИСЬМО Н.Д.МОРДВИНОВА Р.Н.ЖИЛЬЦОВОЙ               

           Шли годы…   Мама    закончила  Ленинский педагогический институт  и   работала  учителем  словесности.   В  профессиях учителя и артиста она   находила много общего: «Я  вхожу в класс, как на сцену!».
           Мордвинов  рад был видеть   Жильцовых   среди  зрителей на его выступлениях.   По телефону или в письмах  Николай Дмитриевич  сообщал нам  заранее  о датах проведения  спектаклей.

            Из письма  Н.Д.Мордвинова  Р.Н.Жильцовой    от 15 марта 1958 года:
           «P.S.  Сейчас репетирую Короля Лира.    Хотим выпустить  сп. в апреле. Занят по горло. А на март был назначен только один  сп. /Маскарад/ и играл я его 11.III.    Н.М.».

            Тревожить перегруженного работой  артиста  телефонными звонками  мама не считала себя вправе, но  изредка  в письмах обращалась к Николаю Дмитриевичу  с просьбой помочь  в решении трудных жизненных  задач.  И всегда получала  мудрый совет, сочувствие и поддержку.          
            В том же   письме    Мордвинов  вспоминает  тот   давний разговор с двумя  «обдумывающими житье» юными  «театралками»,  и  пытается  помочь маме разобраться в  причинах, вставших на пути к  осуществлению  ее  грез о счастье.
            Мудрый наставник   предостерегает  свою  поклонницу   от  ошибок в выборе  жизненно важных  целей:          
            «Какое грустное письмо, Раечка! Простите, позвольте по старинке… Такое грустное, что и не знаю, что и сказать…. А сказать попробую и надо!            
            Когда молодежь обращается ко мне за советом, чтобы решить свою судьбу – а обращаются многие и знаю, что может значить в таком случае мой ответ –
 я взял за правило раскрывать все «за» и «против» моей трудной профессии, не мешать людям решать свою судьбу самим!
             Я хорошо помню тот разговор.
            Принципиально он ничем не отличался от других, подобных ему, был он только сердечнее, сообразно моему  к Вам отношению.
            Что делает Светлана? Что с ней?
            А как же так получилось с семьей?
            Ведь  Вы такая хорошая…   
            Такой чудесный у Вас дом?..

             Мечты юности…/ Я не пропускаю ничего из того, о чем Вы писали /
             В юности все кажется прекрасным, доступным, но… не может каждая мечта быть осуществима.  Нужны реальные возможности, большая сила духа, обстоятельности для претворения…
             Но как бы прекрасны мечты не были,  разве они всё?   Часть их – обязательно часть Вашей жизни.   
             А жизнь с  ее грозным, ласковым, трудным, легким, мрачным и светлым, поражением и удачей,  дорогие мечты (я  разумею – неосуществленные). 
             Жизнь прекраснее мечты, как бы не была прекрасна вторая, потому что она – реальность, потому что дается однажды  и на очень малый срок.
             Не пропустите ее бесценную бесцельно!  Говорю Вам от сердца.
 А розы имеют и шипы, Раечка! Много шипов. Они не видны за розами, такие они острые, колючие, так больно ранят…».
             Привет Вам.  Н.Мордвинов.     15/III-1958».
               
               
          Не пропустить бесценную жизнь бесцельно!  Эти слова  прозвучали    для мамы, как продолжение  того давнего  разговора о  выборе главного пути в жизни.   По словам мамы,  в этом письме, как и  в том, четырнадцатилетней давности  разговоре,  содержался  ответ  на  многие  волнующие ее вопросы.               
               

                "ИСКУССТВУ СЧЁТ... БОЛЬШОЙ СЧЁТ"
      
        Премьера   спектакля по трагедии Шекспира  «Король Лир», о  напряженной работе над  заглавной ролью в котором   Николай Дмитриевич сообщал маме в письме,  состоялась весной 1958 года.   Режиссер постановки  Ирина Анисимова-Вульф. 
         
