По конкурсу - Движение вверх

http://stihi.ru/2024/12/21/1489 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2025/01/29/7648 - Итоги конкурса

За 25 дней приема заявок на  конкурс было предложено 53 стихотворения, 31 из которых отобрали в свои шорт листы наши судьи. Тематические конкурсы, к которым относится "Движение вверх",  не требуют от авторов выполнения дополнительных учебных заданий, в этот раз нужно было всего лишь раскрыть тему, указанную в названии. Вот как я сформулировала Конкурсное задание:

Жанр стихов, как и их тема - свободные. Достаточно предложить стихотворение, содержание которого так или иначе будет раскрывать смысл фразы, записанной в названии конкурса. Движение вверх может быть раскрыто как в буквальном, так и в переносном смысле - интересны любые ваши сюжеты, размышления, лирические монологи или рассказы в стихах. Главное, что бы это была не торопливая разговорная речёвка, не рифмовка банальности, а осмысленная и содержательная поэзия русской речи.

Впервые за много месяцев я  не голосовала: наиболее понравившиеся стихотворения в этот раз отбирали только 7 независимых судей - на свой личный вкус и требования к технике исполнения. Привожу далее тексты стихов,  которые вошли в их шорт листы - пусть не все 31 (иначе статья стала бы слишком объемной!), но большую часть из этого списка.

*************************************************

1. БОЯЛАСЬ С ДЕТСТВА ВЫСОТЫ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ

Боялась с детства высоты
До дурноты, до слепоты,
До дрожи  несгибаемых коленей.
Поднять себя на горный пик,
Чтобы  увидеть хоть на миг
Внизу крупу рассыпанных селений,
Иль искупаться в облаках –
За взмахом взмах, за взмахом взмах
И за спиною крыльями рубаха, -
Но даже мысли о таком
Вбивали в горло вязкий ком.
Противоядья не было для страха.

С годами  он почти прошел,
Высотный амок, взлетный шок,
Но до сих пор приструниваю слово,
Когда, срываясь с поводка,
Ввысь устремляется строка,
А я лететь за нею не готова.
И сердце шепчет: «Не держи,
Ей крылья  страхом не вяжи,
Она смелей тебя, она свободна!
И, может, на излете дней
Ты наконец взойдешь по ней
На высоту, не видную сегодня».

Мне нравится, как автор выстроила сюжет - цельно и последовательно: от описания боязни физической высоты («...Но даже мысли о таком вбивали в горло вязкий ком, противоядья не было для страха...») до боязни подняться на высоту творческую («Когда, срываясь с поводка, ввысь устремляется строка, а я лететь за нею не готова»). Интересные и близкие мне мысли, небанальное построение строфы. Шестистрочник ааБссБ написан  чистым 4-х стопным ямбом, где все безударные стопы не разбросаны случайным образом, а включены в повторяющийся рисунок мелодии. Нравится богатый и точный авторский язык, как, например, здесь: «С годами он почти прошел, высотный амок, взлетный шок, но до сих пор приструниваю слово».


3. УЛЬЯНА. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ

И будет свет, и запах хвойный,
Придут ветра, откроют соты
И в день зимы, в последний, сотый,
Дай Бог, закончатся все войны.
Ещё немного, будут травы
Пытаться стать деревьев выше,
Летучие очнутся мыши,
В лесу проснётся сыч картавый.
Июнь вернётся мирный, первый,
Цветы в лугах огнём воскреснут
И пчёлам станет мало места
В своей обители фанерной.
Вперёд, туда где иглы- сосны,
Где на холсте застыл кузнечик.
Господь рисует бесконечность
И зреет клевер медоносный.

Когда вдруг пухом станут пули,
А звёзды упадут в колодцы,
Ульяна вылетит из улья
Навстречу Солнцу.

Стихи про потребность человека верить в чудеса и ждать их. Чудеса нужны нам, потому что мысли материализуются. Оригинальная подача сюжета: здесь персонаж не автор, а пчелка Ульяна, которая ждет возможности вылететь из улья. «Придут ветра, откроют соты и в день зимы, в последний, сотый...» читаем мы в зачине стихотворения, а  продолжение этой фразы находим в концовке: «Ульяна вылетит из улья навстречу Солнцу». В какой-то степени эти стихи - аллегория, поскольку в них два сюжета: внешний, видимый - про пчелу, а истинный и главный - про человека, ожидающего завершения войны: «Июнь вернётся мирный, первый, цветы в лугах огнём воскреснут, и пчёлам станет мало места в своей обители фанерной». Великолепная поэзия!


6. НАД АНТАРКТИДОЙ РУССКИЙ КРЕСТ. АЛЕКСАНДР САВОСТЬЯНОВ
 
Над Антарктидой  Южный Крест.
Полярная Звезда над Русью
Сияет, далеко окрест
Переполняя тихой грустью.

…В глухую даль – и вглубь, и вширь
За Ермаком,  как за Мессией,
Шли люди русские в  Сибирь
И умирали – за Россию.

Тевтонов прерван был поход
Такой ценой, что давит сердце…
За русский дух, что спас народ,
Чьи не напрасны были жертвы!

Над Антарктидой русский крест
Венчает новый купол храма.
И русский дух – взгляни окрест –
Двумя владеет полюсами!..

Патриотическая поэзия, написанная короткой строкой с четким ритмом 4-х стопного ямба с чередованием мужских и женских рифм. «…В глухую даль – и вглубь, и вширь за Ермаком,  как за Мессией, шли люди русские в  Сибирь и  умирали – за Россию» - пронзительные строки! А вот  слабые рифмы «сердце - жертвы» предпоследней строфы я бы поправила...


7. РОЖДЕНИЕ. ВЕЧНАЯ УЧЕНИЦА

Дрожащей твари
                стенать по нраву,
Но небо дарит
                иное право.
Потоком света
                прогрета заводь:
Нелетным летом –
                учиться плавать.

…Как меч из ножен! –
                вода живая
Снимает кожу,
                перерождая
Нас с потрохами…
                промыты раны,
И мы вдыхаем
                иную прану
И воды полним
                немым «спасибо»:
В соленых волнах -
                Господни рыбы.

…Гарпун на взводе,
                закинут невод –
Но мы уходим
                в глубины неба.

Философские стихи. Автор не столько сообщает свои мысли, сколько создает символы, передает содержание более сложным - мифологическим языком, содержащим в себе больше того, что услышано, и это интересно. «В соленых волнах - Господни рыбы», «…Гарпун на взводе, закинут невод», «Потоком света прогрета заводь: нелетным летом(!!!)учиться плавать». Мне здесь всё нравится - и точные, небанальные рифмы, и точное попадание в смысл авторского неологизма «нелетное лето», и то, что над каждым фрагментом хочется и интересно размышлять. Стихи о человеке, «дрожащей твари» - (удачная аллюзия на Достоевского!) и о том, для чего он здесь, на Земле...


8. ЛЮБОВЬ ЛИШЬ ВЕДАЕТ О ТОМ. ГЕННАДИЙ КРЫКСИН 

Дорога вверх вела нас долго,
дорога вниз стократ трудней...
Змеится в камешках тревога,
льнет холодок среди теней...

Пойдём же вновь тропой высокой,
и в счастье Бога посвятим!..
Любовь моя, мы здесь до срока,
а после срока – полетим…
 
Над той рекой, что даль далёко
живит без отдыха и снов.
Над той дубравой темноокой -
добрейшей няней всех ветров.

Над той ложбиною глубокой,
где глубь земную родники
связуют с радостью высокой,
светил купая огоньки…

Бежим, летим, пускай хромая,
пускай с одышкой, ничего!..
Над миром шумным пролетая,
мы не заденем никого…

Там ангелы, в лучах взлетая,
не оставляют вечный дом…
Мир Божий – без конца и края!..
Любовь лишь ведает о том…

Почти та же тема стихов - о пути человека, о его предназначении, но написано иначе. В качестве внешнего образа пути - метафоры, охватывающей весь сюжет, выбрана дорога, по которой поднимается человек. А какие интересные наблюдения делает автор на этом пути: «Дорога вверх вела нас долго, дорога вниз стократ трудней...», «Любовь моя, мы здесь до срока, а после срока – полетим…», «Над той ложбиною глубокой, где глубь земную родники связуют с радостью высокой». Очень нестандартно мыслит автор: нам привычнее считать, что спуск легче, чем подъем, мы ведь привыкли искать для себя «глубокие ложбинки», где мы в безопасности, а это стихотворение постоянно твердит нам о пути вверх, туда, где «ангелы, в лучах взлетая, не оставляют вечный дом…». Замечательные стихи, стихи со своим особым лицом.


14. УМНЫЙ В ГОРУ НЕ ПОЙДЁТ. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА

Гребни туч в океане растаяли,
Ровным строем ушли на закат...
В белоснежных мехах горностаевых
Горы смотрят на мир свысока.

Лезу вверх я по тропочке узенькой...
Дрогнет камень под слабой ногой -
И торжественно-скорбную музыку
В честь мою прогрохочет прибой.

Мне диагнозы верно поставлены,
Но, ей-богу, сейчас не до них!
Мне б в небесных мехах горностаевых
Оказаться хотя бы на миг!

Надышаться туманной прохладою
В тёмно-сказочных, влажных лесах!
Но скала нависает громадою,
И в коленках щекочется страх!

Рядом чайки парят - с пониманием:
Дома крылья забыл, дуралей?
Где ты, двадцать второе дыхание?!
Чтоб тебя, открывайся скорей!

... Я с вершины восторженным зрителем
Обнимаю весь мир, как родной.
Да, дурак! Это неудивительно...
Но - счастливый!
И даже - живой!

