О Русской национальной музыке
На всю жизнь мне запомнились уроки музыкальной литературы и сольфеджио, которые вела очаровательная учительница в моей Детской музыкальной школе №13 в Баку Алла Аббасовна Аббасова. Тонкая, изящная, черноволосая, белокожая с аристократичными чертами точенного, словно изваянного из античного мрамора, лица. Алла Аббасовна, я, конечно, не могу утверждать это с полной уверенностью, могла быть из дореволюционного ханского рода, а могла и выйти из пролетарской, либо крестьянской, бедняцкой семьи.
Но то, что она была истинно советской аристократкой, воспитанной на гениальной музыке русских, азербайджанских, еврейских, армянских и других советских композиторов, потому что именно Советская власть и Революция подарили ей это счастье и бесценный дар - быть утонченной и изысканной не в силу происхождения от беков, ханов, шахов, а просто потому что после 1917 года и особенно после 1920-го в Советском Азербайджане все люди, независимо от происхождения, получили доступ к сокровищнице как русской культуры, так и мировой.
Вот почему мне совершенно неважно, была ли Алла Аббасовна, изысканная красавица, учившая меня и других ребят сольфеджио и музлитературе, внучкой дореволюционного азербайджанского аристократа, или неграмотного крестьянина, бедняка, таскавшего целый день за кусок лаваша с требухой ведрами нефть из замазученной ямы для братьев Нобелей, владельцев бакинской нефти.
С каким благоговением и практически религиозным восхищением играла нам Алла Аббасовна на фортепиано произведения Генделя, Баха, Моцарта, Чайковского. А как она ставила на проигрыватель пластинки с песнями Дмитрия Шостаковича и Исаака Дунаевского. Никогда не забуду это ее отрешенное лицо с небесной красоты улыбкой, когда она впервые включила нам грамзапись песни "Родина слышит". Песню на стихи фронтового корреспондента, великого советского и русского поэта еврейского происхождения Евгения Долматовского.
Родина слышит,
Родина знает,
Где в облаках её сын пролетает.
С дружеской лаской, нежной любовью
Алыми звёздами башен московских,
Башен кремлёвских,
Смотрит она за тобою.
Как завлиту Магаданского театра муздрамы в середине "двухтысячных" мне довелось познакомиться и поработать с дочерью поэта Галиной Долматовской. Недавно прочитал, что лондонская внучка поэта Татьяна, владеющая правами на произведения деда, запрещает нам в России петь его песни "Когда мы были на войне" и "Дорога на Берлин". Что тут скажешь, много говорить не буду. Те, кто "релоцировался", абстрагируясь от нужд и проблем своей Родины, предав не только Отчизну, которую им так "сладко ненавидеть" за границей, предали и память своих дедов и отцов. Больше нечего мне сказать тут. Даже обсценная лексика на язык не просится. Потому что матерный лай пусть останется уделом таких бывших русских, что свалили на Запад, и тех, кто впали в австро-польскую ересь украинства. А мой отец за всю свою 84-летнюю жизнь ни разу не произнес ни одного грязного слова, потому что это претило его природе русского интеллектуала и потомственного бакинского горного инженера.
Как завлит своего театра я общался и с сыном великого композитора Исаака Дунаевского, не менее одаренного композитора Максима Исааковича, договариваясь с ним о праве использования его музыки на нашей сцене. Кроме этого не раз имел счастье общаться с Юрием Башметом, когда он приезжал на гастроли в Магадан, с Игорем Бутманом, с Дмитрием Коганом. Эти выдающиеся российские музыканты остаются (Дмитрий Павлович уже остался навсегда в русской земле упокоившись) вместе со своим народом и Отечеством. Как и гениальный русский живописец еврейского происхождения Исаак Левитан, воспевший русскую природу, как и Юрий Левитан, голос Кремля и Всесоюзного радио, которого Гитлер считал личным врагом.
Кто все те, что понауехали в латвии, казахстаны, израили, испании и америки, герои взятия Верхнего Ларса, "богатыри" велосипедных войск, по сравнению с русскими гениями, подарившими нам столько народных песен, как это сделал Исаак Осипович Дунаевский, Зиновий Осипович Дунаевский, Дмитрий и Даниил Яковлевичи Покрассы, Ян Абрамович Френкель, Вениамин Ефимович Баснер.