        «Я поздравляю  коллектив с  большой победой театра.   Я не знаю, как отнесется пресса, у нас бывает всякое, но внутри мы знаем, что создано произведение значительное, – с такими словами обратился  10 мая 1958 года  Завадский к актерам труппы. –  Главное заключается в роли Лира, но Николай Дмитриевич может быть примером постоянного упорного труда, на него можно равняться».
      
         В том же году  состоялся    пятисотый спектакль «Отелло».
         Мордвинов писал:
         «500-й спектакль – это не только очередная дата, это событие в жизни актера, театра, чаще всего случающееся один раз в жизни. До полутысячи представлений доживают редкие названия… Я думаю, что мы прожили в «Отелло» подлинную, хорошую, достойную жизнь».
 
         В 1959 году Театр имени Моссовета переезжает в новое здание, построенное в саду «Аквариум» по проекту архитектора М.С.Жирова.
         В спектакле «Ленинградский проспект», поставленном  в 1962 году И.Анисимовой-Вульф  по пьесе  драматурга  Исидора Штока  Мордвинов сыграл  главу семьи Забродиных  рабочего-труженика  Василия.
         Присутствующему на премьере автору произведения И.Штоку так понравился спектакль, что он отправил письмо актеру и подарил ему настольные часы.
         Артист Марк Новицкий  писал Мордвинову:
         «Ваши особенно сильные места, когда вы,  молча, без слов, плачете. На сцене плачут плохо. Актеры не умеют на сцене ни плакать, ни мучиться. А вы... я плакал вместе с вами».   
         В июне 1963 года Мордвинов получил диплом и медаль К.С.Станиславского за исполнение роли Забродина  в  спектакле «Ленинский проспект» И.В.Штока.
         
         В статье «Какое разнообразие красок, какая огромная палитра!», напечатанной на страницах  газеты «Литературная Россия»   Мордвинов писал:
         «Я хочу искусства не только направленного, но и  горячего, сердечного и не бесполого, пусть переживает актер все  муки, которые сулит ему та или другая роль, пусть поцарапает он себя на ее тернистом пути и расскажет потом зрителям о самом главном, самом нужном, дорогом, чтобы пережитое им сохранилось бы в душе зрителя…  Сейчас более чем когда-либо мы должны говорить об этом ярко, впечатляюще, сильно. Моральный облик человека сильного, направленного, нравственно чистого, красивого, доброго должен заботить нас беспрестанно, он – будущее».
                __________

         15 декабря 1963 года  на сцене Театра имени Моссовета  состоялась премьера «Маскарада» во второй редакции Ю.А.Завадского.
         По словам    И.Л.Андроникова,  в  новом  спектакле Мордвинов, опираясь на прежние свои достижения, пошел еще дальше и создал образ такой силы и глубины, что когда мы, видавшие Мордвинова в этой роли, говорим теперь об Арбенине, то уже не можем отделить этот образ от игры замечательного актера.

         Страна готовилась к празднованию 150-летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Мордвинов  был  избран членом Всесоюзного  юбилейного комитета по подготовке к проведению  праздничных выступлений, концертов, конференций. 
         Статьи  Мордвинова о Лермонтове выходят на страницах газет и журналов: «Вопросы литературы»,  «Советская культура», «Правда»,  «Литературная Россия». «Учительская газета».   
         Актер работает на радио и читает в эфире произведения Лермонтова: поэму «Демон» и  «Песню о купце Калашникове».          
         В  ноябре  1964 года  Мордвинов участвовал в Лермонтовской конференции во Всероссийском театральном обществе.

         21 марта1965 года состоялся творческий вечер  Н.Д.Мордвинова в Кремлевском театре.  В программе:  картины из спектакля «Маскарад»,  финал первого и  третьего актов из «Ленинградского проспекта», «Песня про…  купца Калашникова» с Русским народным оркестром им. Н.Осипова.
         22 апреля   народные артисты СССР Ю.А.Завадский и Н.Д.Мордвинов  становятся лауреатами Ленинской премии:   главный  режиссер  Театра имени Моссовета  Ю.А.Завадский    – за постановку спектакля «Маскарад» М.Ю.Лермонтова,     ведущий  актер  Театра   Н.Д.Мордвинов –  за исполнение роли Арбенина. 
         
