Умеренность и Смирение

Живётся человечеству непросто,
Упорством обретается хребет.
Иллюзиями «личностного роста»,
Наивных окормляет интернет.

Но сущность обретается в процессе,
Не многим экзистенция верна.
Лишь чуждым умаления и спеси,
Умеренным открыта глубина.

Критичной, яркой, ясной, гибкой мысли,
Приходится смирение уздой.
Без вёдер прока нет и в коромысле,
Не ходят Олимпийцы за водой.

 


Цитата о Смирении Бертрана Рассела «Сущность религии».

Смирение. Хотя в мире, где много зла и много несвершенного добра, никакая правдивая религия не дает душе желанного покоя и не освобождает ее от необходимости действовать, она все же может дать смирение перед злом, устранить которое не в нашей власти. Христианство верит, что существующее зло, поскольку оно находится в согласии с волей божьей, на самом деле не может быть злом. Это воззрение, однако, требует изменения наших критериев добра и зла, ведь значительная часть существующего на любой непредубежденный взгляд является злом. Больше того, доведенная до логического конца, такая вера оставляет действие без мотива, ибо предлагаемое ею основание для смирения, а именно: все, что ни происходит, происходит к лучшему, - делает наше стремление к лучшему излишним. Если же, пытаясь избежать этого заключения, мы ограничиваем всемогущество или благодать божьи, смирение лишается основания, так как происходящее может и не быть в согласии с волей бога, оно может не быть благим даже вопреки его воле. По этой причине, несмотря на то что христианство часто и с успехом способствует смирению и придает действию религиозный мотив, эти его "успехи" - результат путаницы в мыслях; они рассеиваются по мере того, как люди начинают яснее видеть.

Проблема, которую должны разрешить мы, труднее, чем проблема, стоящая перед христианством. Мы должны научиться смирению перед неизбежным, воздерживаясь от суждений, доброе оно или злое; мы должны сдерживать чувство, которое заставляет христиан говорить: "Да будет воля твоя", - и в то же время признавать, что происходящее может быть злом.

Смирение - какой бы религии мы ни придерживались - неизменно требует высокой моральной дисциплины. Однако религия облегчает следование этой дисциплине и оправдывает причиняемую ею боль. Есть два различных, хотя и взаимосвязанных, вида смирения: одно - перед нашими личными горестями, другое - перед фундаментальным злом, существующим в мире. Смирение перед личными невзгодами наступает в момент подчинения, приводящего к рождению беспристрастной воли. Когда личная жизнь поглощает все наши мысли и желания, она становится тюрьмой, из которой страдающему человеку нет выхода - он должен покориться. Покорность освобождает мысли и направляет волю на новые цели, которые ранее были скрыты за суетно желаемыми личными благами. Тогда возвышенное созерцание и всеобщая любовь заставляют нас устыдиться нашей жизни, а воля отвращается от протеста против неизбежного и направляется на более общие блага, которые в какой-то мере, видимо, достижимы. Таким образом, смирение перед личными горестями существенно важно для всеобщей любви и беспристрастной воли.

Смирение не в том, чтобы судить о вещах хорошо, когда они плохи: оно - в свободе от гнева, возмущения и вечных сожалений. Если всеобщая любовь сильна в нас, мы не чувствуем гнева и возмущения, когда кто-то причиняет нам боль. Где есть желание достигнуть созерцательной свободы, там нет места вечным сожалениям. Человек, для которого созерцание привычно, не позволяет себе надолго отвлечься от мыслей, дающих ему свободу в жизни, ибо в отсутствие таких мыслей он будет чувствовать что-нибудь мелкое и недостойное - то, что привязывает бесконечное к конечному. Так созерцание и всеобщая любовь порождают смирение перед личными невзгодами.

Однако протест может привести не к смирению, а к прометеевскому негодованию в отношении Вселенной. Созерцание может придать нашим страданиям всеобщий характер; оно покажет нам трагичность жизни, которая наполнена болью - такой сильной, что лучше бы сознанию вовсе исчезнуть из мира, чем ее терпеть. Желательность последнего нельзя опровергнуть, хотя нельзя доказать и его необходимости. Но даже это можно совместить со смирением. Несовместимы с ним негодование и поглощенность злом, делающие благо невидимым или трудноразличимым. Нет смысла возмущаться злом, за которое никто не ответствен; те, кто возмущен фундаментальным злом Вселенной, возмущаются богом, дьяволом или же судьбой в человеческом обличье. Когда начинаешь понимать, что фундаментальное зло есть результат слепого действия материи и совершенно необходимое следствие сил, не имеющих сознания и потому ни хороших, ни плохих самих по себе, негодование становится абсурдным, как абсурден Ксеркс, приказавший высечь Геллеспонт [2]. Таким образом, понимание необходимости происходящего освобождает нас от возмущения. Одно это, однако, не избавляет от поглощенности злом. Очевидно, что некоторые вещи из существующих хороши, некоторые плохи, и невозможно узнать, что же преобладает - добро или зло.

