Пингвинчик
аткарской школы № 8,
преподавателе зоологии, биологии и анатомии
Людмиле Константиновне Никифоровой
ПИНГВИНЧИК
Рассказ-быль
Первый урок зоологии в нашей школьной жизни, которая шла своим чередом в середине пятидесятых, вела новая учительница. Она объявила, что изучать новый предмет мы начнем с раздела "Пернатые", что заставило, как минимум полкласса, повернуть головы в мою сторону:
; Значит, с тебя, Воробей.
В числе прочей информации о пернатых, нам стала известна и такая:
; Пернатые, в отличие от хищных и других животных, ; сказывалось, наверное, волнение учителя от первого урока, ; имеют клюв, который, в основном, служит для добывания пищи, строительства гнёзд, а зачастую он является и средством нападения или защиты.
Учительница при этом мерно шагала по проходу у доски от окна к окну и, в такт словам, указка в её правой руке то поднималась вверх, то опускалась вниз, на ладонь левой руки.
Следя глазами за указкой, мы вдруг приходили к выводу неожиданному: почему-то хищные животные оказывались вверху, под потолком, либо в небе, а пернатые внизу, на земле, хотя в природе обычно бывает наоборот. Пол, потолок и окна мы тогда любили…
Одета новенькая была со вкусом: темно-синий сарафан и ослепительно-белая плотная блузка, плюс своеобразная манера движения делали ее похожей... На кого бы вы думали?..
Не знаете? Вот и мы не знали, но оставлять новенькую без псевдонима, клички, прозвища, если угодно, по школьным неписаным правилам, в наше время, было невозможно. И хотя у учительницы, естественно, отсутствовал клюв, её отнесли к разряду… пернатых.
Вам приходилось давать клички учителям? Скорее всего, нет, потому что их давали другие до вашего появления в школе, а мне довелось стать невольным соавтором такого явления. Хвалиться тут нечем, но с улыбкой и грустью такой факт легко относится к издержкам молодости.
Как только учительница вышла из нашего класса в коридор, уже оживившийся звуками перемены, мой сосед по парте, такой же как и я, веснушчатый бесёнок, к тому же ещё и тёзка, хихикнул, наморщив нос:
; А она прямо, как... м-м-м...
Покинув парту, он двинулся вперевалочку по проходу меж парт, прижав локти к бокам, а кистями рук ладонями вниз, изобразил крылышки.
Вернувшись ко мне, он потёр свой лоб:
; Ну, как их, которые на полюсе живут?
; На северном? ; попытался я сообразить вслух.
; Да похоже, нет. ; замялся он, и тогда я сделал робкую попытку угадать его предположение:
; Ну, тогда... пингви...
Он резко хлопнул меня по плечу:
; Вот голова! Ну конечно, она как пингвинчик!
И, довольно захихикав, Славка хлопнул в ладоши, обращаясь к классу:
; Всё! Новенькую будем звать...
Кто был рядом и слышал наши потуги вспомнить название пернатых с Южного полюса, восприняли призыв по-разному: кто улыбался, кто выразительно крутил указательным пальцем у виска, а Галка Петрова сверкнула в нашу сторону глазами:
; Да будет уж вам чудить, учительница-то хорошая!
А потом, запнувшись, пробурчала себе под нос:
; Сами вы охломоны пернатые! - что очень смахивало на «проклятые».
А учительница ; это быстро все усвоили, оказалась, действительно, очень хорошей, и на её уроках почти всегда царила атмосфера внимания.
Остаётся только добавить, что очень быстро авторитет Людмилы Константиновны окреп сильно, потому что она ценила умные головы.
Вячеслав ВОРОБЬЕВ
Январь 1983 г.
Свидетельство о публикации №125020103492