         В статье «Лучший Арбенин»  И.Л.Андроников  назвал  работу  Мордвинова над ролью Арбенина сценическим подвигом: 
         «Арбенина Мордвинов открыл. И кто бы теперь ни играл эту роль – станет ли он следовать Мордвинову или, наоборот, будет пытаться найти свое толкование роли, – все равно во всех случаях эти решения будет определять мордвиновский образ. И вот в этом-то самая большая его художественная победа, победа принципиальная:  Мордвинов прочел эту гениальную роль и утвердил ее в русском репертуаре.  Его трактовка стала событием в советском театре. Он и его режиссер вернули жизнь, отнятую у этой пьесы, и восстановили пропущенное звено в истории русской театральной культуры.  А это, мне кажется, можно назвать сценическим подвигом.  И не случайно именно эта роль отмечена всеобщим признанием и Ленинской премией, ибо в сознании огромного числа людей Арбенин и Мордвинов связаны навечно и воедино».


            Из дневника Мардвинова 22 апреля 1965 года:
           «Ю.А. поддерживал во мне стремление играть разные по характеру роли, и  я играл комедийные, характерные,  буффонные  даже, и трагические, романтические, героические. К чему больше меня тянет? Может быть, прав мой друг и товарищ Ростислав Плятт, когда говорит, что комедийные, характерные и пр. роли – «пикантная особенность твоего таланта, но что основное твое дело – героические роли, трагедийные»…  Во всяком случае, Отелло я сыграл свыше 550 раз, много раз Лира, Петруччо, и особенно Арбенина.
            Делать искусство трудно, порою очень тяжело, всегда – ответственно, но и радостно бесконечно».
                ___________
               
           В мае  актер участвовал в гастрольной  поездке Театра имени Моссовета в Париж  - играл роль Арбенина,  и в Болгарию  – играл роли Арбенина, Забродина, принимал участие в концертах.               
               
          Свои впечатления от  посещения Парижа  Мордвинов  записывает в дневнике:
          «1 мая. Париж встретил нас дождем и… несколькими представителями от администрации. Здесь знают, что мы получили Ленинскую премию.
          Проезжал из аэропорта  до гостиницы и…  странное ощущение, будто я здесь бывал, так много знакомого – по литературе, искусству, кино…
          Остановились в отеле «Д’Орсей». Хороший номер, идеальная чистота, все блестит, белая ванна, голубая вода, хорошая постель, на какой я еще не спал, ровная и мягкая, и хрустящее белье. Окно на Сену. Сена раза в  полтора шире Москвы-реки у Кремля….   Народ не поражает красотой, но правильные   черты  лица  –  основное, заметна воспитанность и вкус, одеты скромно, в блеклых тонах. Женщины даже в этот дождь «на гвоздиках», в легких туфельках. Опасение, что мы будем выглядеть белыми воронами, неосновательно, толпа – не шикарна, одета без претензий, даже скромно, и ничто не бросается в глаза. И в этом прелесть. Если нет улыбки, то и нет нашей суровой сосредоточенности.
          Это первые впечатления.
   
          2 мая:… Были в Нотр-Дам… Шла служба. Сидели люди, молились, это – в середине зала, а по бокам потоком шли экскурсанты. У меня создалось впечатление, что тут не до бога, что  все подчинено деньгам. Город-музей, и у посетителей есть возможность опустошить свои карманы дочиста.
          На площади Пигаль я осмотрел фото: щедро и с обнаженной задачей представлено все…  Тело, любовь, близость должны быть и есть тайна, иначе – скотство…
          Ну бог с ними. А вот в Тюильри поют на русском языке соловьи, напоминая милую Родину.

          7 мая «Маскарад». Спектакль был принят залом  очень  горячо. На аплодисменты стояли минут 12–15, кланялись бы и дольше, но занавес местного театра вдруг ни с того ни с сего оборвал приветствия.
          8 мая. Зал был переполнен. Слушали прекрасно. По окончании бурные аплодисменты. Потом начали аплодировать ритмично, актеры подхватили и вместе продолжали аплодировать, пока опять не упал занавес, возвестивший конец наших гастролей в Париже».

