Ирак глава 22
КУЛЬТУРА И МЕДИЦИНА
Милосердие- признак праведного человека.
Рамбам (Моисей Маймонид)
В VII веке, после захвата арабами Сирии, Египта и Ирана, где вовсю развивались греческие науки и философия, существовали Александрийская (Египет) и христианско-несторианская школа Джунди-Шапур (Иран), началось смешение наук и знаний. Из школы Джунди-Шапура выходили весьма уважаемые иранские врачи, в том числе Джурджус ибн Бахтишу, доктор халифа аль Мансура (754—776 г.н.э), основавший целую династию врачей, которые почти три века лечили халифов при Багдадском дворе.
Многие греческие тексты были переведены на арабский язык. В годы правления халифа аль Мамуна (813—833) был создан в Багдаде дом мудрости «bait Al Hikma». Там переводилась вся мировая литература, представлявшая интерес для арабов, IX — X век ознаменовался расцветом арабской науки.
Особым трудолюбием прославился Хунайн ибн Ицхак, переводивший Платона и Аристотеля, и других великих философов. Он же перевёл огромное количество текстов медицинского значения, заложил хранилище терминов и практик для арабской медицины. Так же были переведены персидские научные работы по медицине, астрономии, математике и философии. Арабские переводы использовались и в Европе, как наследие предыдущих цивилизаций, но до наших дней дошло совсем немного рукописей.
Именно арабская медицина озаботилась созданием больниц и аптек, и дала импульс всему миру. Арабские халифаты первыми ввели больницы для гражданского населения, при них так же организовывались курсы обучения медицинскому делу.
С середины VII века феодальный арабский ислам проводит многие военные компании, присоединив Палестину и Сирию, Египет и Иран, Армению и Грузию, к VIII веку арабы подчинили и Среднюю Азию, северо-западную Индию, северное побережье Африки и Пиренейский полуостров.
Видным учёным того периода был Мухаммед Аль Хорезми (8—9 в.н.э.), ставший родоначальником алгебры. Им был издан известнейший труд «Картины Мира», где он описал географию и этнос Восточной Европы.
У Хорезми было много учеников, в том числе Улугбек, внук Тимура, основавший в Самарканде обсерваторию. Высший расцвет Хорезмской науки выпал на рубеж X — XI веков, он представлен великими учёными Аль Бируни и Ибн Синой.
Мало кто знает, что Аль Бируни был географом, этнографом, историком и астрономом, за почти шесть столетий до Коперника и Галилея, он первым отстаивал гелиоцентризм, а так же изучал минералы.
Нельзя не упомянуть и о химии, которая выделилась из среды алхимиков. Произошёл расцвет добычи и обработки металлов, выделении серы и ртути, других редких химических элементов. Ими впервые был создан куб для перегонки, использована водяная баня, колбы и специальные другие приспособления. Они же ввели дистилляцию и фильтрование, учёный под именем Аль Джебр — первым получил серную и азотную кислоты, нитрат серебра, хлорную ртуть и т. д.
Лидером просвещения долго оставался Багдад, начиная от Центра Каббалы до Центров Науки и Просвещения, до наших дней дошли данные о сорока библиотеках и десяти высших школах. В западной Европе было лишь два университета и полная безграмотность населения. Халифат был многонационален, это служило лучшему синтезу наук, золотой век медицины: хорезмийцы, иранцы, армяне, азербайджанцы, египтяне и мавры, индусы и евреи, были лучшим авангардом среди врачей.
Европа лишь пользовалась услугами арабов и не забывала получать пшеницу из Египта. Такова преобладающая роль Халифата в сотрудничестве с Византией.
Но Византия не спала — и подобно арабам, заключала новые торговые отношения с Индией и Цейлоном, Бухарой и Хорезмом, Абиссинией и Кавказом, Китаем. Рост промышленности сильно выделил Византию среди соседей, это и производство тканей, и выращивание шелковичных червей, изготовление бумаги и оружия, обработка металлов, в союзе с арабским халифатом Византия превзошла страны Западной Европы по многим направлениям. Александрия, Бейрут, Газа, Афины и Константинополь, это города хранители античной науки и авангард новых направлений. Только к XV веку Византию смогли завоевать турки Османы.
