Ненормативной лексике - табу!

В быту и по работе порой,
у многих тирада бранных слов
так слетает с уст,
как пулемёт сечёт,
пронизывая всё и вся насквозь!
Это наш русский  мат,
привычный такой,
но и враз доходит
до всех он!
Он - парадокс,
он страх и смех,
сквозь слезы горькие порой звучит
из уст людей,
всех рангов и мастей!
Он бывает помогает в делах,
и выручает в спорах,
в нём злость и нежность,
радость и боль,
без него - никуда,
и день без мата -
не обходится увы!
ни у кого никогда...

3 февраля — Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.Его цель — привлечь внимание к проблеме использования нецензурных выражений в повседневной речи и напомнить о важности грамотного, уважительного, культурного общения.
 Проблема использования ненормативной лексики остается актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. В некоторых ситуациях и общественных группах, выделяемых по возрасту, профессиональной принадлежности, роду деятельности или хобби, она не вызывает порицания или осуждения, являясь, по сути, частью культуры. Поэтому, несмотря на неофициальное табу, она никуда не пропадает из лексикона.
Ненормативная лексика у большинства граждан ассоциируется исключительно с нецензурной бранью. Однако этот термин шире. Он включает в себя не только собственно обсценную лексику (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный»), то есть непосредственно ругань, мат, сквернословие. Также в нее входят жаргонизмы, сленг. В отличие от мата, который воспринимается как социально неприемлемый, такие выражения не запрещены, но выходят за рамки литературного языка.Главные источники ненормативной лексики — сфера секса, «грязных» физиологических функций, болезней (в частности, ментальных расстройств), а также парадоксальным образом сфера религии.
В Древнем Египте, Греции и Риме использование неприличных выражений и ругательств порицалось. Например, в Древней Греции философы, такие как Сократ и Платон, проповедовали моральную чистоту речи.
В Средневековье, в эпоху доминирования христианской морали, сквернословие приравнивалось к греху. Церковные писания осуждали использование оскорбительных слов, а в некоторых странах даже были приняты законодательные акты, предусматривающие наказание за их употребление.
В эпоху Ренессанса с развитием гуманизма и просвещенческих идей сквернословие стало восприниматься не как грех, а как действие, нарушающее общественный порядок. В этот период в литературе, на театральных подмостках стали появляться более свободные формы выражения, однако использование ругательств в публичных выступлениях однозначно осуждалось.
В XX веке наметился рост использования нецензурной лексики в музыке, кино и литературе. В противовес данной тенденции и на фоне появления новых форм медиа сквернословие стало поддаваться жесткой цензуре.
После Второй мировой войны и в ходе социальных изменений 1950–1960-х годов на Западе началась либерализация взглядов на мораль и речь. А с ростом популярности рок-музыки, рэпа и других жанров использование сквернословия в искусстве стало всё более распространенным.
В 1990-е годы фильмы, музыка, телевидение и даже реклама стали еще более откровенными. В это время сформировалась новая волна толерантности к таким выражениям, особенно среди держав, которые воспринимали их как часть свободного самовыражения. Это было связано с ростом «контркультурных» движений, а также с нарастающим влиянием интернета. К этому времени в ряде стран ограничивающие сквернословие в искусстве законы начали ослабевать, однако оно по-прежнему считалось неподобающим в официальной речи и на телевидении.
В последние годы борьба с ненормативной лексикой охватила все социальные медиа и интернет. Интересно, что в некоторых культурах, например в Японии и Корее, действуют более жесткие социальные нормы, которые регулируют возможность использования оскорблений в речи, особенно в официальном контексте.
Но в разных культурах обсценная лексика ведет себя по-разному: сила табу и особенности восприятия таких выражений очень зависят от места и времени.
Например, в японском языке почти нет нецензурной лексики, но можно оскорбить человека, использовав несоответствующую форму вежливости и интонации. В бикольском языке, на котором говорят на Филиппинах, есть специальная лексика гнева: говорящий может выразить злость, заменив обычное слово на его синоним. А африканский язык луганда позволяет при помощи префикса сделать слово оскорбительным за счет того, что оно из именного класса людей переходит в класс предметов.
В России борьба со сквернословием имеет свою историю, которая связана как с культурными нормами, так и с политикой.
В IX–X веках в законодательстве Киевской Руси встречались нормы, запрещающие обиды и оскорбления. Применение ругательств или кощунственных выражений часто воспринималось как грех, нарушение православной морали.
В эпоху правления Петра I начался процесс европеизации России. Царь провел реформы, затронувшие нормы поведения, внешнего облика и даже языка, стремясь воспитать более дисциплинированное и культурное общество.
До революции 1917 года российское законодательство оставалось строгим в отношении моральных норм, и за публичные оскорбления часто назначались штрафы, аресты или другие меры наказания.
С приходом советской власти идеологические акценты были смещены на воспитание коллективизма. Начиная с 1920-х годов в СССР активно боролись с «нецензурной лексикой» как с элементом «буржуазной культуры» и «контрреволюции», противоречащим коммунистической морали. В позднесоветский период наблюдался рост общественного осуждения ненормативной лексики, усиление цензуры в кино, театрах, а также в повседневной речи.
В постсоветский период тема борьбы со сквернословием вновь стала актуальной, особенно с развитием массовых СМИ и интернета. В конце XX – начале XXI века общество стало более терпимым к некоторым формам нецензурной лексики в искусстве, кино и музыке, что потребовало принятия новых мер контроля.
Но общество признаёт - русский мат,это неотъемлемая часть русского языка, никакие репрессивные меры не смогут заставить его исчезнуть.
В 2014 году президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий запрет на использование нецензурной брани в кино, театре и на иных культурных мероприятиях, а также в интернете.


Рецензии
Наша легендарная Фаина Раневская однажды сказала, что лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной тварью. А я бы добавила: тварью, которая исподволь вынуждает хороших людей ругаться матом. Но, если говорить о влияние на душу, на энергетику человека, то маты разрушают.
Однажды я спросила у одного строителя кавказской национальности из далёких 80-х: "Почему, когда вы разговариваете по-своему, ругаетесь русскими матами?" Он мне ответил, что это не маты и уж тем более не русские. Эти слова пришли к нам от татаро-монголов, ещё со времён их ига. У них это были обычные слова. А новый смысл мы им сами придумали. А - что? Очень даже может быть. Взять, хотя бы сегодняшнее поколение: Ранее прилагательное "голубой" означало цвет, а теперь уже несёт совершенно иную смысловую нагрузку. Глагол "трахнуть" - тоже самое и т.п. Поэтому вполне возможно, что и маты появились таким же образом.
С дружеским теплом и наилучшими пожеланиями,

Татьяна Кайгородова   07.02.2025 12:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.