Совершая действие, мы должны понимать, что такое добро и что - зло: во всем, что зависит от нашей воли, нам следует считаться с вопросом о добре и зле. Но в отношении того, что выходит за пределы нашей власти, вопрос о добре и зле (хотя знание об этом, как всякое знание, стоит того, чтобы к нему стремиться) не обладает фундаментальной религиозной значимостью, придававшейся ему в дискуссиях теизма и оптимизма.

Дуализм добра и зла, когда его слишком подчеркивают, мешает беспристрастному созерцанию, всеобщей любви и поклонению. Есть что-то ограниченное и слишком человеческое в наделении добром и злом вещей, не относящихся к человеческим действиям. Таким образом, беспристрастность созерцания, всеобщая любовь и поклонение порождают смирение перед фундаментальным злом, как и смирение перед личными горестями. И смирение должно уже в какой-то мере существовать, чтобы они были возможны. Смирение одновременно причина и следствие веры, как в том случае, когда вера обходится без догм, так и тогда, когда она опирается на веру в бога. Вера, основанная на смирении, предполагает моральную дисциплину, подавление "я" и его требований; это необходимо для жизни, пребывающей в согласии со Вселенной, и для любого перехода от конечного к бесконечному. Такая дисциплина более строга, если нет какой-либо оптимистической догмы, но тем значительнее результат - непоколебимость, способность к такому расширению границ "я", когда оно начинает встречать любовью все - доброе и злое.


Рецензии
Оригинальное философское стихотворение со спорными положениями!
Спесь - аффект, одна из клеш, от которой полезно избавиться.
Смирение же отвлекает от деятельного отношения к миру. Такое понятие как смирение не во всех религиях практикуется. Нет в смирении глубины, скорее жизненная позиция бессилия.
С уважением Юля

Юля Тенева   30.01.2025 22:10     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Юля! На мой взгляд, нужно отличать религиозное смирение, о философского, и даже научного. Подлинное смирение необходимо для осознания границы личностного роста. У каждого своя планка, и выше головы не прыгнешь!

Валов Андрей   30.01.2025 22:28   Заявить о нарушении
Клеш - из буддийской терминологии?

Валов Андрей   30.01.2025 22:30   Заявить о нарушении
Можно даже утверждать что смирение необходимо для осознания «омрачения сознания». Говоря вашей терминологией.

Валов Андрей   30.01.2025 22:37   Заявить о нарушении
Спасибо за критику, подкорректировал стих, что бы мысль воспринималась более последовательно!

Валов Андрей   30.01.2025 22:50   Заявить о нарушении
Андрей, я не критикую,я размышляю.
Реалистичный взгляд нужен на успехи и неудачи. А планка, поговорка "выше головы не прыгнешь "- это бытовуха:)) однако не навязываю мнение.планки - лыжные палки, иногда с ними удобнее:))

Юля Тенева   30.01.2025 23:07   Заявить о нарушении
В буддизме нет понятия смирения.ненавязывание собственных взглядов - да, разумный подход, практический.

Юля Тенева   30.01.2025 23:14   Заявить о нарушении
Буддийкое миросозерцание очень песссимистично, на мой взгляд. Оно как бы говорит «Тебе настолько не повезло, что угораздило родиться, и теперь, ты должен очень постараться, что бы не рождаться впредь». Безусловно много в нём интересного, но не на мой вкус.

Валов Андрей   30.01.2025 23:46   Заявить о нарушении
Пессимистично как раз христианское мировоззрение, буддийское - реалистично.
Ну а на вкус и цвет товарищей нет:))

Юля Тенева   31.01.2025 00:49   Заявить о нарушении
В буддизме самая лучшая участь - это родиться человеком,
В христианстве стремись на тот свет, в этом душа - пленница тела, и т п.
У Рюноскэ Акутагавы, японского писателя, есть рассказ " О-сино*", где противопоставляются христианство и японский дзен- буддизм. Как простая японка разоблачает святыню - Иисуса Христа. Будет время и желание, прочти, небольшой в страницах рассказ

Юля Тенева   31.01.2025 01:07   Заявить о нарушении
Хорошо, спасибо! Обязательно прочту.

Валов Андрей   31.01.2025 11:36   Заявить о нарушении
Вы так хорошо переработали, что получилось новое произведение без налёта христианских заблуждений!

Юля Тенева   31.01.2025 17:01   Заявить о нарушении
Благодарю, Юля!

Валов Андрей   31.01.2025 17:41   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →