Немного об Агатах

Разумеется, трудно сказать сегодня: было ли происками польской партии при Российском троне бракосочетание с польской девицей Агатой Семёновной рода Грушецких герба Любичей молодого российского царя Фёдора Третьего.

Фёдор III Алексеевич  — Государь, Царь и Великий Князь всея Руси из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный) и родной младший брат царевны Софьи.

Влюбился юный семнадцатилетний царь в красавицу польку с первого взгляда, когда шел с крестным ходом на богомолье, а девушка, одетая не на татарский манер в западное польское платье, бросилась ему в глаза в толпе смотрящих за церемонией.

С этого первого взгляда Фёдор не мог уже ни о чем думать, как жениться на пятнадцатилетней девушке, по меньшей мере именно так описывается эта любовная история во многих свидетельствах современников. 

Естественно, российские клановые группировки у трона не очень-то радовались возможности польской по крови царицы на свою голову, тем не менее, как это зачастую бывает при борьбе за влияние на Первое Лицо, согласия в противниках Грушецкой не было, а Милославский (литовский род) даже попытался навести напраслину на девицу, жившую у своей тетки в доме боярина Семена Заборовского, как бы обе женщины промышляют блудодеяниями.

Опасавшийся дурной огласки прошлого будущей жены Фёдор Третий (а к тому времени уже были проведены формальные "выборы" невесты из 19-ти претенденток во дворце по Византийскому обычаю) отправил своих доверенных лиц в дом Заборовского, уточнить: верны ли слухи о грехопадении? Возглавлял комиссию  царский постельничий Иван Языков (на которого били челом о "бесчестье" дворяне Измайловы). Языков же держал польскую руку и усердствовал во введении именно Агаты (Агафьи в православии) на Престол.

Когда в доме шло дознание, то неожиданно к государевым людям вышла сама девица (что в допетровские времена на Руси вообще было неслыханно, как примерно сегодня в мусульманском доме невеста вышла с непокрытым лицом) - и заявила о своей девственности.

Это дивное свидетельство самое о себе и решило вопрос!

Венчались молодые по православному обряду, и я даже подозреваю - по старому обряду, до Никониатскому (расскажу в следующей главе, на чем основаны мои предположения). Что не помешало с места в карьер польской царице коренным образом менять политику в направлении на Запад, охлаждая Русь к Востоку.

Думается, ропот вызывался сими Новыми порядками немалый, люди еще помнили катастрофу Смутного времени.

Дальновидно партия, поддерживающая  Агафьи Семёновну, провела череду династических браков:

 Анна и Фёкла, сёстры Агафьи, были выданы за знатных женихов: первая за сибирского царевича Василия, вторая стала княгиней Урусовой; обе по милости царя и сестры-царицы получили и щедрое приданое.

Двоюродные братья Грушецкие получили боярский чин «жильцов», младший чин при дворе. Фёдор Алексеевич пожаловал двоюродного брата будущей царицы Василия Фокича Грушецкого в стряпчие,  17 июля, за день до свадьбы Василий Фокич Грушецкий был пожалован в стольники, а 20 июля — в спальники.

31 июля её двоюродных братьев Кузьму Осиповича, Кондратия и Михаила Фокичей царь сделал своими комнатными стольниками. Отцу царицы Семёну Фёдоровичу было дано боярство. Матери её, боярыне Марии Ивановне Грушецкой (в девичестве Заборовской), пожаловано было село Васильевское с Ордынцами, Борисовской, Быковкой и Бяконтовым. Новые царские родственники и свойственники сразу заняли привилегированное положение среди московских чинов.

Грушецкие и Заборовские, а также их близкая и дальняя родня большим кланом вошли в состав верхов столичного дворянства.

Короче все было перевёрнуто, как и подобает, в угоду победившей партии.

И вот тут Провидение (и есть сведения: в лице сестры царя - Софьи) сыграло злую шутку (чуть ниже почему шутку).

В ночь с воскресенья на понедельник 11 (21) июля 1681 года царица родила сына, названного Ильёй, — первого из московских государей, получившего такое имя. 11 июля стране было торжественно объявлено о рождении у царской четы первенца — царевича Ильи Фёдоровича:  восприемницей при крещении младенца была царевна Татьяна Михайловна, крёстным отцом —  игумен Флорищевой пустыни Иларион (протеже все того же Языкова).

Агафья Семёновна умерла через три дня после рождения сына. Младенец пережил свою мать лишь на неделю. Историк Василий Никитич Татищев писал, что после смерти Агафьи Семёновны царь Фёдор Алексеевич:

«Которым его величество настолько опечалился, что несколько дней ни с кем говорить и брашна употреблять не хотел. И хотя ближние его всеми мерами о увеселении его прилежали, но ничего учинить не могли, и его величество от такой печали вскоре заболел».

От этой болезни Федор Третий уже не  оправится (хотя бояре и поспешат женить царя вновь через полгода траура).

А теперь про тонкости сей истории.

1681,Икона святых покровителей царя Федора Алекс-ча и Агафьи Грушецкой и их родни. Икона из соб. суздал.Ризположенского монастыря.

Это 13 Святых, которые должны были по мнению церкви и царствующих особ, чинить им благодать и защиту.

Число Святых выглядит несколько неожиданным. Потому что это и не 12 (никониатский стиль) и не 16 (старый обряд).

Кроме того.

Семейными покровителями царя и царицы были избраны - великомученик Фёдор Стратилат и мученица Агафья Панормская.

С Фёдором Стратилатом - дело одно.

А вот выбор Агафьи имеет свои отсылки: закрыть всем рты!

Согласно описанию мученичества с пятого века, Агата происходила из знатной римской семьи. Она родилась в Катании, на Сицилии. Приняв христианскую веру, юная христианка дала обет безбрачия. Однако за красоту её начал сватать правитель Сицилии, Квинтиана, и когда девушка отвергла руку властелина, ее отдали в дом разврата. Несмотря на окружавший разврат дома для свиданий, Агата сохранила свою девственность и не отреклась от Христа. Преследователи христиан - римские язычники  - приговорили Агату к пыткам, во время которых ей отрезали грудь. В темницу к девушке приходил врачевать раны сияющий Святой Пётр, девушка могла бежать из своего плена - но предпочла смерть.

В дальнейшем, когда на Сицилии случилось извержение Этны, лаву, наступавшую на город, остановили плащаницей из гробницы великомученицы Агаты (с тех пор и католики и христиане молятся о предотвращении пожаров и ударов молнии Святой Агате).

Шёлковый похоронный саван царицы Агаты-Агафьи на сегодня восстановлен. Узор савана мне напоминает графику итальянского художника-графика прилежного католика Мителли (Джузеппе Мария).  Из сохранившихся живописных работ Мителли наиболее ранними считаются «Мадонна с младенцем» и «Экстаз Святого Франциска».

Иллюстрация со страницы польской Википедии по Святой Агате.

Вот кто у нас тут те язычники, что мучили царицу, прилежную христианку? Царевна Софья?

Традиционный фестиваль в Санта-Агате проводится в Катании, Сицилия, в течение первых пяти дней февраля.


Рецензии
Просто душа в душу: http://www.youtube.com/watch?v=aHeikjOcCfs
можно в живую посмотреть на Святого Франциска, мною упомянутого в связи с саваном царицы Агафьи
правда, другой художник
cуть картины это не меняет

Татьяна Ульянина-Васта   04.02.2025 22:14     Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →