Влюбленные в Ленинград. Архитектор Рубанчик. I
Яков Рубанчик родился 4 июня 1899 года в Таганроге в семье фотохудожника и владельца фотоателье Иосифа Абрамовича Рубанчика и Надежды Борисовны Минкус (1868—1942, сестры архитектора А. Б. Минкуса). Учился в Таганрогской Александровской мужской гимназии. После окончания Гражданской войны переехал в Ленинград и поступил на архитектурный факультет Высшего художественно-технического института (бывшей Академии Художеств), который окончил в 1928 -1929 годах.
Яков Рубанчик реализовал свое трудолюбие и талант в многочисленных проектах: вестибюлей станций метро и оформлении спичечных этикеток, проектах стадиона имени Ленина и домиков сельских жителей, зданий районных фабрик-кухонь и универмагов, эмблем и товарных знаков предприятий и трестов. Его таланту рисовальщика покорялись афиши театров, плакаты, надгробные памятники, обложки книг, театральные декорации, театральные костюмы.
К самым курьезным проектам 1930 -ых можно отнести городской павильон «Пиво-воды». Но архитектор мог быль предельно серьезным, когда речь шла о любимом городе — Ленинграде.
В годы блокады Ленинграда Рубанчик подготовил к печати очерка «Невский проспект», который вышел в печати в труднейшем 1944 году. О жизни и творчестве архитектора не расскажешь в нескольких коротких строках публикации, но, как принято, начнем с начала, т.е. с забавных и серьезных рисунков в период учебы в Гимназии и ВХУТЕИНе.
В 1924 году один из отцов-основателей архитектурного конструктивизма Моисей Гинзбург написал его главный манифест — книгу «Стиль и эпоха».
«Что для архитектуры значит быть современной и в чем заключается эта современность для 1920-х годов, эпохи мощных социальных сдвигов и стремительного технического прогресса? — Писал Гинзбург. — В чрезвычайно многих случаях ПОДЛИННЫЙ СМЬІСЛ архитектуры постигается прежде всего в ее конструктивных особенностях; основная проблема зодчества — ограничение пространства материальными формами — требует создания элементов, работающих конструктивно. Уничтожение границы между архитектурным значением Фабрики и Жилого дома, по существу своему являющихся лишь разновидностями архитектурной проблемы, дружеское сближение в своей практической деятельности конструктора - инженера и организатора-архитектора откроют целый ряд блестящих возможностей. Тогда исчезнет зло нашего времени, когда конструктор создает свою систему, не веря в ее абсолютную эстетическую убедительность, ожидая архитектора и декоратора для ее завершения, а художники и архитекторы не станут создавать свои нередко бесполезные и надуманные «конструкции». Под влиянием этого нового метода началось и характерное для наших дней изживание и перерождение старой классической системы архитектурного мышления. Первые шаги этого перерождения начались с того, что с классического архитектурного организма было сброшено все разнообразное богатство художественно - исторического аксессуара. Различнейшие капители, колонны, консоли и кронштейны, сложная моденатура карнизов и целая сокровищница декоративных элементов, — все это бесчисленное наследие, имевшее свой смысл и значение лишь в свое время, где каждая деталь логически вытекала из закономерного целого, — все это списано с актива современного архитектора. Архитектурные памятники, оголенные, очищенные от блестящей и поверхностной одежды, предстали во всей прелести и неожиданной остроте художественного аскетизма, во всей силе грубого и лапидарного языка пpocтыx, ничем не засоренных архитектурных форм. Новый стиль должен изменить весь облик жизни, отыскать не только решение пространственной задачи во внутренней архитектуре, но и вынести ее наружу, трактуя объемные массы архитектуры, как средство пространственного решения города в целом, в общий творческий поток».
А где же «поэзия и романтика» жизни и художественная красота в этом механизированном урбанистическом аду, спросит напуганный читатель?
«Конечно, все там же. — Отвечает напуганному обывателю Гинзбург. — В шумах и звуках нового города, в устремленности оживленных улиц, в чертах грядущего стиля, крепко впаянных в современную жизнь и ясно отраженных в монументально - динамических произведениях архитектуры».
После окончания ВХУТЕИНа начиная с 1929 года Яков Рубанчик проектировал и строил ряд зданий в Ленинграде, работая над проектами реконструкции Калининского и Выборгского районов, а позднее и в других городах Советского Союза, над проектами планировок Новгорода, Петрокрепости, Вильнюса.
Советский плакат конца 1920-ых утверждал: «Фабрика-кухня дает рабочему дешевое и здоровое питание. Сохраняет его силы и трудовые деньги. Освобождает работницу от домашней кухни!»,
«Долой семейный примус и русскую печь!», «Дорогу фабрике-кухне!».
Неспроста в Географическом Атласе Промышленности СССР на начало 2-ой пятилетки (на 1-ое января 1933 года) общее количество Фабрики-кухонь было указано на отдельной карте №64 Европейской части СССР, наряду с машиностроительными и металлургическими заводами, нефтяными промыслами и бумажными комбинатами.
На этой интереснейшей карте показано, в том числе, количество блюд в тысячах, выпускаемых каждой фабрикой в сутки (1 кв. мм фигуры соответствует выпуску 2500 блюд). Черным кружком отмечено местоположение фабрики на плане. Цифра – номер фабрики по общему списку.
Только в Ленинграде к этому времени работало 8 фабрик-кухонь и планировалось построить еще 4.
В северной части города были открыты Выборгская фабрика-кухня (по проекту Рубанчика Я.О., А.К. Барутчева, И.А. Гильтера, И.А. Меерзона) и фабрика-кухня Политехнического института.
В конце 1920-х – начале 1930-ых годов Рубанчик с неподдельным интересом работает над проектами фабрик-кухонь: ряд источников утверждает, что Рубанчик принимал участие в проектировании не только Выборгской фабрики-кухни, но фабрик-кухонь Василеостровского, Володарского и Московско-Нарвского районов в Ленинграде в творческой компании с архитекторами А. К. Барутчевым, И. А. Гильтером и И. А. Меерзоном.
Любопытно, что выразительное здание Выборгской фабрики-кухни использовано в Международном конкурсе архитектурного рисунка «АрхиГрафика7»: в правой части листа — перспектива здания. В левой части листа — перевернутый трамвай и фигуры людей. В нижней части листа — стрела шлагбаума.
В 1930 — 1931 годах Я. Рубанчик становится членом ленинградской группы Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ), а в период с 1933 по 1941 год возглавляет мастерскую № 1 института «Гипрогор».
#Рубанчик #Ленинград #Фабрикакухня #Выборгский
[id424105846|Александр Костерев]
Свидетельство о публикации №125020305504