Замечательные стихи по качеству речи и рифм, стихи с самоиронией, которая красит любые стихи. Стихи,  выплескивающие на нас состояние радости и полета - именно то состояние, которое дарят нам горы, трудное восхождение на них. «Я с вершины восторженным зрителем обнимаю весь мир, как родной». Стихи про горы, но не только про них - про вечный полет души, про движение вверх, которое не бывает легким, но приносит радость. А какая шикарная концовка! Браво!


15. ЗА КРОМКОЙ НЕБА. ЛЕННА ЖУК

За кромкой неба тревоги нет,
и там, где след исчезает птичий,
идёт последняя перекличка
на поезд, мчащийся на тот свет.

В перине, взбитой из облаков,
младенчески безмятежно спится,
во сне приходят родные лица,
на опоздавшие пару слов
прощальных. Главное, не проснуться,
подушек ватных бела печаль…
Состав небесный почти отчалил,
пообещав через жизнь вернуться.

Свинцовы тучи в огнях заката,
залит багрянцем небесный свод,
не то рыдает, не то поёт,
низинный ветер, спеша куда-то,
где сединой серебрится высь,
дорогой в вечность из шпал и рельсов,
где сверху бабушка, словно в детстве,
грозит мне пальцем: не торопись…

Стихи не столько оптимистичны, сколько реалистичны и мудры, написаны они языком метафор. «За кромкой неба тревоги нет, и там, где след исчезает птичий, идёт последняя перекличка на поезд, мчащийся на тот свет...». Мысли интересные - о вечности нашего бытия, о необходимости это помнить, потому что «свинцовы тучи в огнях заката, залит багрянцем небесный свод..» и значит не нужно торопиться туда, «где сединой серебрится высь». Запоминающиеся стихи, интересные, хотя мелодия их звучания сложна - я не сразу уловила их ритмику. Но она интересна - стихи запоминаются и своей особой мелодией звучания.


17. ДУМЫ. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ

Майский луч затерялся меж сосен,
Тень упала в траву-мураву.
Брызжет неба холодная просинь,
Всё ещё неужели живу?

Вдаль  смотрю с деловым интересом,
За спиной не сжигаю мосты,
Неужели за девственным лесом
Облака неземной красоты?

Неужели с невзгодами спорю,
Сохраняя любви торжество,
С грузом прожитых лет по угору
Семеню, не пойму отчего

Лунный камень считаю находкой
В малахитовом славном краю,
А княгиню мою по походке
В светлый день за версту узнаю?

Угождаю смирением Богу,
Прочь гоню мимолётную грусть,
Ведь меня через сердце дорога
На всю жизнь привела в Златоуст.

В хрупком мире живу не напрасно,
Книгу жизни пишу неспроста,
Вдохновляясь на улице Красной,
Там, где дышат любовью уста.

Стихнет гроз настоящих стихия,
Станет первый прострел расцветать.
Перед сном почитаю стихи я,
Да впитаю в себя благодать.

Чтобы правде святой поклониться,
Оградить от нападок сердца,
Или чтоб над прозрачной криницей
Тяжкий крест пронести до конца?..

Душевная лирика, посвященная родному краю: «Ведь меня через сердце дорога на всю жизнь привела в Златоуст» (здесь, к сожалению, ритмическое ударение вынуждает ударно произносить предлог -«нА всю жИзнь» - поменять бы здесь порядок слов!). Стихи написаны хорошо, мне нравится в них некоторое удивление самим собой, которое сопровождает автора по всему стихотворению (« Всё ещё неужели живу?»,  «Неужели за девственным лесом облака неземной красоты», «Неужели с невзгодами спорю?») и  даже сомнение в причинах своего тяготения к малой родине («Чтобы правде святой поклониться, оградить от нападок сердца, или чтоб над прозрачной криницей тяжкий крест пронести до конца?»). Именно эта неуверенность рождает во мне симпатию  к этим стихам и к искренним авторским размышлениям, которые много шире темы обращения к любимому городу.
 
 
18. ЧТО ГРЯДУЩЕЕ ВРЕМЯ ПРЕДЪЯВИТ… ВИТА ОСЕННЯЯ 

Что грядущее время предъявит, сокрыто в тумане,
Предсказаниям верить – не стоит большого труда.
Жить сегодняшним днём и зализывать прошлые раны –
Непростая задача, когда на Земле холода.

Дуют ветры то с запада, то вдруг повеют с востока,
От ментальных качелей безумно штормит в голове.
На хвосте разношёрстные вести приносит сорока,
И давно не поёт в погрустневшей душе соловей.

Может, двери закрыть, занавесить гардинами окна,
Вместо лампы диодной зажечь восковую свечу,
Чтобы дом превратился в незыблемый маленький кокон,
Где нет места минорным словам: «не могу», «не хочу».

