Два демона - два разных взгляда
У каждого художника свои собственные представления о том, как надо воплощать героев художественных произведений. В этом плане весьма интересно сравнить, как по-разному иллюстрировали поэму Михаила Лермонтова «Демон» Михаил Врубель (1856-1910) и Константин Маковский (1839-1915). Как разделились взгляды художников, так разделились и оценка этих картин: моя и неизвестного критика.
МНЕНИЕ КРИТИКА:
В своей картине «Демон и Тамара» (1891) Врубель отказывается от цвета, используя линию и тон. Может, такой лаконичной техникой художник пытался убедить зрителя, что в жизни есть только светлый Бог и черный Дьявол. Мир по сути черно-белый, и человек должен сделать выбор, определиться, с кем он?
Картина производит мрачное впечатление, как и почти все творчество Врубеля. В Киевском музее русского искусства (теперь иначе называется) все картины Врубеля поместили в один небольшой зал. Когда зайдешь в него – впечатление гнетущее! Как давит на психику!
Обратите внимание, как преданно смотрит Тамара в глаза Демона! Магнитом страсти их тянет друг к другу. Мужское и женское начало здесь объединены сильным чувством, Добро и Зло образуют какой-то новый сплав. Любовь трактуется Врубелем как жизнь и смерть одновременно: Тамара и Демон умирают в прежнем качестве, чтобы стать другими, новыми личностями. Это картина о смерти и возрождении…
Торжество зла
У Константина Маковского в картине «Тамара и Демон» (1889) иная трактовка темы и другие изобразительные средства. Если у Врубеля графика, то у Маковского – полноценная живопись: цвет, линия, тон. Чтобы сделать более выразительным нравственное падение Тамары, художник на втором плане изображает икону и горящую лампадку. Прямо перед Божьим ликом, Тамара делает свой роковой выбор. Страсть так сильна, что даже Бог не в силах ее остановить!
Поражает психологизм картины. Посмотрите на лицо Тамары. Она не выдерживает взгляда Демона, его сверкающих страстных глаз! Если Тамара Врубеля смотрела в глаза Демона, как равная с ним по духовной силе, то Тамара Маковского отводит глаза и обмякшим безвольным телом словно говорит: «Я твоя… Делай со мной, что хочешь»… В картине Маковского показана победа мужского начала над женским, а также могущество Зла, которое в лице Демона бросает дерзкий вызов Богу и одерживает победу…
Как современен Демон Маковского!
МОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ:
Картины надо рассматривать под другим углом. Врубель не создал свою оригинальную композицию, он использовал композицию Маковского... Но с художественной стороны он как бы завершил картину именно так, чтобы соответствовать литературному произведению. У Врубеля Демон и Тамара выражают подлинный дух героев. И поэтому они производят сильное впечатление. В тоже время у Маковского Тамара изнежено-беспомощная, а демон красиво-виноватый... Это не герои Лермонтова...
Мрачное впечатление, которое произвела картина Врубеля на критика, которое он отнес и ко всему творчеству художника, говорит о том, что критик привык к гламурно-умильным картинам, что он не способен воспринять всю глубину трагизма и бездны, которую сумел передать художник, что он не хочет разрушать свой мирок, который разрушает мощная идея Лермонтова, ожившая в живописных образах. Подобная оценка говорит, что критик будет отстаивать плюшки и матрешек в искусстве, но там где будут суровые истины и глубокие идеи, он будет их отвергать.
А что касается современности, которую узрел критик в картине Маковского, так напомним, что мы живем в век прогресса, где давно нет места демонам и искусство приняло совсем другую форму, чем ту, о которой пишет критик.
Свидетельство о публикации №125012904384