Исток Ангары. Очарование зимнего холода
Исток Ангары - место уникальное по своей природе. Из Байкала со стометровых глубин течение поднимается к истоку реки вдоль крутого подводного склона - "свала" и затекает в Ангару, препятствуя проникновению туда поверхностных вод. Зимой глубинная вода теплее, чем на поверхности - примерно на 3 градуса выше точки замерзания. По этой причине даже в лютый зимний холод исток Ангары не покрывается льдом. Пока поверхность реки остынет до «нуля» и замерзнет, Ангара успевает протечь более пяти километров. Таким образом, остается большое, незамерзающее в течении всей зимы водное зеркало. Гоголь, большой крохаль и другие виды водоплавающих издавна пользуются этим и остаются здесь на зимовку. Корма хватает - из озера река выносит любимых утками амфипод, колонии водорослей и много чего еще. Удивляются иностранные туристы, наблюдая, как в клубах зимнего пара пролетают над истоком утиные стаи. Пейзажи сказочно украшает густой иней-куржак, одевающий деревья на береговых склонах. Вот почему зима у истока Ангары – самое интересное для фотографа время.
Не только природой своей, но также историей знаменит исток Ангары. В 1898 году пришел сюда первый поезд из Иркутска. Открылась «байкальская» страница в истории великой русской дороги - Транссиба. Далее, чтобы обойти озеро, пути пришлось прокладывать через сложный береговой рельеф; поэтому строительство кругобайкальского участка продолжалось несколько лет. Все это время выстроенный вблизи истока порт обслуживал паромную переправу железнодорожных составов и груза через Байкал до восточного берега и в обратном направлении. Два парохода–парома, «Байкал» и «Ангара» были не простыми кораблями, их спроектировали как ледоколы - с расчетом на зимнюю навигацию. Поселок, построенный возле порта, получил гордое имя «Порт-Байкал»; в 2014 году по инициативе ретивых чиновников его заменили на простое «Байкал».
Еще одно событие, оказавшее большое влияние на этот район, произошло полвека спустя. В 60-ти километрах ниже по течению Ангару перекрыли плотиной первой гидроэлектростанции Ангарского каскада – Иркутской. Началось заполнение водохранилища, поднялся уровень воды в Ангаре и Байкале. Участок Транссиба между Иркутском и Байкалом попал в зону затопления. Пути разобрали, а новую дорогу к Байкалу проложили по горам и речным долинам Олхинского плато. Как результат, участок дороги между истоком Ангары и южной оконечностью Байкала стал «тупиковым» и потерял свое стратегическое значение. Дорога обеспечивала несколько оставшихся на участке сел. Порт еще работал, обслуживая грузоперевозки и немногочисленные пассажирские рейсы. Кризис 90-х, казалось, поставил в истории поселка и порта печальную точку. Однако, новое столетие ознаменовалось развитием туризма на Байкале...
В наши дни в Порт-Байкал (официальное название поселка в народе так и не прижилось) туристы попадают по железной дороге, либо водным путем. В 2023 году в Прибайкальском национальном парке (его граница примыкает к территории поселка) утвердили новый маршрут «Пос. Байкал - исток реки Ангары». Небольшой, около 5 км, по протяженности маршрут насыщен достопримечательностями.
Свидетельство о публикации №125013002505