Окунувшись в закрытый мирок тишины и покоя,
Покопаться в душе, разобрав в ней накопленный хлам,
И в дрожащий свечной огонек отпустить всё плохое,
Чтобы выстроить на пепелище божественный храм.

Стихи, в которых автор задает вопросы, строит варианты, но не дает ответа, как же жить правильно. Нет пока такого ответа, потому что «жить сегодняшним днём и зализывать прошлые раны – непростая задача, когда на Земле холода», потому что «от ментальных качелей безумно штормит в голове», «на хвосте разношёрстные вести приносит сорока, и давно не поёт в погрустневшей душе соловей». Но судя по всему,  вариант «окунувшись в закрытый мирок тишины и покоя, покопаться в душе, разобрав в ней накопленный хлам» для автора хотя и необходимый этап, но не окончательный. По крайней мере я именно так ощутила настроение этих глубоких и прекрасно написанных стихов.


20. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. АЛЕКСАНДР КУЗНЕЧЕНКОВ

 ...Блуждая во мраке греха и порока
Шли, пятясь как раки, все дальше от Бога.
Из камня и глины решили однажды:
«Нам «сделает имя» Небесная башня!»
 
И острые сваи в земельное лоно
Толпою вбивали для стен Вавилона.
Ни сна, ни покоя - им зрелищ, да хлеба!
У нищих душою - гордыня до неба…
 
Росли капители, колонны и ниши
К единственной цели - всё выше и выше.
Уж звёзды в ладошке - казалось немного
По Лунной дорожке … и царствие Бога!
 
Победные крики едва зазвучали,
Как ангелов лики склонились в печали.
Когда, наконец, все поймут суть порока -
Чем выше дворец, тем он дальше от Бога!
 
И пала на плечи им тяжесть урока -
Смешавшая речи в мгновение ока.
Как малые дети, "катились" со склона
Строители эти с высот Вавилона.
 
Простые вопросы висят без ответа,
Разносят колёса скитальцев по свету.
Забывшие строки священных писаний
Смывают пороки своими слезами.
 
Теперь не найдете и камня на камне,
Следов на планете постройки той давней,
Лишь строки Завета хранят и поныне
Историю эту о нашей гордыне...

Осовремененный пересказ стихами известного библейского сюжета. Когда за такую тему берется мирской человек, это может получиться интересно и даже познавательно, но духовный сюжет вдруг становится всего лишь притчей, не несущей нужного духовного наполнения. Почему так происходит, я не знаю. И дело даже не в употреблении автором современного словосочетания «сделает имя» в библейской теме (хотя оно точно не подходит здесь по стилю!). Все в целом  написано очень хорошо, но обращено только к уму, а не к вере, не светоносно. Возможно, многие со мной не согласятся - стихи действительно хорошие, но я ведь пишу  свои личные ощущения от прочитанного... 


21. КРЫЛЬЯ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

Ветер бесился - гений злодейства,
Мы в полумраке кутались в плед
В старой избушке родом из детства,
Лютой погодой взятые в плен.

Ели спасали нашу колыбу,
Строй исполинов сдерживал вихрь.
Печка топилась. С запахом липы
В небо взлетали тысячи искр.

В чайнике медном, в сколотой чашке,
Не ожидаемое никем,
Перышком легким, тенью летящей
Счастье скользнуло вдруг по щеке,

Все показалось ясно и просто,
Стало слышнее пенье луны,
И триллионы крошечных блесток
Вторили звукам тем с вышины.

Где-то вверху медведи варили
Млечный глинтвейн в небесных ковшах.
С запахом липы легкие крылья
Нас поднимали, тихо шурша.

Интересное поэтически красивое решение темы «движения вверх» - через описание обстановки «в старой избушке родом из детства, лютой погодой взятые в плен». И в этой очень простой обстановке, где «печка топилась, с запахом липы в  небо взлетали тысячи искр» случилось неожиданное: «Счастье скользнуло вдруг по щеке, все показалось ясно и просто...», и  «с запахом липы легкие крылья нас поднимали, тихо шурша». И еще понравилась авторская метафора: «Где-то вверху медведи варили млечный глинтвейн в небесных ковшах».


23. ТАМ, ЗА ГОРОЙ ЖИТЕЙСКИХ ДЕЛ. МАРИНА ЛАНГОВАЯ 

(Даю текст не в авторской, а в метрической записи):

Там, за горой житейских дел и нАспех данных обещаний,
За валунами добровольно на плечи взваленных долгов,
За пеленой былых надежд лежит Страна Твоих Желаний,
Взаимных чувств, больших побед и самых сокровенных слов.

И неподвластно никому слепым упорством гору сдвинуть,
Её пытаться обойти  илИ по камню разобрать.
Сизифов труд - всю жизнь нести свой груз на горную вершину
И с каждым шагом понимать: растёт проклятая гора.

