Кто такой петиметр?
В литературе 18 века: молодой щёголь, франт, манеры которого смешно-претенциозны.
устар. молодой светский щеголь, франт, рабски подражающий всему французскому ; Вот она, немецкая слобода, где юные петиметры, молодые люди начинают распутствовать, думая, что они в Европе Ю. Н. Тынянов, «Пушкин», 1935-1943 г. (цитата из НКРЯ) ; Здесь было любимое место московских франтов ; петиметров, как называла их тогдашняя сатирическая литература Эдвард Радзинский, «Княжна Тараканова», 1999 г.
Не вы — театры, маскерады, Не дам московских лучший цвет, Не петиметры, не наряды — Кипящих дум его предмет. Полежаев, Сашка.
ПЕТИМЕ'ТР, а, м. [фр. petit-ma;tre — щеголь] (истор.). В русской литературе XVIII в. сатирический образ молодого француза-щеголя, франта, вертопраха, а также русского молодого дворянина, рабски копирующего этот французский образец в модах, манере поведения и т. д. Почитается он (французский принц) первым петиметром, и все молодые люди подражают его тону. Фонвизин. Петиметр... взирая на себя в большое стенное зеркало... всего вокруг себя осматривает, множество раз во все стороны повертывается, поднимает и опускает голову, коверкается, кривляется, ломается. Крылов. [Первонач. во Франции 17 века кличка участников «фронды», к-рые вели борьбу против кардинала Мазарини, носившего, между прочим, титул главного начальника — le grand ma;tre — артиллерии.]
Петиметр — (франц. petite maitre, букв. маленький господин) щеголь в России 18 в. Впервые зафиксировано в 1750 в комедии А. П. Сумарокова Чудовищи . Для дамы соотв. петиметерка (с 1760), однако употреблялось редко, чаще в качестве аналога использовалось…
Кто такие Петиметр и Кокетка?
Петиметр есть французское слово (малой господин, или господчик) значит тоже, что щелкопер и щеголь; что есть кокетка между женщинами, тоже почти самое есть петиметр между мущинами. 1765. Ф
Как понять кокетка?
КОКЕ;ТКА, -и, жен. Женщина (редко также о мужчине), стремящаяся заинтересовать собой, понравиться своим поведением, нарядом.
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНІЙ
ВСЕВОЛОДА СОЛОВЬЕВ КНИГА 41-я ПРИКЛЮЧЕНІЕ
На моду в западных странах в XVIII веке особое влияние оказывали модные тенденции, зарождавшиеся во Франции. Этот период принято называть «Галантным веком». Французское влияние во многом определяло не только нормы поведения в обществе, общения, культуру, но и манеру одеваться.
Гардероб в те времена отличался причудливостью и изяществом. Однако такая одежда была не особо практична и отражала в основном образ жизни высших слоев общества - дворянства. В предметах гардероба преобладали светлые и пастельные оттенки: в моду вошли розовый, голубой, желтые цвета. Костюмы украшали пышная вышивка золотом и каменьями, тонкое кружево и бриллиантовые пуговицы. Мужская и женская цветовая гамма практически не имели отличия. Иногда мужское одеяние по отделке и красоте даже превосходило женские наряды.
У петиметра день был расписан с утра до ночи. Модник спал до позднего утра, а после пробуждения выпивал чашечку шоколада или других кулинарных изысков. После этого происходило создание образа. При этом практически не было различия между женскими и мужскими образами. И те и другие много пудрились, румянились, делали высокие прически и подбирали модный туалет.
После того, как процесс одеяния завершался, петиметр шел в гости к другим модникам, чтобы обменяться сплетнями, светскими новостями и любовными виршами. Вечер был посвящен балам, ужинам, посещениям модных лавок или театров. Официальные приемы и званые обеды, балы проводились в строго отведенное для этого время: балы с 7 до 8 часов вечера, а ужины – с 10 вечера до 2 часов ночи.
Одетые по последней французской моде, по улицам Петербурга степенно прохаживались петиметры. Обязательным атрибутом городского модника был пышный галстук, а грудь была увешена невероятным количеством блестящих брелоков. Кавалеры всегда носили при себе трость, а в руках держали круглую шляпу, которую не надевали на голову из боязни испортить высокую прическу.
Свидетельство о публикации №125013006290