Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке...
Найти фотографию или портрет этой звезды московского купечества эпохи Серебряного века не удалось. Но удивительный факт: молодая женщина, несколько лет бывшая женой одного из самых богатых московских магнатов, а потом прославившаяся весьма бурной жизнью, почему-то оказалась вне тех визуальных образов эпохи, которые выложены в этих ваших Интернетах. Поэтому сложно сказать, была ли барышня Александра Бутикова, она же госпожа Рябушинская, она же госпожа Дерожинская, она же госпожа Зимина яркой красавицей. Или просто жизнь у нее получилась хоть и бурная, но без сохранившихся архивов...
Второй интересный момент, связанный с этой барыней – истории семей известных московских купцов. В наше время принято в первую очередь вспоминать их старообрядчество и приверженность традициям: в том числе верность договорам и примерной семейной жизни. Ага, все такие примерные были, например, Савва Морозов и его жена Зинаида. Или та же самая госпожа Дерожинская и ее первый муж Павел Павлович Рябушинский. Отжигали так, что вся Москва диву давалась.
Рогожский старообрядец Павел Рябушинский женился на 16-летней дочери такого же представителя старообрядческого купеческого рода. Александра Ивановна Бутикова была дочерью Ивана Ивановича Бутикова, владельца текстильного производства в Москве. Поженились они в 1893 году, а уже в 1901 году начался бракоразводный процесс. Причем в рассказах об Александре, которую обычно принято называть по фамилии ее второго мужа Дерожинская, пишут, что это она ушла от своего мужа.
А в биографии Рябушинского история развода раскрывается подробнее и совсем в другую сторону. Получается, что ушла вовсе не молодая жена, увлекшаяся красивым офицером, а Рябушинский решил связать свою жизнь с разведенной Елизаветой Мазуриной и начал бракоразводный процесс. А Александра Ивановна своему мужу развода не давала. В результате грянул скандал: брак Павла Рябушинского с новой женой признали недействительным. И все разрулилось только после трехлетних разбирательств, за время которых Александра Ивановна, нашедшая новую любовь – отставного офицера Владимира Валериановича Дерожинского, заказала Фёдору Шехтелю особняк в стиле модерн с огромным окном и другими, не менее удивительными элементами вроде входной двери со знаменитой ручкой в форме паука. Жаль, что посмотреть на всю эту красоту сложно до невозможности, потому что в особняке Дерожинской сейчас располагается австралийское посольство. А так они оба: Рябушинский и его жена формально считались старообрядцами, а значит, ревнителями правильной жизни в полном соблазнов городе.
Так вот по поводу карт. Говорят, что госпожа Дерожинская была столь бойкой барыней, что после своего второго развода и третьего замужества за еще одним крупным московским купцом Зиминым, она умудрялась пригласить составить ей партию в бридж всех своих мужей: нынешнего и бывших. Рассказывая об Александре Дерожинской все обязательно цитируют одно место из воспоминаний Локкарта, причем не приводя этот момент полностью. Наверное, потому что полностью он звучит для Александры Ивановны весьма нелицеприятно и говорит совсем не о ее бойкости и умении налаживать отношения со всеми своими мужчинами. Я вам процитирую этот момент полностью:
«…Вне своих деловых отношений англичане и русские жили строго обособленно. Надо сказать, что многие местные англичане смотрели на русских, как на добродушных, но безнравственных дикарей, которых небезопасно вводить в свой домашний круг. Мне было забавно видеть госпожу Зимину — московскую миллионершу — за завтраком и партией бриджа со своими тремя мужьями: двумя бывшими и одним настоящим. Это, несомненно, являлось признаком терпимости, в то время выходящей за пределы западной цивилизации. Жены англичан в благочестивом ужасе воздевали руки…»
Источник: «Агония Российской империи. Воспоминания офицера британской
разведки», Москва, Алгоритм, 2016 год, стр.70.
Самое главное наследие, которое оставила нам Александра Дерожинская и в связи с чем её в основном и вспоминают в наше время – это удивительный особняк, отгроханный в 1901-1903 годах в московских переулках между Пречистенкой и Остоженкой. Дом этот построил Фёдор Шехтель, на которого Дерожинская вышла по той простой причине, что этот архитектор уже строил для Рябушинских. Она была с ним знакома, поэтому позвала спроектировать и построить новый особняк. 6 февраля 1903 года состоялся праздничный обед в честь новоселья, на котором угощали супом "Претантьер", который как мы помним из «Анны Карениной», представляет собой всего лишь супчик «из кореньев», а также царским студнем, седлом английской баранины, жареной дичью, салатом и мороженым.
Так вот в ходе строительства особняка госпожа Дерожинская повела себя с исполнителями работ не самым лучшим образом. Говоря современным языком, откровенно «кидала» исполнителей с оплатой. Сначала Шехтель позвал оформлять внутреннюю отделку будущую знаменитость – Грабаря. Причем он даже сговорился о цене работы, но потом Дерожинская решила, что платить оговоренную сумму слишком много и просто сократила ее в два раза, после чего Грабарь отказался работать дальше. Шехтель нашел нового художника – Борисова-Мусатова, который тоже натерпелся от заказчицы по полной программе:
«…Заказ с моими фресками не состоялся, хотя эскизы удались, как говорят. Но барыня, вероятно, думала, что я ей сделаю их для своего удовольствия – задаром. Поэтому половину их я продал в Третьяковку, а остальные два (увы?), по-моему, лучшие, оставил для Парижа…»
И второе письмо:
«…Моя фреска потерпела фиаско… Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились… Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши…»
Как тут не подумать о том, что дверная ручка в форме паука стала тонким намеком на характер хозяйки.
Когда рассказывают об Александре Дерожинской, то обязательно упоминают, что она «навела порядок с делами отцовской фабрики, снова сделав ее рентабельной». Может быть и «навела порядок», если вела дела точно также как с исполнителями ее заказа по отделке особняка. Но не исключено и то, что пока Александра Ивановна блистала на завтраках, делами фабрики занимались ее мужья, как минимум первый и третий, которые обладали достаточной деловой хваткой.
В пользу этого говорит и то, что после революции судьба Александры Бутиковой-Рябушинской-Дерожинской-Зиминой не прослеживается вообще никак. Есть как мнения о том, что она уехала в эмиграцию, так и рассказы о том, что ее видели в Москве первой половины двадцатых, живущей в весьма бедном состоянии. Удивляться тут нечему: из «бывших», да еще и из тех, кого достаточно справедливо молва относила к «буржуям».
Но дом остался красивый чего уж там. Жаль, что теперь это посольство и туда так просто не попасть, только с улицы сфотографировать.
-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
На фото:
Особняк Александры Дерожинской в Кропоткинском переулке... + дверь с пауком ! . .
Свидетельство о публикации №125013000778