Там, впереди - Твоя Страна... Решайся! Покори вершину!
Приоритеты поменяй! Ненужный выброси балласт!
А чудеса дари тому, кто, коли упадёшь, поднимет,
Подставит верное плечо, не подведёт и не предаст.

Стихи хорошо звучат, но, на мой вкус, излишне декларативны: они призывают, учат, напоминают об очевидном. На меня гораздо больше производят впечатления стихи, где автор доверительно рассказывает о своем личном опыте и чувствах, об открытиях маленьких, но значимых для автора истин. И еще я не любитель лишних заглавных букв (Страна Твоих Желаний): мне кажется, что есть другие способы делать акцент на значимости чего-то. По технике исполнения тоже есть недочеты. Слово «вершину» в тексте дважды исполняет роль рифменного окончания строки - это не профессионально, к тому же, в последней строфе в паре «вершину - поднимет» - потеря рифмы. А в выражении «подставит верное плечо», слово «верное» избыточно по смыслу. Тем не менее, нескольким судьям эти стихи понравились.


26. ПИК. АЛЕКСАНДР ВОЛОГ   

Горе – ещё не беда, верьте!
Холмик - ещё не гора грусти...
А на вершине всегда – ветер.
А на вершине всегда – пусто.

Там, на вершине – совсем голо,
Даже напиться воды нету.
Но на вершине стоишь долго.
Как на ладони – края света.

Как на кресте – тишина муки.
Дрогнувший камень в обвал верит.
Ползают где-то внизу мухи,
Ибо особый закон меры.

Приподнимаются ввысь дали.
Карта завралась, нужна сверка.
Смотришь свою тропу – та ли? –
И самого же себя – сверху.

В зоне альпийских лугов – стадо.
Там обретаться вполне можно.
Но подниматься наверх – надо.
И опускаться назад – тоже.

И высоту заменить нечем.
Ветер судьбы принимай грудью...
А подниматься на пик – легче.
Вот опускаться назад – трудно.

Здесь, как мне показалось, автор всё свое внимание уделил рубленому звучанию полустрок - игрой мелодии в ущерб содержанию. Содержание стихов мною воспринимается трудно: до глубины афоризма, на мой взгляд, большинство фраз здесь не дотягивают. А некоторые строки и просто не до конца выстроены синтаксически, как например, предложение: «Смотришь свою тропу – та ли? – И самого же себя – сверху». Словом, я не поняла, чем так зацепили судей эти стихи.


28. МУХА НА СТЕКЛЕ. НИКИТА КАРДАШЁВ   

Чем дольше я живу, тем больше беспокойство,
И ясный зимний день темнее и страшней.
Сомнения грызут и нервное расстройство,
Как будто за спиной крадётся лиходей.

Я – муха на стекле, ползущая всё выше,
Забывшая себя, но знающая цель.
И ветер ледяной мне крылышки колышет,
А за окном ревет тоскливая метель.

Погода – пустяки, но примерзают ноги.
Узор морозных игл острей осиных жал.
У лета я в долгу и подвожу итоги.
Пред вечностью зимы я немощен и мал.

Печальный силуэт утраченной надежды,
Как тягостная тень, ложится на стекло.
Я позабуду дом и всё, что было прежде.
Мороза медяки мои смыкают вежды.
И лёгкие следы позёмкой замело.

Интересное построение сюжета. Автор, конечно же, не о мухе нам рассказывает, а о своем настроении, своих чувствах, но при этом использует прием, обратный олицетворению - повествует о себе, как о мухе, ползущей вверх: «Я – муха на стекле, ползущая всё выше, забывшая себя, но знающая цель». Какой интересный образ, философская метафора осмысления своего пути! И в стихах много других столь же глубоких и интересных образов: «У лета я в долгу и подвожу итоги. Пред вечностью зимы я немощен и мал». «Печальный силуэт утраченной надежды, как тягостная тень, ложится на стекло». Не знаю, как вам, а мне стихи понравились...


30. В ХРАМЕ... ЛИНА ИВАНОВНА

Я Господа благодарила
За мальчика в белой рубашке,
За девочку в белом платочке,
С глазёнками нараспашку.
За свет, что не гаснет в окошке,
За милость старинных иконок,
За тех, кОго нЕ разлюбила
Рассудком  немым и  холодным.

А звуки органа взлетали
Под своды  и падали в ниши,
Где свечи, как звёзды сияли…
Я знала, что ОН меня слышит...

Лаконичность стихов - не означает их мелкотемье! Религиозную лирику вообще писать сложно: либо ты начинаешь перепевать чужие - канонические - фразы из молитвослова, либо пишешь то, что сама еще толком не понимаешь в силу незнания богословия. Здесь автор умудрилась поэтично и своими словами рассказать самую суть своей веры. За что персонаж так бесхитростно и честно благодарит Бога? За то, что она искренне считает для себя главным и значимым: «За мальчика в белой рубашке, за девочку в белом платочке», «За тех, кого не разлюбила рассудком  немым и холодным» (в этой строке, к сожалению, ритмическое ударение немного не дружит с фонетическим...).  И именно потому, что благодарность - искренняя,  персонаж точно знает, что «ОН меня слышит».


