Странники прогресса
жмутся друг к другу, словно дети перед призраком ночи. Но они
ничего не боятся. Что им может грозить? Нет ни вчера, ни потом.
Время рухнуло. И они цветут из развалин.
Райнер Рильке
Проект Тойнби позволяет понять, как закладывался антропоцентризм и какую роль его начальные формы играли задолго до арабского Ренессанса.
В первую очередь, для него было очевидно, что: «...рост цивилизаций — дело рук творческих личностей или творческих меньшинств. Творческие личности при любых условиях составляют в обществе меньшинство, но именно это меньшинство и вдыхает в социальную систему новую жизнь».
Я бы сузил вопрос до творческой личности: Сократ, Аристотель, Авиценна, Леонардо да Винчи и многие подобные им мыслители одиноко бредут по пустынной поверхности истории. Им не нужны группы, чтобы обозначать вектор исторического процесса со всеми его изгибами, впадинами, тупиками. Они бредут поверх событий истории, войны и мира, любви и ненависти — всего, что проходит.
В них персонифицируется история, обретая черты одиноко бредущего человека.
Поднимаясь на уровень поэтического осмысления, можно сказать так:
Цивилизации блуждают,
Культуры любят громко петь.
Народы их сопровождают,
Предпочитая воле — плеть.
И только личность неохотно
Бредет одна из века в век,
Сократа встретишь где угодно,
Пьет сок цикуты древний грек.
Вселенной предпочтя границы,
Он очертил Афин предел
Лучом космической зарницы,
Мерцаньем бледных звездных тел.
Цивилизации блуждают,
Культуры любят громко петь.
Но личность рамки презирает,
Предпочитая умереть.
Известный американский культуролог и антрополог Альфред Крёбер отмечал: «Уже римляне заметили, что великие имена неравномерно рассеяны на всем протяжении истории... подобно небесным созвездиям».
Странники прогресса всегда жили среди нас. Каждая цивилизация оставляет свои имена. Этих имен немного, но без них прошлое тускнеет, даже лики великих правителей на их фоне являют собой фоновую безликость. Все туман истории, кроме них.
Величайший художник итальянского Ренессанса Рафаэль Санти отразил эту закономерность «точечного», строго персонифицированного наполнения Времени, создав фреску, на которой творцы различных цивилизаций собраны в одном величественном храме — гипотетической «Афинской школе».
Важно отметить, что Рафаэль не пытался изобразить платоновскую Академию по лекалам доступной ему исторической правды. Нет! Он создал некий синтез того, о чем позже скажет Тойнби в своем труде «Постижение истории», определив интеллектуальное меньшинство главным смыслом существования цивилизаций.
На фреске Рафаэля мыслители из разных времен, хранители мудрости коллективного бессознательного разных народов. Но нет ощущения толпы — каждый наделен индивидуальными чертами, каждый наедине со своей истиной по-своему.
И замечательно, что изображение на фреске не принадлежит какому-то строго определенному времени. Наверное, потому, что создано в пространстве метацивилизации Ренессанса — процесса, для которого Бог приготовил особые вызовы, поставил иные задачи. Они не крепятся к историческим датам, им не нужны эпохи. Они свободны, насколько может быть свободна Идея.
Фрагмент из книги ""Арабский Ренессанс в конструкции Времени"
Свидетельство о публикации №125013002605