Эссе 43. Образование или фикция?

  Образование носит двусторонний характер. С одной стороны, учитель сообщает учебную информацию, проверяет усвоение и ставит задачи на использование этой информации, с другой стороны, ученик её усваивает или не усваивает, старается выполнить задание. Не будем говорить про то, что часто проверкой знакомства с информацией учитель ограничивается. Ставит оценку. Оценка констатирует, что ученик усвоил или не усвоил информацию, но при решении задачи (в общем значении)правильное решение приносит положительные эмоции, а неправильное - фрустрацию, отрицательные эмоции.
Ученик, получающий положительные эмоции получает стимул к учению, но при этом необходимо научить алгоритму решения, логике, где есть место возвращение к началу при неудаче, к новому старту, изменению точки зрения и выбора материала из предложенного в качестве подручного, справочного, который можно использовать при решении задачи. Задания должны быть посильны на первоначальном этапе и гарантировать 100% успешность и положительные эмоции. Иначе ученики превращаются в школьных зэков - троечников, отбывающих наказание в школе из-за малого возраста. Воспроизводится субкультура зоны, где учителя воспринимаются как лагерный конвой. Почва для АРЕ и других криминальных организаций, готовящих будущих сидельцев.
АПН должна иметь НИИ, создающие посильные задания по всем дисциплинам. На втором этапе, групповые задания, с возможностью социализации и сотрудничества и стимулом к конструктивной исследовательской работе в коллективе, с возможностью заслужить похвалу и самореализоваться. Параллельно учитель должен воспитывать взаимное уважение, наказывая за неуважение к другим участникам группы во время работы. Вместо мероприятий. Конечно, программированное индивидуальное обучение с тестами для получения доступа к следующему заданию должно сочетаться с коллективными заданиями для получения дополнительных бонусов.
 Третий этап - творческие задачи и обучение умению ставить задачи.
 Роль учителя - организация индивидуальной работы, используя ИИ и индивидуальные платформы, разработанные в НИИ АПН. Переход от классного конвейера Ушинского и Песталоцци к индивидуальной и коллективной учебной работе на компьютере - будущее школы как института общества, при этом стоимость обучения может быть снижена до минимума.
Теперь то, что касается экзаменов. Раньше выпускные школьные экзамены дублировались ВУЗами, не доверяющими школе. Вступительные экзамены - перепроверка знаний абитуриента. Кроме того вступительные экзамены требуют более широких знаний и опыта применения их в олимпиадах, в более сложных заданиях, чем даются в школе. Требовался нестандартный подход к решению. Школа к этому не готовила.
Вузы не имеют права требовать больше, чем даёт школа. В наши дни ЕГЭ вообще содержит требования к знаниям, которые школа не даёт. ЕГЭ по английскому языку содержит тексты, где более 50 % лексики в школе не встречались. В заданиях выбрать из трёх вариантов: правильно, не правильно, в тексте не говорится - постоянно происходит путаница. То ли неправильно, то ли не говорится. Понять можно и так и этак. Субъективный критерий оценки. Угадайка какая-то.
Выход может быть такой:
Для особо одарённых должен быть дополнительный бонус, выданный в школе, дающий привилегию при поступлении, а для остальных подготовительные курсы вместо 1 курса ВУЗа.
  Не  должно быть политизированных знаний. Только научные. При изучении гуманитарных наук только фактический материал без идеологических интерпретаций. Например в истории и обществоведении.
И конечно, школа должна  освободиться от незаконных ритуалов принятия позы подчинения в стае - обязательного присутствия на подъёме флага, беседы о влажном и песни о главном в дому, всё ему. Обязательное обучение, но не индоктринация. К воспитанию все эти ритуалы отношения не имеют. Это  остатки тоталитарного государства.

 


Рецензии
Уважаемый Олег. Образовательный процесс в школе как минимум трехсторонний. Обучаемый-обучающий-и тот кто оплачивает производственные издержки.

Сергей Паутов   07.02.2025 23:45     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей. Образовательный процесс всегда двусторонний. Финансирование его всегда идёт или за счёт общества или родителей учеников. В нищих, африканского типа, обществах эту роль исполняет государство, заодно пытаясь индоктринировать молодёжь идеологией преданности начальству и государству для воспитания послушных крепостных.

Олег Бушуев   08.02.2025 10:31   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег. Ученик школы не может выбрать то чему учиться ему предлагают готовые прогаммы. Учитель также не может учить вне утвержденной программы.Кто тогда по вашему мнению утверждает образовательные программы и финансирует их. Это и есть третья сторона.

Сергей Паутов   08.02.2025 11:14   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей. Процесс поедания клубники тоже трёхсторонний?

Олег Бушуев   08.02.2025 15:41   Заявить о нарушении
Так что, разрешите мне остаться при своём мнении по вопросу о двусторонности процесса обучения

Олег Бушуев   08.02.2025 16:46   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег. Ваше мнение всегда останется при вас, я не собираюсь вас переубеждать. Отвечу на ваш вопрос по поводу клубники. Всё зависит от того, кто и где её потребляет. Одно дело когда влюблённая парочка ест клубнику со сливками, совсем другое дело если клубнику едят слизни или птицы. Самым близким вариантом к репетиторству может быть, когда бабушка угощает внуков. В таком случае, да, процесс двухсторонний, но это не школа в классическом понимании, а жизнь. Если немного изменить условия и поместить детей в условный детский лагерь, то тогда бабушка с клубникой в родительский день и будет классикой современной школы.

Сергей Паутов   09.02.2025 11:47   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, Если у бабушки будет путин, то это будет дедушка.Хоть десяти сторонний

Олег Бушуев   09.02.2025 12:41   Заявить о нарушении
Если я обучаю внука, то кому кто платит, или опять по-путински будем утверждать, что процесс трёхсторонний?

Олег Бушуев   09.02.2025 12:52   Заявить о нарушении
Олег. Вы же сами пишете про разницу между обучением и образованием. Обучение это одно, вы обучаете внука, а он обучается с вашим участием, а так же и без вашего участия. Процесс образования это другое, и он не возможен без участия Министерства просвещения (для школы) и Министерства науки и образования (для высшей школы), во всяком случае для большинства населения. Хотя я встречался с людьми которые получили документ об образовании путём двухстороннего взаимодействия, но я надеюсь, что таких меньшинство.

Сергей Паутов   09.02.2025 15:05   Заявить о нарушении