Он осудил погром и эволюция его взглядов на евреев
Прочелъ я въ одной изъ газетъ прискорбное изв;стіе о насиліи христіанъ Кишиневскихъ надъ евреями, побояхъ и убійствахъ, разгром; ихъ домовъ и лавокъ и не могъ надивиться этому изъ ряду вонъ выходящему событію. Помню, что было подобное событіе въ 1881 году, на юг; Россіи, но въ гораздо меньшей сил; и острот;, и было сл;дствіемъ пагубныхъ увлеченій и заблужденій. А теперь, что породило это потрясающее до глубины души буйство христіанскаго русскаго народа, который вообще отличается простотою и добротою? Сильно чувствуется возд;йствіе совн; злонам;ренныхъ людей, подстрекнувшихъ нашъ народъ къ такому небывалому погрому. Сердце Царя, пекущагося объ общемъ благ; и спокойствіи народа и о правильномъ теченіи жизни государства, особенно скорбитъ объ этомъ ужасномъ, кровавомъ происшествіи. И когда же оно совершилось? На пасхальной нед;л;, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и в;рные христіане, ликуютъ о воскресеніи Христа изъ мертвыхъ, какъ начатк; общаго воскресенія всего рода челов;ческаго. Какое недомысліе, или непониманіе величайшаго праздника христіанскаго, какое тупоуміе русскихъ людей! Какое нев;ріе! Какое заблужденіе!
Вм;сто праздника христіанскаго они устроили скверноубійственный, праздникъ сатан;; – землю превратили какъ бы въ адъ. Тому-ли научились христіане отъ Христа, своего небеснаго Учителя, кроткаго и смиреннаго сердцемъ, «Который трости надломленной не переломитъ и льна курящагося не угаситъ» (М;. 12, 20), т. е. сердца сокрушеннаго и смиреннаго не уничижитъ и курящуюся в;рою и покаяніемъ душу не угаситъ, не допуститъ умереть, – пока она не довершитъ покаянія своего.
Русскій народъ, братья наши! Что вы д;лаете? Зач;мъ вы сд;лались варварами, – громилами и разбойниками людей, живущихъ въ одномъ съ вами отечеств;, подъ с;нію и властію одного Рускаго Царя и поставленныхъ отъ Него правителей? Зач;мъ допустили пагубное самоуправство и кровавую, разбойническую расправу съ подобными вамъ людьми? – Вы забыли свое христіанское званіе и слова Христовы: «научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмъ и смиренъ сердцемъ» (М;. 11, 29). Послушайте, какъ Онъ поучалъ учениковъ Своихъ кротости и незлобію. Однажды Онъ, восхот;въ идти въ Іерусалимъ, «послалъ в;стниковъ предъ лицомъ Своимъ; и они пошли, и вошли въ селеніе Самарянское, чтобы пріуготовитъ для Него сердца людей. Но тамъ не приняли Его, потому что Онъ им;лъ видъ путешествующаго въ Іерусалимъ. Видя то, ученики Его, Іаковъ и. Іоаннъ, сказали: Господи! хочешъ-ли, мы скажемъ, чтобы огонъ сошелъ съ неба и истребилъ ихъ, какъ и Илія сд;лалъ? Но Онъ, обратившись къ нимъ, запретилъ имъ и, сказалъ: не знаете, какого вы духа. Ибо Сынъ челов;ческій пришелъ не губитъ души, челов;ческія, а спасать. И пошли въ другое селеніе». Вотъ каково должно быть поведеніе христіанина, вотъ каковъ долженъ быть духъ его. Каковъ же и чей духъ проявили Кишиневцы надъ евреями? Духъ діавола, – но «кто не им;етъ духа Христова», кротости, смиренія, терп;нія, повиновенія власти, «тотъ и не Его» (Рим. 8, 9), тотъ и не Христовъ, а рабъ діавола и насл;дуетъ подобную ему участь. Ученики Іаковъ и Іоаннъ изъ ревности ко Господу и любви къ Нему хот;ли истребить Самарянъ огнемъ небеснымъ, но Господь строго запретилъ имъ это. О, какъ бы онъ грозно запретилъ Кишиневскимъ громиламъ убивать горожанъ евреевъ и громить и истреблять ихъ жилища! Познайте же, братія русскіе, какого вы духа? Не обижайте никого и ни изъ за чего. «Любите и враговъ вашихъ, благотворите ненавидящимъ васъ, благословляйте проклинающихъ васъ и молитесь за обижающихъ васъ» (М;. 5, 44). – Вотъ вамъ мое краткое евангельское слово, братія русскіе, по поводу кровавой, расправы съ евреями и съ д;тьми ихъ, ни въ чемъ неповинными. Аминь.