31. СОСНА. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ 

Она тянулась к облакам –
 Была высоконькой и тонкой.
 Из платья выросшей девчонкой
 Казалась кедрам-старикам.
 Она мечтала мир узнать,
 Подняться в небо вместе с птицей.
 И над упрямой ученицей
 Смеялась лиственная знать.
 И хохотал над ней орёл.
 Слеза текла янтарной смолкой.
 Острее делались  иголки,
 И укреплялся нежный ствол.
 Достигла. Небеса чисты!
 Сосна поёт – щебечут птицы.
 И голова её кружится
 От сумасшедшей высоты.
 Но манят ветры дальних стран.
 Мечтой оправданы утраты:
 И – мачтой лёгкого фрегата,
 Взлетев, познала Океан.

По жанру - стихи аллегория. Они рассказывают историю маленькой сосенки, которая «тянулась к облакам» и «мечтала мир узнать, подняться в небо вместе с птицей». Над ее мечтами посмеивались старые деревья: «над упрямой ученицей смеялась лиственная знать. И хохотал над ней орёл...». В итоге мечты героини стихов сбылись: вот уже «голова её кружится от сумасшедшей высоты», но еще и «манят ветры дальних стран» и, наконец, все желаемое уже достигнуто: сосна «мачтой лёгкого фрегата, взлетев, познала Океан». Вам не кажется, что эти стихи не только о сосне, но и о человеке? Что в них заключен второй - скрытый и главный сюжет на тему, всегда ли правильны наши устремления к высоте и к расширению пространства? Впрочем, я не уверена в правильности своего понимания этих стихов. Возможно, здесь задуман только один сюжет, и, с точки зрения автора, для сосны превращение в  мертвую мачту парусника - это и есть высшее воплощение ее заветной мечты.


34. ПОЕХАЛИ! МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС 

Помню этот день. Подобно буре
Всколыхнула новость весь народ:
Первый человек, Гагарин Юрий,
Совершил космический полёт!

Он сказал «Поехали!» под сводом
Тесного отсека корабля
ТАК, что это слово и сегодня
Повторяет эхом вся Земля.

Он сказал «Поехали!» - и звёзды
Расступились, пропустив вперёд
Первого бесстрашного из грозди
Тех, кто вслед за ним потом пойдет.

И навеки этот скромный парень,
Что потряс улыбкой целый свет -
Парень по фамилии Гагарин
На орбите свой оставил след.

Классика советской поэзии - яркая тема, которая теплом отзывается в душе каждого читателя, четкость фраз, правильное построение предложений, простые, но везде точные рифмы. Кажется, ну что тут особо выдающегося - ожидаемый сюжет, правильные слова, но стихи нравятся. «Он сказал «Поехали!» - и звёзды расступились, пропустив вперёд первого бесстрашного из грозди тех, кто вслед за ним потом пойдет».


38. СТАРУХА ПОД НЕБЕСАМИ. ДАРЬЯ УЛЬЯНЧЕНКО

Автор этих стихов, очень симпатичных, кстати! - закрыла свою страницу. Вот так, очень  просто: подала заявку на конкурс и закрылась от нас. Не интересен ей результат, не мил стал и поэтический сайт, переставший быть нужным. Я тоже не буду делать здесь разбор ее стихов, отобранных сразу несколькими судьями. Зачем навязывать себя тем, кому ты уже не нужен?

40. ПУСТЬ КАЖЕТСЯ, ЧТО ПЛЯШУТ ЧЕРТИ, НО. СВЕТЛАНА ЭММ

      С "посконной" сутью да в суконный ряд...
      На что надеялась? На чудо что ли?
      Обиды бриллиантами горят.
      Не о такой мечтала доле.
 
      Вот кошка не желает быть орлом,
      А я - желаю, странное творенье.
      Ох, эти позы жизни – на излом!
      Сочится в трещины души прозренье

      И зажигает свет в глазах чудной,
      Похожий очень на огонь лучины.
      Пусть кажется, что пляшут черти, но
      Не верьте, то любовь заходит чинно

      В судьбу нескладную, явив царицы стать
      И грань убрав в понятьях "выше", "ниже".
      Я вдруг осознаю - счастливой стать
      Возможно и внизу - в "посконной" нише.

Интересные философские стихи - стихи про осознание своей жизни, с пристальным рассмотрением самого себя - не слишком часто я встречаю подобные стихи у своих современников! Очень понравилось уместное и удачное использование фразеологизмов: «С посконной сутью да в суконный ряд...». А еще - афористичность отдельных строк: «Вот кошка не желает быть орлом, а я - желаю, странное творенье». И еще нравится вывод стихотворения: когда «в судьбу нескладную» приходит любовь «явив царицы стать», то грань понятий «выше-ниже» исчезает, персонаж стихов осознает, что «счастливой стать возможно и внизу - в посконной нише». Умные стихи! Запоминающиеся!


