Для тех, кто Ангелом не поцелован...

В «Творческой Мастерской Алкоры» организуются разные конкурсы. Самые простые и всем доступные - это тематические. В их названии заявлена тема стихов, а в конкурсном задании даны минимальные пояснения по способам ее раскрытия. Любые поданные вами стихи будут рассматриваться членами жюри с интересом: сколько людей, столько и разных подходов к теме! Тут  главное автору остаться в роли творца поэзии, а не торопливого и смешливого рифмоплета - найти в своем творческом архиве стихи, написанные правильной русской речью, с достойным содержанием и художественным впечатлением!

Но есть в ТМА и другие конкурсы - учебные. Ради них, собственно, наша Мастерская и создавалась, они здесь самые важные и, хочется верить, самые нужные. В этих конкурсах приходится обращать внимание не только на название, а еще и внимательно прочитывать конкурсное задание. На какой именно прием исполнения они нацелены, в каком конкретном жанре следует подбирать стихи на конкурс, какие временные пометки внести в текст конкурсных стихов. (После получения сообщения от Председателя Жюри о включении стихов в пакет принятых, эти пометки можно будет убрать!).

По большинству выразительных средств поэтической речи в нашей ТМА уже когда-то проводились учебные конкурсы, а значит и есть статьи с полезной теорией, есть и обязательная статья с разбором итогов прошедшего конкурса, где всегда можно найти подробный разбор каждого задания на конкретных примерах стихов участников. 

В сезоне 2024/25 гг я надумала заняться повторением. Почему? Много лет прошло с начала работы Мастерской, состав наших постоянных читателей сменился. Кто-то все давно уже позабыл, кто-то и не знал никогда (не брал этого в голову!), а кто-то и сейчас считает всякие размышления о способах написания стихов глупым занятием - эти авторы «пишут, как дышат», поскольку их Ангел в темечко поцеловал с самого рождения. Они так думают. Возможно, так оно и есть. Я то Мастерскую создала для других - менее в себе уверенных, но любящих что-то узнавать авторов, готовых чему-то постоянно учиться на чтении чужих стихов и наиболее полезное брать себе на вооружение. Я сама как раз из таких - не поцелованных, но весьма любознательных.

Итак, в этом году все наши учебные конкурсы являются повторением пройденного материала, но только не в чистом виде, а в форме соединения двух разных заданий в одном. Например, мы пишем стихи в жанре аллегория (что уже когда-то делали), но задание усложняем: в этой аллегории должна быть хотя бы одна гипербола. То есть, заодно и её повторяем! Или вспоминаем про использование фразеологизмов в стихах (чем когда-то два сезона подряд занимались!!), но в конкурсное задание добавляем дополнительное требование: стихи должны быть написаны в жанре «рассказ в стихах», причем, от 1 лица. Это тоже знакомое нам и совсем простое задание, как мне наивно показалось. Увы. В текущем конкурсе «Фразеологизм в рассказе от 1 лица» я вдруг с удивлением обнаружила, что из первой двадцатки принятых произведений, только два были написаны в жанре рассказа, а все остальные - разновидности лирики. Больше того, оказывается, что авторы не чувствуют никакой разницы между лирическим произведением (где автор делится с нами своими размышлениями, чувствами, наблюдениями, отрывочными воспоминаниями, мнениями...) и рассказом в стихах, где обязательно должен быть связный сюжет и временной ход событий - какая-та хоть и маленькая, но законченная история. Про оба этих жанра у нас уже столько конкурсов проведено, столько разборов стихов сделано, а оказалось, впустую! То ли у авторов нет понимания важности внимательного прочтения конкурсного задания и обращения к статьям ТМА, то ли цели участия у них другие. Возможно, в моих итоговых разборах для большинства участников очевидна только одна ценность - что именно я про их личное творение написала и за что похвалила. Остальное не так уж и важно. А многие и вовсе не знают, что есть такие статьи - по итогам конкурса, на который они подавали заявку.

В этом сезоне почти каждый мой прием произведений на конкурс начинается с того, что я задаю отдельным авторам наводящие вопросы, типа: «А это точно фразеологизм или что-то другое?», «А вы с жанром здесь не ошиблись?». Или: «А это не лирический ли монолог?». «Да, - отвечает мне автор, - это лирический монолог». И больше ничего не происходит.

Может это и хорошо? Чего я зря участников пугаю? Люди все взрослые, сами все лучше меня знают. Меньше будет отобрано стихов с полностью выполненным заданием, мне же меньше работы в итоговой статье! Я ведь теперь, устав от возмущенных оправданий участников, разбираю в статьях лишь то, что наши судьи в шорт листы отберут, а судьи наши на месте не стоят, статьи, в отличие от участников, иногда почитывают и ошибки в своем отборе все реже и реже допускают. Золотые у нас судьи!

И участники у нас тоже золотые. И я очень рада, что их число растет, что приходят новые авторы. Просто цели у всех разные. Для одних главное - узнавание нового, для других - одно только участие. Вдруг победят? Вдруг я случайно их стихи разберу и все их недочеты в индивидуальном порядке подробно распишу, чтобы потом это же стихотворение с учетом внесенных правок куда-нибудь дальше, на более престижный конкурс послать! 

Хотя внесенные автором правки - это мои иллюзии. Часто разобранные в ТМА стихи посылают на другие конкурсы в том же самом виде, и они прекрасно побеждают там, где ни жанр, ни название приема, ни особенности стиля речи никого из судей не волнуют. Волнуют только места. Ну и ладненько! Бог им в помощь! Есть ведь и другие участники - именно для них наша Мастерская и работает.

А к чему тогда вся эта статья, наверное, подумали вы? Да просто я хочу посоветовать: читайте внимательно конкурсное задание! Я приму всякие ваши стихи - за это меня не стоит благодарить! Хочется, чтобы участник что-то нужное вынес из каждого конкурса для самого себя, практически разобравшись с отдельными полезными  приемами и жанрами...

С теплом, Ваша Алкора, 02.02.25.


Рецензии
Очень нужная статья, Алла!
Своебразная лакмусовая бумажка. Через анализ работы Мастерской показать разные тропинки, по которым люди приходят в конкурсы. Кто за чем... Кто-то самолюбие своё потешить, кто-то силы свои поэтические попробовать, а кто-то просто для того, чтобы почувствовать себя приобщившемся к творческому потоку.
Так или иначе - но хоть однажды побывав в Мастерской участником конкурса получаешь колоссальный опыт и знания по той или иной теме. Не всегда удаётся разобраться в тонкостях и премудростях, но стараешься. А это значит, что однажды получится!

Спасибо, Алла, за Ваш труд и за неравнодушие к авторам!


Наталья Степанова 8   03.02.2025 18:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья! Творческих вам успехов!

Алкора   04.02.2025 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.