О славянском периоде Византии писать не буду, так как считаю, что он переписан историками до неузнаваемости, что уменьшило влияние славян в ту эпоху. Упомяну лишь о выдающихся врачах того времени.
ОРИБАЗИЙ (326—403 г.н.э),составитель энциклопедии из 70-и томов «СИНОПСИС», руководствовался трудами врачей древности, создал подробный комментарий и выводы.
Аэций Амидийский и Тралльский VI век, Павел Эгинский VII век, традиционно были энциклопедистами в области медицины. Особо выделю Павла Эгинского, хирурга в области акушерства, имевшего мировой авторитет и особое уважение в арабском мире.
Итак, мы видим тесное взаимодействие Византии и арабского халифата, что дало расцвет наукам и медицине, позволило усовершенствовать исчисление времени, запустило создание каталога звёздного неба, создало атласы мировой географии, способствовало зарождению промышленности и химической обработки, но главное созданию университетов, с целью подготовки серьёзных специалистов в разных областях. От Гибралтара до Инда всё дышало культурой и наукой, а объединил всех Халифат.
*справочка из википедии:
Арабский халифат (Исламский халифат) — теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII — IX веках и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени.632 — 945
Праведный халифат (632—661)
Омейядский халифат (661—750)
Аббасидский халифат (750—945, 1124—1258)
Столица 630—656 Медина
656—661 Эль-Куфа
661—750 Дамаск
754—762 Анбар
762—836 Багдад
836—892 Самарра
892—1258 Багдад
1259—1517 Каир
Язык (и) арабский Официальный язык арабский Население арабы, персы, иракские аджеми, сирийцы
Преемственность
Государство Сасанидов
Византийская империя; Гассаниды (Гассани;ды — арабская царская династия, правившая в Джабийе до 636 года в Восточной Палестине (Иордании). Они иммигрировали из Йемена в начале III века в Левант).; Королевство вестготов; Кавказская Албания; Хорезм; Согдиана
«Врачебная деятельность даёт выход совершенству, к нравственности, к познанию Бога, к достижению истинного счастья-можно сказать, что это труд во имя Творца»
РАМБАМ
«О мудрости твердят — она бесценна!! Но за неё гроша не платит мир!»
Авиценна (Абу Али Ибн Сина)
Медицина, одобренная Аллахом, была выделена в отдельную науку, в её задачу входил поиск средств, созданных Аллахом для лечения. Согласно исламу, Всевышний сначала создаёт лекарство, а потом разрешает людям болеть. Слова пророка Мухаммеда «Ваше тело имеет на вас право» подтолкнуло медицину к фармакологии, гигиене и терапии.
Как я писала ранее, были созданы больницы и при них библиотеки, культурному образу лечения уделялось много сил. Пророк Мухаммед (мир ему) призывал не заниматься самолечением. Можно проследить наличие пророческой медицины. Позднее, Сан Ад-Дин ибн Аль Хатиб призвал людей не использовать Шариат в вопросах медицины и катастроф. Многие учёные поддержали его, заявив, что то, что упомянуто в хадисах, служит лишь профилактике, что в сложных случаях пророк обращался к врачу.
Персидский врач и выдающийся учёный, философ и поэт АВИЦЕННА (Абу Али аль Хусейн ибн Абдилах ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина) родился вблизи Бухары. Иранец по происхождению, он изучил множество наук и в том числе медицину, был даже в должности визиря. Отличаясь прекрасной памятью, к 10 годам знал наизусть Коран, позднее изучил мусульманское право. К 18 годам был известен в Бухаре, как один из лучших врачей. В 1002 году он перебирается в столицу Хорезма Гурганж, ныне Ургенч. Был принят в «Академию Мамуна», но за отказ от службы султану — был вынужден уйти в скитания по Хорасану и Табаристану. Пережив тяжелые годы, он осел при дворе Эмира Ала Ад Давла в Исфахане. Его работы, на арабском и форси, вполне дошли до наших дней. По признанию ибн Сины, главным впечатлением его жизни стал труд Аристотеля «Метафизика». Наиценнейшие труды Авиценны интересны и по сей день.
Свидетельство о публикации №125013105684