Пьеса Дети войны

Пьеса "Дети войны "

пьеса повещена детям времен второй мировой Великой отечественной войны 1941-1945 г.

в пьесе используются отрывки из дневников детей тех времен - прим. автора


Действующие лица:

Современные люди:

Петя - ученик 4 -5 класса
Бабушка - пожилая женщина лет 70

Дети и люди войны:

тетя Роза: женщина лет 35
дядя Витя - мужчина лет 40
мальчик  Вася -   лет 6
девочка Маша -  лет 5

девочка Валя - лет 10
девушка Лена: - лет 16
сестра Света - лет 14


мальчик Коля - 14 лет
мальчик Саша - 6 лет

девочка Оля - 12 лет
мальчик Вова - 12 лет

 
                Действие первое. год 2025

Сцена 1

 Город. Весенний день.Сквер, на котором стоит лавочка. Слышны вдалеке голоса людей, пение птиц, шум машин.
(если есть экран, то на нем можно поставить фото современного города.) прим. автора
 
Выходит бабушка, присаживается на лавочку. Надевает очки, достает из сумки книгу, читает.

Выходит Петя. ( Одежда современная, на плечах школьный рюкзак, в руках планшет. Он играет в компьютерную игру. Слышны звуки игры)

Петя ( смотрит в игру, увлеченно):  Нее..  думаешь ты меня сильнее монстяра? Думаешь, что ты меня победишь? Ты, типа, такой крутой? Не выйдет. Сейчас я тебя загашу. Только амуницию поменяю. Так.., вот так.. удар, еще удар. Ага, испугался.. еще немножко.. прокачаюсь на тебе, и оружие твое заберу. так.. вот. еще.. Ура! ( радуется) Победил. На новый уровень вышел. Кто молодец? Я, молодец!
 продолжим. Кто там дальше?


Звонок на его планшет.
Петя недовольно перестает играть.

 Петя : (сам с собою ). Кто там звонит? ( недовольно)Блин, сеструха Настя опять звонит. (отвечает на звонок): Настя, че, звонишь? На улице я, гуляю.
Да сделал я уроки. Настя, отстань.(недовольный)Что нам задавали? По алгебре - уравнения, по русскому - песать упражнение, по истории – войну проходим..как ее..…Великую Отечественную…
Настя!.. Вот игра у меня – мировая! А ты пристала со своей войной! Знаю я всё про неё: началась в сорок первом, закончилась в сорок пятом…. Погибло 20 миллионов. Всё!
Выключает телефон.
Петя (сам с собою)  Ну как можно запомнить какие-то сухие цифры и факты… Ну неинтересно мне…про эту войну Великую Отечественную. Мировую.
Включает опять свою игру на телефоне.
Ну вот что она пристала? (передразнивает Настю, говорит ее голосом) Погибло 20 миллионов. Надо чтить память.
Да у меня, в моей игре  сейчас, здесь погибает больше!

Слышен  звук компьютерной игры .
Бабушка все это слушает,   и обращается к Пете.
Бабушка: Интересные у вас с сестрой разговоры. Хочешь, я помогу тебе историю выучить?
Петя отрывается от игры и  недоуменно смотрит на нее.
Петя.  Что такое ты рассказать можешь? И как помочь можешь? Ты педагог по истории?
Бабушка. (улыбаясь). Отчасти. Про Великую мировую войну могу рассказать.
Петя (иронично).Ну, давай расскажи. Это легче, чем тексты из учебника и зубрить.
Бабушка. Хорошо.но, для того, чтобы вам было понятнее, мы переместимся в другое время.Ты, готов?
Петя.  (с интересом) Готов.

Бабушка встает с лавочки ,хлопает в ладоши.

Звучит шум ветра, мигает свет, и выключается. Наступает полная темнота.
  Петя: Что это? Что такое?

                Второе действие. Год 1941.

Сцена 1

Свет включается. На сцене -лавочка, шум города, птички, звук машин, только звук гудков машин времен 1941 г. Из громкоговорителя уличного звучит песня " Пароход" или " У самовара я и моя Маша"в исполнении Л. Утесова.
 На заднем фоне сцены играют дети.Кто в классики прыгает, кто то на скакалке.  Только одеты они не по современному, одежда времен 1941 г.

(на экране или может быть на транспоранте, который на заднем фоне проносят пионеры с барабаном в пилотках и галстуках , написано 1941 год.)  прим.автора

Петя стоят вместе с бабушкой у лавочки в недоумении. Озираются.

 (все последующий диалоги Пети и бабушки происходит в стоп - кадре и в полной тишине. Все дети находящиеся на сцене. замирают на месте, звуки выключаются.)прим. автора
 
Петя (обращается к бабушке). Это ты нас куда переместила, бабуля?
Бабушка. Это детство моей мамы. Вон та девочка, которая на скакалочке прыгает, это она.
Петя смотрит на девочку, потом на бабушку.
Петя: ( с подозрением) Ты хочешь сказать, что мы сейчас в прошлом 20 ом веке?
Бабушка: Да.
Петя: (изумленно) Это нереально.
Бабушка.( улыбаясь) Это только начало . Присядь на лавочку. Посмотри, что дальше будет.
Петя осторожно присаживается на лавочку.

Сцена 2

 Звуки города возобновляются. дети играют. веселятся. галдят.

Громкоговоритель начинает шипеть, слышится голос Левитана, все дети и так же несколько взрослых подходят к радио. слушают.

( громкоговоритель лучше установить сбоку на краю сцены) прим. автора.

 Звучит объявление о начале войны
Люди переглядываются.
  тетя Роза:( переспрашивает) Я. не услышала, что он сказал?
дядя Витя: Война началась, Розочка. война.
 Мальчик  Вася: (не понимая,  радуется, весело кричит и убегает за кулисы): Война, война. началась!
 Тетя Роза: (в шоке)Что ж теперь будет то?
 Маша (обращается к тете Розе и дяде Вите ) папа, мама,а что такое война?
 Тетя Роза обнимают Машу, плачет, и вместе с дядей Витей уводят ее за кулисы.

Сцена 3
 Звучит минус песни "Как родная меня мать провожала" в исполнении оркестра им. Пятницкого
(на экране, если он есть, можно пустить видео - заставку , проводов бойцов на фронт)прим. автора.
Из за кулис на авнсцену выбегают дети и взрослые с цветами, и провожают взглядом невидимых  солдат. Женщины,машут платочками, плачут.
РВ Валя кричит:"Папа, папочка. Я тебя люблю Я, буду письма писать. Возвращайся с Победой!"
девушка Лена: "Алеша, Алеша, я, дождусь тебя.!"
РВ Вася с деревянным автоматом, тоже хочет идти на фронт,  рвется вперед,  но старшая сестра Света его удерживает.
Вася : Я, тоже хочу на фронт.
Света: Куда тебе, ты еще маленький.
Вася: А что будет если мы не победим?
Света"Такого не может быть, прекрати об этом думать! Будет победа!".

Сцена 4.
Взрослые и дети идут в сторону кулис,из громкоговорителям раздается
звук воздушной тревоги.
Все хаотично начинают бегать по сцене.
Кто то  падает на пол, закрывают голову руками. Кто то бежит за кулисы.
Петя кричит:(обращаясь к бабушке) "Что это такое?"
Бабушка:"Это воздушная тревога! Самолеты бомбы будут сбрасывать!"
Звуки разрывающихся бомб.
Петя прячется от этих звуков за лавочку,на пол.
 Становится тихо.

Действие 3. 1942 г.

Сцена 1
Встает первым мальчик Коля.(обращается к лежащим на полу детям: Есть, кто живой?
Дети откликаются) Вставайте,На работу пора.на завод. Кто за нас поможет родителям и Красной Армии?
Дети поднимаются, отряхиваюи песок с одежды. И идут за Колей в одну кулису, а из другой кулисы на заднем плане проходят дети с тяжелыми, огромными, мешками на плечах, на каждом из которых написана цифра 1, 9, 4, 2 . Дети доходя до середины задника сцены останавливаются, ставят мешки на пол цифрами на зрителя, и зритель видит надпись - 1942.

Сцена 2
Выходит мальчик из тех детей, что с мешками  и говорит текст: (этот текст из дневников детей войны) :
 Саша. Меня зовут Саша. Мне шесть лет и я тружусь  наравне со взрослыми. Я работаю водовозом. Запрягаю лошадь, наливаю воды в фляги и отвожу её работникам в поле. Все бы ничего, только лошадь моя Звезочка по началу никак не хотела меня слушаться.  Она фыркала, упиралась, норовила ударить копытом, но потом понемногу привыкла.
( можно здесь вставить пантомиму, как Саша лошадь тянет , а она упирается). прим. автора

Саша: Теперь все хорошо. Мы с ней подружились. Я еще чуток подрасту и тогда мне будет еще быстрее флягу на телегу ставить.
Саша: А вечером мы с друзьями идем  в лес заготавливать березовые веники, собирать сосновые шишки по разнарядке, выданной в колхозе.
Собирать шишки легче. Ладно, пошел я. Мне еще 6 километров идти. Да и друзья заждались.
Саша  возвращается к мешкам, берет мешок с шишками и несет за кулисы.


Сцена 3

Петя (обращается к бабушке) Ему лет всего 6. Как он лошадью то управлял? Откуда у него силы то такие? А фляги?? Они же больше его по размеру. Еще с водой!! Сколько литров воды в одной фляге?
Бабушка: 40 литров.
Петя: Это же (считает на планшете) это же 65 кг. Каждая фляга. А мешки!! С шишками!! 6 км нести!! Это нереально. Этот пацан круче получается любого амрейслера современности!
Вот это да!
Бабушка: Да. Такое было это время. отцы, старшие братья, все ушли на фронт. а в городах, деревнях остались или старики , женщины и дети.
 И дети взяли на себя непосильную для них ношу - работать наравне со взрослыми. Но, это еще не все. Дети в те военные годы, еще и в школу ходили. учились. да ты сам посмотри.

Действие 4 - 1943 г.

Сцена 1.

Звук снежной вьюги.
На сцене буржуйка. На ней надпись 1943
За кулисами голоса.
Входят дети , ученики, 12 лет. Они все с книгами. Они голодные, усталые, одеты, кто во что. Рассаживаются около буржуйки.
Ребята около буржуйки сидят, ждут учителя.
Выходит на авансцену девочка.
девочка Оля:  Мы. каждый день ходим в школу. Но, вместо тетрадей мы  используем книги. Делаем задания по русскому, литературе и математике прямо между строчками произведений, потому что тетрадей просто-напросто не хватало.
 мальчик Вова: Оля, дай списать домашнее задание.
Оля: Вова, а сам чего не сделал?   
Вова: С работы пришел и уснул. Очень устал.
Оля: Хорошо.
Присаживаются на авансцену. Вова  достает чернила и перо от ручки. которое привязано к простому карандашу. Макает перо в чернила. Пробует писать, перо не пишет.
Вова: Чернила немного погреть надо, они замерзли.
встает, идет к буржуйке.               
Оля: Мама мне говорила, чтобы я училась только на "пятерки" — ради победы. Мы вообще боялись получать "двойки" — это казалось таким же страшным проступком, как предательство Родины.
Вова: Мне ничего не жалели для фронта. Для Победы!
голоса других детей:И мне.
Оля: А давайте мы построим танк Пионер".
Вова: Здорово было бы! Но,как мы сможем сами его построим? Чтобы на заводе танк построить это нужно  250 тыс.рублей.
Оля:: А мы, учащиеся школы № 102 Кировского района города Горького обратимся ко всем школьникам Горьковской области с призывом взять на себя  обязательства активнее включаться в сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, и все заработанные деньги перечислим на завод  на счет танка «Пионер».
Оля: Сегодня, после уроков напишем обращение.
Все одобрительно кивают.
Вова: Хорошо ты Оля. придумала.

Сцена 2

Входит учитель. В шапке , в рваных ботинках. Ученики здороваются с ним.
Учитель.(слабым голосом)Здравствуйте.Начнем писать диктант. Берите чернила , открывайте книги, пишем.
Все дети начинают писать.
Учитель: Иванов,подойди, возьми  учебник, читай со страницы 17.
Никто не подходит.
Катя: Семен Львович, а Иванов не пришел. Он умер вчера. От голода.

На заднем плане везут санки два человека. На санках лежит замотанное одеялом тряпками тело Иванова.
Все дети , которые находятся в школе провожают его взглядом, и снимают шапки.
стоп - кадр.

сцена 3


Прошло несколько месяцев, и 250 тыс. рублей были собраны. На Горьковском заводе на них был построен танк, который 18 января 1942 года в парке Кировского района города был передан танкистам.
Сцена 3. Год 1943.
Истошный крик. Выбегает женщина
Карточки!!! Карточки!!!
Все к ней.  Спрашивают: Что произошло?
Женщина : Наши хлебные карточки, украли!!!
Кто то протягивает ей свою карточку. Кто то свой кусочек хлеба.
Она не верит. Благодарит. Ее уводят .
 На заднем фоне очередь из детей. Стоят за хлебом. Надпись 1943 г.

Девочка выходит:
 Это тетя Шура Фролова, она живет через комнату от нас, у нее утром вытащили все продовольственные карточки, а у ней 3 или 4 детей, бабушка, муж и сама. Один грудной, и теперь остались все и безо всего, не выкуплено было за 2 декады. Они и без того уже были опухшие все и теперь вообще не знают, что будут делать. Карточки – сейчас все. Хотя на них ничего не достать, ибо в магазинах ничего нет. Но все-таки хоть 125 г хлеба
(злесь надо показать этот кусок хлеба)
 да и то каждый день. Ночью спится плохо, то и дело просыпаешься и ждешь утра, хоть выкупить хлеб, да закусить скорей.

ДВ Лера Игошева : ...В уме часто составляю длинные послания и сочинения. Вот как я начала бы одно из них: «В мире есть царь. Этот царь беспощаден, Голод — название ему».
...Вторую кошку мы съели уже безо всякого отвращения, довольные, что едим питательное. Затем наступили особенно голодные дни. В магазинах ничего нет, дома тоже почти ничего нет. Кошек, видимо, ели далеко не одни мы. Сейчас на улице не встретишь ни одной, даже самой паршивой и тощей...

ДВ Володя Чевелихин . ... Живу сейчас плохо. Разве я думал 3-4 года назад, что буду есть в день 500 г. хлеба. Делаю так: возьму грамм 300 хлеба, мякиш в шарики с солью и в так называемый «суп» — воду и капусту, а корки с «чаем» — кипятком. Это не жизнь.

ДВ Ирина Георгиевна Булина, автор книги «Блокадная зима моего детства»:
Помню, как безумно хотелось сладкого. Однажды я нашла фантик от довоенной конфеты «Чио-чио-сан» и сосала эту обёртку два дня. Потом как карамельку сосала янтарные бусины из бабушкиного украшения.
К ней подзодит мальчик
Мальчик: Давай поиграем , вспомним, какие вкусности ели до войны.
Девочка: давай 
Играют.
Выходит из очереди ьаьушка , крмчит на них: прекратите жту дурацкую игру. Лучше пойте , хоть чем то рот займете и от еды отвлечетесь!  Вот в госпиталь идите  раненным помогать. Ходить и петь и плясать, и стихи читать и книги, чтобы они скорее выздоравливали .

Сцена 4. 1944
На сцену выходят, кто на коствляз, кто пешком, раненные бойцы. В бинтах.
Читают газету. Бойцам , которые не могут читать. У них глаза забинтованы.
ДВ Рита : газета "Правла " .1944 г.  От Советского информбюро.  Оперативная сводка за 23 сентября.
"Войска Ленингралского фронта, развивая наступлкния  23 октяьря  овлалели важным поптом в Ридком звлмве - портом ПЯРНОВ (ПЕРНОВ), и крупным узлом госсейных дорог , в южной чксти Эстонии - городом и железнодорожной станцией ВИЛЯНЬДИ, а так де щанялм более 700 других  населеных пунктов
Войска 3-го прибалтийс4ого фронта , продрлжа насиупления , овлалкли городом ВАЛМИЕРА, а так де щанялм более 80 других населенных пунктов
За 22 сентяьря нши войска на всех фрониах подбили и уничтожилм 57 немецких танков . В возлушных боях огнем щенитной алтилерии сбито 39 самолетов противнмка
А  дети, которые решили развлекать раненных, дают предсиавление

Частушки
1
Ты сыграй моя гармошка
Да на полный разворот
Как советские гвардейцы
 Взяли фрицев в оьрот

2.
Скоро, скоро снег растает
С гор покатится вода
Крепко бьются наши братья ,.
занимают города.

3.
 У реки растет ьереза ,
Зеленеют завитки
У фашичтов зубы долги,
Только лапы коротки

4.
Из крлодцы врда льется,
Настоящий леденец!
Красна армия лерется,
Скоро Гитлеру конец!

5.
Эх, подруженька, подрудка,
Давай елочки садмть.
Чтоб отвадным партищанвм
Легче фрицев ьыло бмть.

