Лучшие залы Эрмитажа. Золотая гостиная
С которой каждый желал бы быть знаком,
Но и красивым, богатым убранством залов Эрмитажа.
Сами по себе они являются уникальным архитектурным памятником!
Гуляя по экспозициям Эрмитажа,
Стоит уделять особое внимание декору стен и особенно потолков.
Редко поднимая глаза вверх, мы упускаем из виду целый калейдоскоп
Из росписи, карнизов, позолоты, барельефов, кессонов, лепнины прежних веков.
Золотой зал в Эрмитаже по праву считается одним из самых роскошных.
Убранство гостиной заставляет задуматься о былом величии и могуществе российской правящей династии.
Кроме золотого интерьера здесь можно полюбоваться резными камнями из собрания герцога Орлеанского, которое приобрела Екатерина II.
Интерьер Золотой гостиной по праву считается одним из самых роскошных в Зимнем дворце.
Сия гостиная служила частью покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II – была их главным парадным залом. Стилистически она скомпонована в единый ансамбль с Малахитовой гостиной, принадлежавшей царственной свекрови императрицы Марии, Александре Федоровне. Два этих зала были выполнены одним и тем же архитектором – Александром Брюлловым.
Золотая гостиная появилась несколько позже Малахитовой – в 40х годах XIX века.
По изначальному замыслу архитектора, интерьер гостиной не был так богато декорирован золотыми элементами. Напротив: стены и потолочный свод, выложенные белым мрамором, имели довольно строгий вид.
Позолотой выделялась только настенная лепнина. Золотой цвет стал доминантой несколько позднее, когда внутреннее убранство зала обновилось по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. Были вызолочены двери, свод потолка, паркет и мебель. Кроме того, сплошным слоем золота покрылась вся поверхность стен. Торжественный вид гостиной дополняется камином, декорированным мозаичным панно, а также яшмовыми колоннами.
Стоит отметить, что в отличие от царицы Александры Федоровны, в личных покоях которой были обустроены три столовых, её невестку Марию Александровну вовсе обделили комнатой для приема пищи. Поэтому великая княгиня была вынуждена обедать в разных не предназначенных для этого помещениях. Зачастую стол накрывался в Золотой гостиной.
Ежегодно на золотом паркете этого торжественного и роскошного зала устанавливалась рождественская елка, кроме того, здесь проходили все императорские семейные торжества.
В настоящее время в Золотой гостиной экспонируется коллекция предметов искусства резьбы по камню, которую начала собирать еще Екатерина Великая.;
Золотая гостиная (зал № 304) создана по проекту А. П. Брюллова в 1841 году.
Как и соседний Белый зал является репрезентативной частью приготовленных к свадьбе наследника апартаментов.
Первоначальный проект Брюллова предполагал расчленить стены парными колоннами, а поле между ними затянуть тканью. Однако концепция оформления зала была изменена под влиянием императора Николая I, который взял за образец Тронный зал резиденции курфюрстов в Мюнхене.
Об этом упоминает и сама Мария Александровна в письме к брату Карлу: «Большая золотая гостиная по образцу тронного зала баварских королей».
Согласно описи 1841 года гостиная выглядела так:
«Стены и карниз из фальшивого мрамора с орнаментом сплошь вызолоченные, панель фальшивого мрамора, окрашенная масленою краскою под лапис-лазурь, с вызолоченными в филенках рамками. Свод и падуги с лепными вызолоченными украшениями, а между ними с побелкою.»
Все стены и пилоны были покрыты тонким орнаментом и сплошь вызолочены, в нижней части стен по периметру выделена невысокая панель, роспись которой имитирует лазурит.
В отличие от мюнхенского зала Золотая гостиная перекрыта коробовым сводом с треугольными распалубками с обильной позолоченной лепниной. Такое решение, несмотря на изначальную ориентацию архитектора на ренессансные мотивы, придаёт залу своеобразие и даёт отсылки к московской архитектуре XVII века — модное веяние в русском искусстве XIX века.
В 1850 году по рисункам архитектора А. И. Штакеншнейдера созданы новые занавеси и карнизы, мебельный гарнитур, обитый малиновой брокателью (ткань заменена во время реставрации в 1960-х годах на голубую). Изготовлением гарнитура занимался мебельных дел мастер В. Бабков. Несмотря на то, что проекты Штакеншнейдера были утверждены Николаем I, цесаревна наблюдала за ходом работ и вносила коррективы сообразно собственному вкусу.
Обращает на себя внимание один из самых сложных во дворце мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом во фризе и мозаичной картиной.
Первоначально заказ на изготовление камина с «барыльефом, хранящимся в кладовой Кабинета», был отдан П. Катоци, но вскоре проект был усложнён.
В 1838 году Николай I распорядился, чтобы две колонны и две пилястры «из ориентального алебастра с бронзовыми базами», поднесённые князем Х. А. Ливеном, были использованы в декоре комнат наследника. На это предложение архитектор Брюллов сообщил, что «он, по размеру сих колонн, находит всего приличнее, устроить их в новой гостиной Ея Высочества, над камином».
Работу передали «художнику мраморного искусства» Викентию Модерни.
Убранство интерьера дополняют вызолоченные двери и великолепный паркет.
Золотая гостиная являлась парадным салоном Марии Александровны (аналогично Малахитовой гостиной императрицы Александры Фёдоровны, которую часто называли также Золотой) и танцевальным залом.
В 1850 году цесаревна записывает: «...был бал у нас, танцевали в Золотой гостиной».
В трагические для России дни, наступившие после убийства Александра II, именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.
Один из пяти балконов располагался на втором этаже, на юго-западном ризалите. Выход на балкон осуществлялся из Золотой гостиной императрицы Марии Александровны (ныне зал № 304). Балкон был обычным, по форме — прямым, крепился на каменных консолях. Все пять балконов были разобраны во второй половине 1920-х гг. А. В. Сивковым.
Свидетельство о публикации №125020107145