Для меня, воспитанника лучшей бакинской Детской музыкальной школы №13, где преподавала ослепительной красоты советская аристократка Алла Аббасовна Аббасова, где кроме нее заведующим струнным отделением был армянин, а моя преподавательница по скрипке - русская, чей муж был азербайджанцем, вся отечественная, русская классика от Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского, Рахманинова до Прокофьева, Шостаковича, Дунаевского, Покрассов, Пахмутовой, Таривердиева, Гаджибекова, Хачатуряна, Караева, Андреева, Петрова, Эшпая, Гладкова, Френкеля, Баснера и множества других гениев Советской эпохи, превосходят все наследие европейской и американской музыки. Хотя я до сих пор до безумия влюблен в творчество Генделя и Баха, Моцарта и Битлз, симфорокеров Юрай Хип и Дип Перпл.
Еще и потому наша музыкальная школа №13 была лучшей, несмотря на свой "неудачный номер", что наш струнный оркестр возглавлял Исаак Юрьевич Регельман. Это был дирижер старой школы, невероятно требовательный, зачастую просто несносный диктатор, постоянно негодовавший, кричавший, ругавшийся на нас за малейшую фальшь. Но отшлифованные им сонаты и симфонические произведения зарубежных и русских композиторов звучали в исполнении нашего школьного оркестра не только на городских конкурсах и фестивалях, но мы постоянно выступали в бакинской филармонии, на республиканском телевидении и в консерватории, на самых престижных сценических площадках Баку.
Для меня, русского человека с кавказскими и малороссийскими корнями, выросшего в интернациональном Баку и живущего в таком же многонациональном Магадане, регулярно бывающего в героическом Донбассе, где тоже переплелись судьбы, народности, переплавившись в настоящем единстве, а не фальшивом, как американский "плавильный котел", вопросы этнического происхождения это даже не второй, или третий план, а несущественная мелочь. Был бы человек - человеком. Нашим, русским по духу, культуре, языку и преданности нашей Родине - Великой России. Как это у Городницкого:
Неторопливо истина простая
В реке времён нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову - создаёт народ.
И как апофеоз этого стихотворения, за которое на него даже обиделись в Израиле соплеменники:
Своим происхождением, не скрою,
Горжусь и я, родителей любя,
Но если слово разойдётся с кровью,
Я слово выбираю для себя.
И не отыщешь выхода иного,
Как самому себе ни прекословь, —
Родство по слову порождает слово,
Родство по крови - порождает кровь.
В последнее время пришлось немного пообщаться с нашими националистами. При всей их приверженности либо либеральным ценностям (все еще, несмотря на ельцинские "святые девяностые"), либо нео-монархическим и зарубежно-православным установкам, главной и единственной скрепой, соединяющей их был и остается животный магнетизм, отставить! (гусары, молчать!), зоологический антисоветизм. И в этом они, сами не осознавая, солидаризируются и с хохлами-бандеровцами, и с их хозяевами на Западе.
Условно "русскому националисту" не втолкуешь и не втемяшишь в его церебральную пустоту осиновым колом, что настоящая русскость не вмещается в "истинное арийство". Мне толкуют о мигрантах, об их преступлениях, мол, ратуя за советскую русскость, за наш пролетарский интернационализм, или как презрительно говорят они, националисты, "многонационалочку", я, по их мнению, оправдываю бесконтрольный завоз мигрантов, коррупцию наших чиновников и шкуродерный грабеж капиталистов, завозящих в Россию дешевую рабсилу, которая не интегрируется в нашем обществе никак, а только нарушает российские законы.
И не понять такому радетелю чистоты и общественного порядка, что у меня, как русского гражданина и патриота есть свой (как у Высоцкого) вопрос к власть предержащим, почему возникла такая ситуация с мигрантами, а уж тем более, с их преступлениями. И как Владимир Семенович, я буду решать этот вопрос не с иностранцами, а у себя дома, на Родине, с теми, за кого отдавал голос на выборах.
Впрочем, есть официальная статистика, согласно которой, преступления, совершаемые мигрантами, составляют всего несколько процентов от общего количества преступлений в России. И половину из этих грабежей, убийств и насилий мигранты совершают против своих же собратьев.
А вот раскачивание ситуации в воюющей стране, против которой сам дряхлеющий гегемон с полусотней вассалов, подпитывание ксенофобии, это прямой путь к нашему поражению. Да, в тылу у нашей армии должно быть все в порядке. Не только новогодние елки и балы, наполненные прилавки, но и пресечение и профилактика преступлений, в том числе и этнического криминала. Но делать это следует строго законными путями, без традиций американского "суда Линча" или расправы "народным" самосудом.
А так любой национализм, особенно быстро перерастающий в нацизм, фашизм, шовинизм, русофобию, для меня отвратителен и мерзок. Еще в годы службы в Советской армии мне пришлось неоднократно сталкиваться с различными проявлениями местечкового национализма и русофобии. Как со стороны тех, кто в период распада СССР изгонял русских людей из Средней Азии и Прибалтики, так и у себя на малой родине, в Южной Кавказе.
И когда я слышу нервозные выпады о том, что, дескать, не надо примазываться к русскому народу, нельзя быть "русскими якутами", "русскими чукчами", "русскими евреями", "русскими татарами", "русскими чеченцами" и так далее, будьте самими собой, а нас, русских, мол, оставьте в покое. Дайте нам и свою республику, и свою государственность, и свое все остальное... то очень неприятные коннотации с аллюзиями всплывают в де-жавюшной памяти.
Было уже такое. С попытками запретить кому-либо испытывать чувство гордости за свою Родину, запретов называться русским, а не россиянином, хотя это однокоренные понятия. И термин "россиянин" придумал не Ельцин после вашингтонского похмелья, благословив Америку, а его использовали еще Екатерина Вторая, она же Великая и Карамзин. Думаю, что никто в здравом уме из почти двух сотен коренных этносов России вовсе не желает отказываться от своих корней и культуры. Потому что все вместе эти ручейки вливаются в бескрайнее Русское Море, питая многоцветную сложность Российской цивилизации. И в этом смысле все мы - Русские. Как нас и зовут в Европе и Америке.
И я, как потомок своих славных предков, не могу отказаться от карабахского прадеда и киевской прабабушки, от своих бакинских прадедов и дедов, от приволжских, ордынских корней. Язык у меня родной - русский. Культура великорусская, музыка и литература, на которых воспитан, тоже великорусская, хотя вместе с Пушкиным я впитывал и малороссийские бесподобные рассказы и повести Гоголя. Но написанные-то на великом русском языке.
В этом вся разница между нами, русскими, и украинствующими сектантами, хохлами, а также вырастившими их из своей шляхетской пробирки польскими завистниками. Зная поляков, имея даже некоторую польскую родню, впрочем, не знающую традиционного гонора ляшскую, прекрасно осознаю все причины давней зависти и ревности католической Польши к православной Руси-России. Наша Родина смогла стать великой державой, а вот соседка наша так и осталась - задворками Европы - этого аппендикса Евразийского континента. Такими же польские франкенштейны и создали свое украинское чудовище. Кадавром бесплодным. Кровавым упырем, нежитью.
Возвращаясь же к музыке, воспитавшей меня, создавшей русским человеком, я вновь и вновь буду благодарен как нашим великим гениям, писавшим самые прекрасные и возвышенные произведения на свете, это и оперы с балетами Чайковского, и ставшие народными, воспринимающимися массовым слушателем, не как авторские, но созданные в крестьянской и рабочей среде песни советских композиторов-евреев. Занятно, что именно они, начиная с 1920-х написали гораздо больше казачьих песен, чем сложили сами донцы и кубанцы за несколько веков жизни в Русском пограничье. Я вновь и вновь выскажу слова невыразимой благодарности и низко поклонюсь Алле Аббасовне Аббасовой, привившей мне любовь к Русской Музыке! И с таким же теплом помяну Ларису Викторовну Керимову, учившую меня играть на скрипке, а вместе с ней своего дирижера Исаака Юрьевича Регельмана. Спасибо всем моим наставникам в музыкальном искусстве!
31. 01. 2025 г.
Свидетельство о публикации №125013100690