Славословие Золотому Дебету. Из эпоса Нарты

СЛАВОСЛОВИЕ ЗОЛОТОМУ ДЕБЕТУ

(Из Карачаево-Балкарского эпоса "Нарты")
 
Это в очень далекие было года,
Люди в глуби пещер обитали тогда.

 
Жили скудно – ничто их не красило быт,
Кроме каменных ведер, древесных корыт.
 

То их лютый мороз донимал, то жара,
А еще – эмегены, драконы, харра.
 

Ржаво-красны, оранжево-буры, черны,
К жизни мира неистовой злобы полны,
 

Без разбора они истребляли зверей,
А бывали и те, что съедали людей.
 

И тогда Хан Тейри произнес свою речь:
Все я сделаю, чтобы людей уберечь!
 

Чистым я приступил к сотворенью людей,
Аламан же, противник живого, злодей,
 

Камни желчью своей напитал и из них
Создал черных и желтых, клевретов своих…
 

Часть от сердца отрезал Тейри – из него
Сотворил Золотого Дебета, того,
 

Кто от нечисти землю избавить грядет,
В мире нет существа, что его превзойдет.
 

Пламень сердца его горячее огня,
И тверда его грудь, как стальная броня;
 

Сухожилья его растяжимы как лук,
Ненавистник он смерти и жизни он друг.
 

Никакой на земле не страшит его труд,
Скалы ломит руками он в поисках руд.
 

Много раз, поднимаясь на горный хребет,
Вел беседу с камнями Великий Дебет.
 

Разминал их руками соратник Тейри,
С любопытством рассматривал их изнутри.

 
На телеге он в кузницу их доставлял,
Словно хрупкие льдинки он их расплавлял.

 
Без огня, на изгибе колен кулаком
Он ковал точно так, как кузнец  молотком.
 

Много думая, он изучил, испытал,
Где использован может быть каждый металл.
 

Камни резал как сыр он, резец  применя,
И, язык изучивши воды и огня,
 

Печь сложил он плавильную в кузне своей
И в искусстве кузнечном наставил людей.
 

Научился протапливать печь он углем,
И железо народы открыли при нем.
 

Горн кузнечный, дыша, раздувал он – тогда
Пот струился по телу его как вода.
 

Сотни искр вылетали тогда из печи,
Превращаясь в созвездия в темной ночи.


Мощной силой приравненный к Солнцу-Галлу,
Повсеместно у нартов снискал он хвалу.
 

От подножий Тырмы добывал он руду;
Передышки ни разу он не дал труду;
 

Мастерству его разные люди дивясь,
За заказом послать норовили заказ.
 

Вскоре юношей всех он в кольчуги одел,
Каждый воин мечом и копьем овладел.
 

Копья эти насквозь протыкали валун,
А на ковку кольчуг брал он крепкий чугун.


Нагрузившись оружием, через хребет
Переваливал к морю Великий Дебет.


В черноморской соленой воде закалял
Он кольчугу, и копья, и все, что сковал.
 

Гемуду он однажды в кольчугу одел,
И в упор запустил в него несколько стрел -

 
Отскочили они. После бил он мечом,
Бил копьем и кинжалом – но все нипочем.
 

И коней подковал у батыров Дебет.
Счет потерян одержанных ими побед.
 

Что сковал он, то многие служит века,
Ржа не тронет ни  сабли его, ни клинка.
 

Горсть его что корзина, колени как сталь,
Весть о нем далеко простирается вдаль.
 

И сказители славу ему воздают,
И певцы на горах ему славу поют:
 

Век трудись, утруждай подмастерьев Дебет,
А бойцов снаряжай для грядущих побед.


Пусть вовеки твои не ржавеют клинки.
В ножнах кожаных носят их пусть земляки.

(С балкарского, подстрочник Мурадина Ольмезова)

Золотой Дебет (Алтын Дебет) – один из важнейших персонажей карачаево-балкарского нартского эпоса. В аланском эпосе три варианта рождения Дебета (см. ниже): 1. Сын пророка Нуха; 2. Первонарт, творение самого Тейри-Хана; 3. Сын бога неба и богини земли. Образ синкретический, он вобрал в себя черты тотема (покровителя-коня), первомастера-кузнеца, пророка-провидца, вождя племени и солярного божества. Имя означает «огненноликий» (дып + бет). Скорее всего, в основе сказаний о нем сохраняется память о деяниях пророка древней единобожной религии тюрков – тенгрианства; вполне вероятно также, что эпос стал изображать Дебета кузнецом случайно, из-за созвучия, ср. темирчи «кузнец» и тенгирчи «тенгрианец, служитель Тейри».

 
 
Аламан – букв. «первозло»; божество смерти, представлялось в виде всадника на вороном коне, с неизменным спутником – черным псом. Трансформация более древнего олицетворения смерти Жан Алыучу («забиратель душ»), в облике рыси.  Вся нечисть —  его творения. ОН творил их из собственной желчи.;;;;;;;
 
Гемуда — крылатый богатырский конь Дебета.Есть три версии о рождении коня: 1. Дебет его сам сковал из  чугуна. 2. Появился из морской пучины. 3. родился от жеребца Бога зимы и из кобылы  Бога лета.  за ушами у него были жабры и по этому он плавает как рыба вводе.  При желании, из одной ноздри шел пар,  из другой —  вьюга. Гемуда в начале был конем самого Златоликого Дебета. Потом он передал его сыну Алавгану а он — своему сыну Кара Шаваю — Великому Шаваю — самому благородному могучему нарту.


Рецензии
Максим Перминов: ...Почему-то особенно понравилось:

Много раз, поднимаясь на горный хребет,
Вел беседу с камнями Великий Дебет.

Разминал их руками соратник Тейри,
С любопытством рассматривал их изнутри.

И как образ — очень необычно, да и сам бы я с не меньшим любопытством порассматривал камни изнутри!..

Алла Шарапова   27.01.2025 19:34     Заявить о нарушении