зимние сны Юрия Левитанского
Дом культуры. Литература. Зимние сны Юрия Левитанского
Юрий Левитанский - русский советский поэт, родившийся в январе (22 января 1922 года). Поэт, известный всем и каждому, прежде всего, как автор слов «Диалога у новогодней ёлки», прозвучавшей во всенародно любимом фильме «Москва слезам не верит». Поэт, стихи которого неповторимо музыкальны и на них написано более 100 песен.
Поэт-фронтовик, ушедший на фронт добровольцем с третьего курса Московского Института Философии, Литературы и Истории, награждённый боевыми орденами и медалями и закончивший войну в Манчжурии.
Поэт с необыкновенно тонким поэтическим слухом, особенной авторской интонацией и ритмами, которого называли «последним великим русским поэтом Пушкинской традиции 20 века».
А какие его известнейшие стихи сразу приходят на ум? Ну конечно, «Каждый выбирает для себя». И ещё - «Сон об уходящем поезде». А каковы особенности слагаемых Поэзии в этом произведении?
Хотелось бы попробовать прикоснуться к этой теме….
Один и тот же сон
мне повторяться стал
Мне снится, будто я
от поезда отстал.
Один, в пути, зимой
на станцию ушёл,
А скорый поезд мой
пошёл, пошёл, пошёл.
Так начинается стихотворение. Обратим внимание на ступенчатое написание строк - это характерная особенность автора. Ступенчатое написание показывает длинную строку. Такие длинные, будто нескончаемые строки - тоже характерная особенность Левитанского. Они будто показывают нам бесконечную протяженность нитей веретена времени и бесконечную протяженность Вселенной вокруг нас. И эти строки, как змеи, то сплетаются, то расплетаются, то возвращаются назад, то волнообразно движутся вперёд. И внутри этих удлиненных строк рифма то появляется, то пропадает, как сигнальный огонёк в пути.
А какова же рифма в первом четверостишии? С первого взгляда она кажется просто недопустимой - одни глаголы и те одинаковые - стал-отстал, ушёл-пошёл… Но это на первый взгляд.
Но мы знаем, что Юрий Левитанский - великолепный мастер владения и манипуляции глаголами. Именно нюансировка и разнообразие многочисленных глаголов, а часто их повторение с различными приставками придаёт внутреннюю динамику и энергию его стихам. Его стихи не статичны, это всегда драма, хотя автор может в ней не участвовать, а только наблюдать, это его картина мира. Таково его пронзительное стихотворение «Как показать зиму», где автор прямо говорит, что он рисует картину с новогодней елкой и несущей ее женщиной…
Но вернёмся к «Сну об уходящем поезде». Что же с рифмой происходит дальше? Глаголы из рифмы уходят, но динамика, поддерживаемая волнообразным биением внутри строки, нарастает. Чередующиеся толчки и плавное движение создают явственную картину бега поезда, несущегося по заснеженным просторам. Повторы и консонансы внутри строк усиливают это впечатление. В этих строках мы чувствуем энергию огня, набирающего силу, ровно горящего в середине стихотворения и как будто затихающего к его концу. Все компоненты качественной Поэзии, атмосфера, стихия, красочность, красивый ритмический рисунок здесь налицо. И попутно с картиной сна явственно выражена позиция автора - он хочет быть «в своём поезде», со своими единомышленниками, но что-то мешает ему…тем не менее автор не сдаётся и бежит за своим поездом, то есть действует.
Мы хотели бы предложить вам прочесть это произведение и поделиться с нами вашими мыслями о нем.
Свидетельство о публикации №125012807915
Владимир Зозуля 31.01.2025 22:06 Заявить о нарушении