42. ЛЕТИ, ЛЕПЕСТОК. СОФЬЯ БОРДАКОВА

Нарисую цветок в ослепительно радужной гамме,
Загадаю мечту, в акварель лепестки окуну.   
Из букета желаний своих соберу оригами
И, пьянея от чувства, в ромашковом поле усну...

Пусть пушится камыш, и гуляет над озером ветер,
Золотится пшеница, роняя колосья в траву.
Я сжимаю в руке мой волшебный цветок - семицветик,
А другою рукой обнимаю небес синеву.

Ты лети, лепесток, по сиреневым улочкам детства,
Заплетай мне косички, плети из ромашек венки.
Да позволь задержаться немного у двери подъезда
Озорному мальчишке с глазами бездонной реки.

Пронесись по годам, да сыграй разноцветную гамму
Из заветных желаний, да чашу испей всю сполна.   
...Только пусть оживёт на солёных губах слово "мама"...
И с далёкой планеты на землю вернётся она.

Простой, понятый,  близкий многим и потому волнующий душу сюжет. Образ цветика-семицветика я часто встречаю в поэзии, вот и здесь он напоминает нам все то самое главное, в чем нуждается душа человека: «Пронесись по годам, да сыграй разноцветную гамму из заветных желаний, да чашу испей всю сполна.  ...Только пусть оживёт на солёных губах слово "мама"... И с далёкой планеты на землю вернётся она». Хорошие стихи, добрые и искренние.


44. КРАСНЫЕ КОНИ. УЛЬЯНА ПОЛИКАРПОВА 

У годов быстротечных на склоне
всё мне чудится - видела я:
бьют копытами красные кони
по стерне золотого жнивья.

Первый лист пожелтевший на ветке,
и длиннее узоры теней.
Босоногий запутался ветер
в гривах огненных красных коней.

Солнце к западу голову клонит,
красит алым залысины гор.
Мчат по полю крылатые кони,
в августо;вский взлетая простор.

Заклубились туманы в низинах.
Кони выпростались в окоём.
Скачет вслед, оседлавши лозину,
рыжекосое детство моё.

Возможно, связь этого стихотворения с темой конкурса не слишком очевидна, стихи скорее о быстро бегущем времени жизни, чем о движении вверх, но они мне очень понравились. Замечательный образ - огненно красные бегущие кони, в гривах которых «босоногий запутался ветер», как аллегорическое изображение нашей жизненной энергии: «Мчат по полю крылатые кони, в августОвский взлетая простор». Время жизни стремительно несется к финалу, а вместе с ним, «скачет вслед, оседлавши лозину, рыжекосое детство». Какой прекрасный здесь язык поэзии - яркий и выразительный!


45. ПОДНЯЛАСЬ НАД СУЕТОЙ МИРСКОЙ. ГАЛА ГАЛКА

Почти слилась со стайкой голубей
Фигурки хрупкой голова седая.
Забота, вижу, не в обузу ей,
Вновь кормит птиц, на немощь невзирая.

И кто она? Безмолвна, словно тень,
Верней, прозрачный человек без тени.
Мозолит руки масксетями день,
В молитве ночью не щадит колени.

Завыть бы ей, но боль от слёз сильней,
Душа ещё кровит, а в слёзах соль же…
Стремится одарить добром людей,
Тревожат думы о высоком больше.

Недолог был сыночка путь земной,
Со смертью рухнул мир, как дом бумажный.
Пересмотрелись ценности с войной,
И стало в жизни многое неважным.

К чему вражда с наживой пополам?
Господь примером убедил на птицах.
Их не пленит материальный хлам,
Заботы не томят, чем прокормиться.

Смотрю на стайку сизарей в окно,
И птицей видится она порою,
Летит над суетой мирской давно
И с каждым днём всё выше над землёю.