Протоіерей Іоаннъ Сергіевъ.
«Прибавленія къ Церковнымъ В;домостямъ». 1903. № 20. С. 768-769.
Ссылка на этот текст на современном русском:
Далее из газет и писем к себе он узнал подробности, что имела место провокация:
"Из последующих (за первыми) газетных известий о кишиневском погроме, я достоверно убедился, что евреи сами были причиною того убийства, увечий и убийств, которые ознаменовали 6 и 7 числа апреля. Уверился я, что христиане, в конце концов, остались обиженными, а евреи за понесенные убытки и увечья сугубо награжденными от своих и чужих собратий. Это я знаю и из частных писем, писанных мне самыми искренними, давно живущими в Кишиневе и основательно знающими дело людьми. А потому взываю к христианам кишиневским: простите исключительно только к вам обращенную мною укоризну в совершившихся безобразиях. Теперь я убежден из писем очевидцев, что нельзя обвинять одних христиан, вызванных на беспорядки евреями, и что в погроме виноваты преимущественно сами евреи."
То есть у него были основания чтобы изменить своё мнение с более доброжелательного защитного по отношению к ним на более объективную и оборонительную по отношению к русским в данной конкретной ситуации.
Также через 2 года в 1905 произошла первая русская революция. То есть надо смотреть на эволюцию взглядов и высказываний в применении к конкретным событиям, но в историческом процессе, а не вырывая из него!
В Союз Русского Народа он вступил 19.11.1908г, как стоит в заявлении. А умер в 20.12.1908. Один месяц. Так что вся его жизнь прошла до и без этой организации.
Любое существующее государство или строй защищают себя, как могут, от уничтожения или свержения. "Союз Русского Народа" возник в смуту 1905-1907 гг., когда была попытка свержения православного царства. Естественно, что в этом случае люди, поддерживающие это царство, предпринимали меры защиты и объединялись для этого в различные союзы. Ведь не является предосудительным образование евреями в современном Израиле отрядов самообороны против палестинских террористов. "Союз Русского Народа" не занимался погромами, но пресекал революционную деятельность. Не вина "Союза Русского Народа", что большинство революционеров составляли лица еврейской национальности. Но если человек бунтарь-революционер и еврей в одном лице, то бьют, защищаясь, по бунтарю-революционеру, а не по еврею. https://omolenko.com/1337-2.html
Также в его жизнеописании в книге Сурского отведена глава 55, где приведены свидетельства его исцелений и помощи иноверцам, в том числе евреям. https://omolenko.com/zhitiya/surskii2.htm?p=55
И "ярым", как один из Баку тут сказал, проецируя себя на окружающих наверное, святой Иоанн всю жизнь был только в творении добра ближним, разных наций.
Свидетельство о публикации №125012802246
С теплом душевным,
Сергей Кузнецов 32 28.01.2025 19:50 Заявить о нарушении
Вот оно огромное русское сердце святого, вмещающее в себя все нации!🌏 Это образец и для многих недосягаемый пример и отношения, и речи.
А потом конечно с усугублением социального кризиса произошло размежевание и разделение людей к сожалению по разным признакам, взглядам, вызывание ответной реакции и так далее. Поэтому я наоборот вижу логику в эволюции его взглядов и объяснимость при изучении фактов, а не противоречие.
Елизавета Судьина 28.01.2025 20:22 Заявить о нарушении
Сергей Кузнецов 32 29.01.2025 19:29 Заявить о нарушении