Это мы - утренний народ

Вот так, если коротенько, о том, почему я не мог взять комсомольскую путёвку, а ехал в грохочущем поезде социализма вместе с другими беспартийными пассажирами.
http://stihi.ru/2025/01/27/3934


Дневной народ – он деловитый, нагловатый.
Народ вечерний – добродушный сумасброд.
Ночной народ – уже помятый, пьяноватый.
Но есть особенный – есть утренний народ.
/Евтушенко

Ну, Евгений Александрович Евтушенко очень деликатно описывает сумасбродную компанию нашего бичпоезда. Во-первых слово "БИЧ" надо писать по-советски, заглавными буквами, что расшифровывается как "Бывший Интеллигентный Человек".
Во вторых, народ этот к ночи не такой уж добродушный, скорее быстро пьяноватый. Но мне повезло. В моём "купе" с забитым фанерой окном ехали люди приличные, непьющие.

По характерному говору, плюс прозвучавшая кличка "Витя Одесса" я задал наводящий вопрос этому Вите, сказал, что я с Херсона. И дальше Витя не дал мне вести расспросы, сказал всем что я его "земеля", и что тоже "не хохол", всё класс! Зачем-то ему это было надо, скорее всего что по прописке он был далеко от Одессы. Но мне налили чаю, с уважением оценили мой ещё немецкий трофейный чемодан с деревянными обручами - "тут точно ничего не побъётся!"

В соседнем купе играли в карты и, похоже, серьёзно. Какой-то шум возник, потом трое вышли в тамбур, вернулось двое. После чего мы с Витей пошли перекурить в тот же тамбур, следов ...возможного досудебного разбирательства с шулером не было, его просто высадили, стало быть. Может быть слегка помяли, могло быть и хуже, но нам-то что за дело? Короче, дело к ночи, пропустим ещё пару шумных моментов и вот уже утро и мы медленно осторожно по просевшей в болото "железке" подползаем к станции Ноябрьской.

Я вышел вместе с ребятами, скоро все встречающие машины разъехались и только тогда за ними выехала из лесу замызганная грязью "ГТТ-ушка". Это такой гусеничный тракторный тягач. Почему он отдельно от других загружался, я понял, когда мне сказал водитель: "Два пузыря водяры. Деньгами не возьму". Все спокойно доставали из своих чемоданов эту валюту, а у меня-то её не было. Багаж мой был похож, но водкой-то я не торговал. Да и зачем? Ничего не понимаю.

И далее я пошёл пешком, так как ещё и "Одессе" ребята что-то нелестное сказали за чужака. Да ладно, пока! Я взял свой легкий чемодан и пошёл вдоль железнодорожной насыпи по зимнику, идти, мне сказали, было всего-ничего 10 км. Железнодорожный мост через Нанк-Пёх уже был, но там пройти я не мог, люди работали. Да они и сами послали гонца ко мне за водкой. Он мне и рассказал разочарованно про Сухой Закон, когда я спросил - "А при чем я и водка?" Всё стало ясно.

...мне сейчас даже немного неловко описывать эти совсем не героические страницы на подходе к утреннему народу. Люди, встреченные мною, совсем не подходят для зачисления в когорты Страны Героев. Это не Фарман Салманов, не Виктор Муравленко, не тот уровень. Это даже не другая сторона медали, это другая жизнь.

Но, может быть, это и было одной из главных трудностей освоения Севера? А именно то, что одних комсомольцев-добровольцев уже не хватало, это раз. Планом всего не предусмотришь, это два. Кроме подвигов на укладке труб мужику нужен и домашний суп, это три. А это ведь жена, а там и дети, что планом не предусматривалось на первый, действительно утренний, период освоения Севера.

Ладно. Всему своё время. И здесь уже рельсы были до самого горизонта, хотя пассажирские вагоны туда ещё нельзя было отправлять. Позднее, уже работая журналистом я узнал, что для выполнения годового плана по сооружению железнодорожного полотна до 478 км управлению «Тюменьстройпуть» тогда не хватало 120 тысяч шпал. Тюменский обком партии был крайне обеспокоен сложившейся ситуацией и на заседании бюро в ноябре 1979 года принимает ряд постановлений: разработать совместно с МПС мероприятия, обеспечивающие открытие рабочего движения на железной дороге Сургут - Уренгой, изыскать внутренние резервы ускорения строительства, шире развернуть социалистическое соревнование в коллективах.

Окружкомам, горкомам, райкомам партии усилить контроль за работой коллективов, занятых на сооружении дороги. При тщательном изучении данного вопроса транспортным и строительным отделом обкома партии выяснилось, что имела место недостаточная согласованность в действиях Тюменского, Сургутского отделений дороги и отделения временной эксплуатации. Были выявлены серьезные недостатки в эксплуатационной деятельности, использовании мощностей, а также срывы заданий.

Вот я и попал в эти самые внеплановые внутренние утренние резервы. Сегодня нашел в "одноклассниках" фото, это, разумеется, не мои "водочные одесситы", обычные ребята, но дорога точно та, ещё не для колёсного транспорта.

(продолжение следует)   http://stihi.ru/2025/01/29/4495


Рецензии
... воспоминания - драгоценны (и самому писателю
Дорога - продолжается!

Катерина Крыжановская   29.01.2025 12:37     Заявить о нарушении
да, продолжаю
http://stihi.ru/2025/01/29/4495
как бы опять там

Михаил Просперо   29.01.2025 13:54   Заявить о нарушении