Поймала себя на мысли, что у судей и у читателей разный подход к стихам. Я, как читатель, часто и охотно «клюю» на содержание стихов: если стихи о важном, значимом, о том, что отзывается в моей душе пониманием, согласием и принятием, то  они мне нравятся, на них хочется отозваться. А когда я нахожусь в роли судьи, то приходится себя стреножить: пусть тема достойная, да язык плох: построение отдельных фраз, разговорное упрощение речи... И я понуждаю себя не отбирать стихи в шорт лист. Вот так же произошло и с этими стихами - судьи оценили только их сюжет, простив огрехи речи. Сюжет достойный: о женщине, потерявшей на войне сына: «Недолог был сыночка путь земной, со смертью рухнул мир, как дом бумажный». Персонаж стихов, наблюдая за этой женщиной, думает о птицах, которых она подкармливает - у читателя сразу возникает аллюзия на евангельский сюжет о птицах небесных, которых «заботы не томят, чем прокормиться». Сюжет отличный, а вот множество предложений стихов собраны поспешно - на уровне разговорной обрывистой речи: «Мозолит руки масксетями ДЕНЬ, в молитве ночью не щадит колени» (требуется - ДНЕМ). Или: «Стремится одарить добром людей, тревожат думы о высоком больше» (обрыв и незаконченность второй части сложного предложения». «Пересмотрелись ценности с войной» (смысл понятен, а вот построение  фразы - так себе...). Мне кажется, что те два члена жюри, которые выставили эти стихи в разряд лучших, чем  и вывели в лауреаты, просто отвлеклись и забыли, что, читая пакет, они выступают в роли судьи, а не в роли рядового читателя...


48. ЛФК. ИГОРЬ СЫЧЕВ 3 

В лечебной гимнастике нет состязаний –
Очков или баллов, но только – пока.
Немало для тела познал истязаний
В лечебнице нашей, где есть ЛФК.
 
Туда и явился, под гнетом контузий:
Не слабый тогда был в горах камнепад.
С тех пор научился я жить без иллюзий:
Наутро проснулся? – И этому рад!

В палате нас двое. Напротив – Серёга.
Он снайпером был, и ему повезло.
На «точке» его «зацепило» немного:
Сквозные две раны… Знать, выжил назло.

Так мне ли стонать с причитанием: «Больно!»?
Когда рядом тот, чья судьба пострашней?..
Снотворное вколют – и станет «прикольно»:
На все передряги смотри веселей!

…Инструктор Наташа – само совершенство
Вне рамок работы в своём ЛФК.
Но пара заданий – не символ блаженства:
Сгибание ног только с болью пока...

«Сегодня освоим мы 10 попыток,
Придётся, конечно, Вам боль потерпеть.»
(возможно, так было и в комнате пыток,
у предков желавших быстрей умереть?).

И я понемногу конечность сгибаю
(губу закусил, значит, слёзы – не в счёт!).
Пусть гнётся нога. Я попытки считаю:
Всего две осталось! И боль – отойдёт!

…Я эту задачу не сразу осилил,
Как будто Сизиф в гору груз затащил.
Но сколько бы пота при этом ни вылил,
Я двигался вверх, и при этом – не ныл!

Стихи, которые вызвали симпатию сразу у четырех судей. Легкий слог, чистая мелодия, живой сюжет. Поэзия? Не знаю: это несколько другой ее жанр - бытовой, народный, для прикладного употребления. Безусловно, людям нужный. Безусловно, нормально выполненный. И хотя в нашем конкурсе и не ограничивались жанры исполнения  - годились любые, но мне показалось, что эти стихи по стилю речи на фоне остальных принятых произведений не совсем подходят для раскрытия темы «Движение вверх» языком поэзии. Они больше бы подошли для других - специальных конкурсов. Но это только мое частное ощущение, которое не стоит принимать всерьез.   


50. ВЗМЫТЬ. РУСЛАН ЦВИТКИС 

Вижу, но не верю сам себе я:
Улыбнулись хмурые дворы;
А над ними, чуточку робея,
Стайкою — воздушные шары!

Нет, нельзя остаться равнодушным:
Хочется подпрыгнуть — и в полёт!
Вижу, как по шарикам воздушным
Радужные блики Солнце льёт.

И откуда этакое диво?
Это — сон? А, может быть — мечта?
Нет, моё видение — правдиво:
Шарики, рассвет и высота.

Нет в помине робости начальной:
Шарики уверены в себе...
Был я одинокий и печальный,
А теперь — заря в моей судьбе.

Или ты на небо смотришь, или
Голос твой я слышу с высоты.
Это — мысли шариками взмыли.
Их увидев, улыбнёшься ты.

Очень милое стихотворение, рождающее позитивные эмоции от лицезрения воздушных шариков, взмывающих в небо: «...нельзя остаться равнодушным: хочется подпрыгнуть — и в полёт!», «Был я одинокий и печальный, а теперь — заря в моей судьбе...». Вот и вся суть содержания этих стихов - симпатичной лирической зарисовки.

*************************************
На этом все. Мне кажется, конкурс прошел удачно: он не напряг авторов трудным заданием и за короткий срок набрал много желающих в нем поучаствовать. Значит, время от времени есть смысл давать вам простые темы для конкурсов - просто чтобы немного расслабиться и получить удовольствие!

С теплом, ваша Алкора. 30.01.25.

_


Рецензии
Спасибо, Алкора, что тратите своё время и себя на эту непростую деятельность. Искренне. С уважением.

Алексей Априн   02.02.2025 22:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей! Приходите. Участвуйте!

Творческая Мастерская Алкоры   03.02.2025 05:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.