            И во Франции и в Болгарии  гастроли  Театра имени Моссовета прошли с большим успехом. 
            Впечатления от пребывания в Болгарии   актер заносит в дневник:
           «Страна самобытная, интересная,  с цельными, красивыми людьми, и внешне и внутренне, и мужчины и женщины.
            Интересно, что во время гитлеровской оккупации из страны не увезли ни одного еврея, ни один болгарин не воевал против нас, и ни один русский эмигрант не оказался предателем.  Как только начинался нажим со стороны немцев, царь заявлял, что не может этого выполнить, так как народ убьет его и поднимет восстание!
            Настало то время, когда наши народы соединились в одну социалистическую семью, и не будет силы той, чтоб нас сломили!».
            В гастрольной поездке по  Болгарии Мордвинов был награжден знаком «Почетный гражданин города Русе».

                ______________________
 
             На протяжении  многих десятилетий  актер  отдавал  театру всю свою душу,  силы и здоровье:       
             «Душа – такая организация, что чем больше отдаешь себя чему-то, тем больше у тебя остается: ты становишься богаче, мудрее. Правда, это требует сил, но душа, душа – сосуд вместительный и способный к большим емкостям».
              "Я стал замечать, что если у человека есть сердце, оно не может быть не больным...".
              "Искусству счет... большой счет...».      

 
               
                ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА          

         Незадолго до  начала Нового  1966 года  Мордвинов выступал с сольными концертами в школах:
         «Идут сольные концерты в школах. Я с большой радостью провожу их.  Мне так хочется всем им, кто меня слушает, хорошо, внимательно, а на «Русском характере» – взволнованно, передать мое пожелание, чтобы путь их был славным, гордым, светлым, нужным…  Я увлечен сейчас (желанием) отдать все, что я знаю, чем дорожу, – людям, особенно молодым, в надежде, что, может быть, и я не сразу умру. Хочется рассказать им больше, скорее, глубже».
                _______________ 
       
          В  Новогоднюю ночь накануне наступления 1966 года мы всей семьей с волнением  ждали выступления Николая Дмитриевича на новогоднем «Голубом огоньке». О том, что  на телецентре ведется запись передачи,  Мордвинов  предупредил нас по телефону,   позвонив в последних числах ноября.
          Бокал  шампанского за встречу Нового года Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Николай  Мордвинов поднял,  находясь  за одним столом  вместе с  космонавтами  Героями Советского Союза   Юрием Гагариным, Павлом  Беляевым и  Алексеем Леоновым.

          "7  января 1966 год.  Да, забыл записать. В новогоднем «Голубом огоньке» показывали меня с космонавтами и мой монолог Арбенина. Конечно, не дали мое вступление к монологу. Сняли чудесно и грим очень хорош".

         Мордвинов  был неразлучен с Арбениным  до последнего выхода на сцену в спектакле «Маскарад»   10 января   1966 года.
         11 января артист записывал на видеомагнитофон монолог Забродина из третьего акта «Ленинградского проспекта» и финальный монолог «Отелло».
         17 января записал на радио беседу о роли Забродина.
         18 января. Последний концерт в школе: «Русский характер» Толстого, «Макар Чудра» Горького, «Тихий Дон» Шолохова, монолог Тиграна, лирика Пушкина.

         Последние  записи из дневника Мордвинова:

         «21 января: Сильный спазм сердца…  Видимо, опять уложат надолго.
         23 января: Отменен спектакль «Маскарад». Полетели все концерты – и сольные, и с оркестром Осипова, и во Дворце съездов, и у космонавтов.
         25 января: Странное дело, в пятницу четверо моих знакомых получили «сигнал» вроде меня…».
                ______________________
         
         26 января в 8 часов 20 минут вечера  сердце Народного артиста  СССР Н.Д.Мордвинова остановилось. 
               