6.
От Москвы и до Берлина
Дороженька ущкая.
Сколтко Гитлер не воюй,
А победа - русская!
Тут танцы можно.
Песню Огонек. Она вышла в эфир, как раз 1944 г

1945 г.
Вызодит девочка с каробкой. Я, на фронт бойцам собрала посылку и письмо написала :
. Так, ученица третьего класса Тамара из шадринской начальной школы № 3 вложила в посылку письмо: «Дорогой товарищ боец! С Новым годом! С новыми победами! Кушайте на здоровье все, что я вам посылаю. Мой папа тоже на фронте. Разгромляйте скорее врага и возвращайтесь с победой».
Один боец, подходит к ней, оьнимает ее и говорит : как же важны письма еа ыронете. Как они дороги, как поддерживпют бойцов.вот у меня история случилась , когда я еще на ыроное был. Закуривает самокрутку, расскпзывает:
В стихотворение С. Смирнова «Письмо»:
Как такое вышло — сам не знаю.
К нам на фронт пришло письмо одно,
На конверте надпись: «Николаю».
«Ой, не мне ли, — думаю, — оно?»
Рву конверт, и что же я читаю
Под горячий орудийный лай:
«Я вас не видала и не знаю,
Дорогой товарищ Николай.
Но желаю вам везде и всюду
Бить врага… И я убеждена,
Что встречать вас как родного буду
В день, когда закончится война.
Шлю привет…»
А дальше подпись: «Маня»
Ну и вот, товарищи мои.
Я письмо ее ношу в кармане
Через все атаки и бои.
И врагу пощады не давая,
Повторяю, будто невзначай:
«Я вас не видала и не знаю,
Дорогой товарищ Николай...
Я от старых писем независим.
Но письма такого не сомну.
Девушки, пишите больше писем
Всем бойцам, ушедшим на войну.
Спасибо вам ребята , за ваш концерт, за ваши посылки и за письма . За вашу поддержку.
ДВ . По очереди . Мы,  помогали бойцам ,
1. Наравне со всем советским народом учащиеся Рогалёвской начальной школы оказывают большую помощь фронту. Внесено на денежно-вещевую лотерею 150 рублей, отправлено восемь новогодних подарков бойцам и 150 рублей денег. Школьники единодушно решили посадить картофель для бойцов. По почину маслянинских пионеров каждый школьник взялся принести по 15 клубней семенного картофеля. 150 человек уже принесли картофель на семена. Сбор семян продолжается. Вместе с этим учащиеся собирают золу на удобрения
2.Ученики 5 класса «а» Верх-Алеусской средней школы послали на фронт две посылки, собрали всем классом бойцам на тёплую одежду 53 рубля, на эскадрилью «Новосибирский комсомолец» — 24 рубля. Вместе с посылкой послали письмо бойцам и обязались отлично учиться.
3.Учащиеся 1—5 классов помогают своим хозяйствам   в уборке хлеба — собирают колосья. Все работают с горячим желанием. Чтобы работать ещё лучше, собрать всё до колоска, взрослые помогли детям организовать звенья и заключить договоры по соревнованию. Теперь ученики одних школ вызывают на социалистическое соревнование учащихся соседних школ.
4. Мы, учащиеся 6 класса «в» Ордынской средней школы, решили посадить по 10 корней курительного табака для махорки на каждого из нас для Красной Армии. Призываем всех школьников последовать нашему примеру.
Классный организатор Т. Бессонова, классный руководитель В. Т. Бурвассер»
5.Дружно поработали учащиеся Рогалёвской школы на снегозадержании в колхозе «Ленинский путь». Ни мороз, ни вьюга не остановили юных патриотов. Терпеливо и настойчиво трудились они до самого вечера. За один день снег был задержан на площади 15 гектаров. На следующий день учащиеся расставляли щиты на полях колхоза «Политотделец».


Шипит радио
Голос левитана . Все притихли. Обьявление о победе.
Сперва секундное молчание, а поиом
ДВ миша:  Победе я узнал в спальном корпусе училища — по радио услышал выступление Левитана. Это был самый радостный день  ребятами заорали как сумасшедшие, стали плясать, прыгать на кроватях, так много было чувств и эмоций, что самые жмотистые курсанты, которые никогда ни с кем не делились вкусными гостинцами, раскрыли свои чемоданы, достали пряники, конфеты. Все ликовали.

Все ликуют, оьнимаются целуются.















—————————


Рецензии