           "Мордвинов ушёл от нас душевно молодым,  – писал о своем ученике и друге Юрий Завадский.  –  Вспоминаю, как ученически послушно, доверчиво и до опьянения увлечённо работал он – как бы совсем заново  – над последним вариантом "Маскарада".  Работа, работа, работа – а силы Мордвинова явно убывали…<…>   
           От нас ушёл удивительный, редкий человек и с ним что-то остро ощутимое, значительное, прекрасное, может быть, в чём-то не до конца разгаданное, но бесконечно драгоценное... Он был одним из первых среди нас и таким оставался до конца дней своих. Своей несокрушимой силой и верой, своей стойкостью и рыцарской преданностью искусству он утверждал высокую миссию театра, утверждал жизнь в её неисчерпаемости и красоте, веру в завтрашний день театра. Он умножал силы каждого, кто был рядом с ним, кто объединялся с ним такой же верой в дело, доверием товарищу по театру, а главное - своей мечтой о театре и верой в то, что мечта эта чиста и непреложна.
            Мордвинов был дорог нам верой в возможности человеческие - "сегодня, здесь, сейчас" создавать искусство театра, зовущее людей быть чище и выше. Мордвинов ушёл от нас, полный неосуществлённых замыслов. Но мы знаем - это проверено временем - он останется с нами в строю, на передовой линии борьбы советского театра за своё историческое достоинство, за обязательство быть театром, вторгающимся в жизнь, вдохновляющим, сверкающим и мужественно добрым...".

                _____________
         
          Николай Дмитриевич Мордвинов  (1901-1966)   похоронен на Новодевичьем кладбище.   
          Ольга Константиновна Мордвинова  (1904-1990) покоится в одной могиле с мужем. 
               
          В Москве, на доме, где жил  Н.Д.Мордвинов  –   Новослободская 54/56,  установлена мемориальная доска:
         «В этом доме с 1951 по 1966 год жил народный артист СССР, лауреат Ленинской и государственных премий Николай Дмитриевич Мордвинов». 

          В  Чувашии, в городе Ядрине, 16 августа 2008 года состоялось  открытие Дома-музея  Народного артиста СССР Николая Дмитриевича Мордвинова.    Музей находится в купеческом особняке XIX века,  владельцем которого был  родной дед великого артиста. Здесь 15 февраля 1901 года родился Н. Д.Мордвинов.
          Дом-музей  Н.Д.Мордвинова стал  краеведческим музеем, центром культурной жизни города.  В залах создана обстановка купеческого быта рубежа XIX-XX веков.   В музее хранятся личные вещи, документы, фотографии, книги Мордвинова, переданные в дар музею из московской квартиры артиста. В залах размещены фотопортреты и работы художников, отображающие Н. Д. Мордвинова в ролях, сыгранных им в театре и кино.
           В Ядрине  на здании бывшего реального училища, в котором учился Николай Мордвинов, установлена мемориальная доска.

                *   *   *
       
          На мамином письменном столе   стоит  обрамленная в  оправу  фотография Мордвинова  с   его автографом  –   «Т.Раичке на добрую память о себе. Н.Мордвинов
19/ V-44».
         Глядя на  эту фотографию,  мама   с юных лет и  до  последнего дня  жизни,   мысленно вела  со своим  наставником  разговор о Главном.   
         Проходят десятилетия. Жизнь по-прежнему ставит перед нами сложные задачи.  И как важно, если в трудную минуту  на помощь приходит мудрец, наставник, учитель, такой, каким был и остается для всех нас  великий Артист и Человек  Николай Дмитриевич Мордвинов.
         С фотографии военного времени он по-прежнему смотрит на нас,  призывая   ценить  каждый  миг  так  ненадолго,   и только однажды  дарованной нам бесценной жизни.         
         Жизни,  которую  всю, без остатка,   светоч  русской  сцены  посвятил  главной  цели  –   беззаветному служению  народу,   в   сердцах которого  навечно   оставил  о себе добрую  благодарную память.   
          
               
                Декабрь 2024 год


Рецензии
Чувсьвенный рассказ, Настенька! Желаю Вам здоровья и успехов во всех жизненных делах! С теплом.

Лидия Пичерская   14.02.2025 10:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Лидия, за внимательное прочтение моего рассказа о великом русском Артисте и Человеке Николае Дмитриевиче Мордвинове! А Ваше определение "чувственный" - для меня самая высокая оценка, потому что о Мордвинове надо писать только от всей души!
Сердечно!

Анастасия Сергеевна Соколова   15.02.2025 13:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.