Конкурс Ритмический-14 Вольный дольник
Дорогие друзья, приветствую вас!
Возобновляем Конкурс "Ритмический".
Сегодня в центре нашего внимания Неурегулированный (вольный) Дольник.
Неурегулированный вольный (т.е. неравноиктный) Дольник – вид тонического стиха (см. тоническое стихосложение ниже), в котором междуиктовый интервал колеблется в пределах от нуля до двух безударных слогов, а количество иктов (ударений) в строках стихотворения разное.
Важным условием отнесения стиха к вольному дольнику является тот факт, что чередование односложных, двухсложных интервалов между иктами, а так же количество самих иктов (ударений) в стихах является СЛУЧАЙНЫМ.
В случае, если в тексте, даже в пределах строфы, наблюдается фиксированная схема, определяющая порядок чередования интервалов различной длины, то это не дольник, а логаэд.
Тоническое стихосложение — система стихосложения, основанная на примерно равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Тоническое стихосложение позволяет писать стихи в свободном стиле, благодаря не чёткому ритму, по звучанию приближая текст к прозе.
Расцвет дольников в русском стихосложении начинается в период Серебряного века, когда эту форму активно применяет целый ряд крупнейших русских поэтов (Брюсов, Блок, Ахматова, Гумилёв, Есенин и другие) и продолжается поныне.
Для интересующихся, ссылка на статью по теме Дольника –
http://stihi.ru/2007/06/23-2281
Теперь – ближе к сегодняшнему Конкурсу.
ТЕМА – СВОБОДНАЯ.
Задание: написать стихотворение Вольным Дольником, в каждой строке которого от 1 до 5 иктов (ударных слогов).
Примеры:
… Это ты, горяча,
ошую, одесную
раковину ушную
мне творила, шепча.
Это ты, теребя
штору, в сырую полость
рта вложила мне голос,
окликавший тебя.
Я был попросту слеп.
Ты, возникая, прячась,
даровала мне зрячесть.
Так оставляют след.
Так творятся миры.
Так, сотворив их, часто
оставляют вращаться,
расточая дары.
Так, бросаем то в жар,
то в холод, то в свет, то в темень,
в мирозданьи потерян,
кружится шар.
Иосиф Бродский, 1981 г.
***
… Сегодня сидишь вот, сердце в железе.
День еще — выгонишь, может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу, тело в улицу брошу я.
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.
Не надо этого, дорогая, хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно любовь моя — тяжкая гиря ведь —
висит на тебе, куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет, разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей, мне нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых…
В. Маяковсий, «Лилечка!», 1916 г.
***
Лучше б я по самые плечи
Вбила в землю проклятое тело,
Если б знала, чему навстречу,
Обгоняя солнце, летела.
Анна Ахматова, 1944 г.
Схему всех примеров стихотворений чертить не буду, приведу лишь примерно схемы строк, где «1» - ударный слог, «о» - безударный слог:
1оо1оо1о1о
о1о1оо1
оо1о1оо1о1о
о1оо1
…и т.п.
Помните, что строки должны иметь НЕЗАКОНОМЕРНОЕ чередование односложных и двухсложных интервалов между иктами, оно является СЛУЧАЙНЫМ. Допускается и спондей (два ударных слога подряд).
Строки с Акцентным ритмом (с межиктовым интервалом более 2х безударных слогов) МОЖНО использовать - НЕ БОЛЕЕ 2х строк в тексте.
Анакруза в дольнике может быть разной в каждой строке.
Анакруза (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом). Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
УТОЧНЕНИЕ Задания:
1. В каждой строке – от 1 до 5 иктов (ударных слога).
2. Меж-иктовый интервал – от 0 до 2 безударных слогов.
3. Анакруза должна быть переменной.
4. Допускаются в тексте не более 2х строк с пропуском иктов и межиктовым интервалом более двух слогов (акцентные).
5. Допускаются не более 2х строк классического ритма (дактиль, анапест, хорей, ямб и пр.)
6. Рифма может быть любой (женская, мужская, дактиллическая и пр.)
7. Строфика: пишем катренами или одной сплошной строфой.
8. Способ рифмовки: перекрёстный, парный (смежный), кольцевой (охватный).
9. Объём стихотворения – от 8 до 24 строк.
10. Все строки должны быть зарифмованы. Авторской разбивки строк (не оканчивающихся рифмой) не допускается.
11. Таким образом, каждая строка должна быть разной по ритму.
Особое значение в дольнике, и вообще – в тоническом стихосложении, приобретает рифма, именно на ней держатся строки, лишённые упругой ритмической поддержки. Собственно, все источники, исследователи непременно об этом говорят. Требования к качеству рифмы в тонике повышаются.
Принимаю ОДНО НОВОЕ стихотворение от автора.
Приём стихов осуществляется ОТКРЫТО - публикуем текст стихотворения в рецензии к этой статье. Ссылки прошу не помещать.
Редактирование текста допускается до окончания срока приёма заявок.
Приём стихов ПРОДЛЁН по 11 ФЕВРАЛЯ включительно.
Участники могут подсказывать, советовать друг другу. Такая помощь приветствуется.
Далее будет ОТКРЫТОЕ Голосование, в котором каждому стихотворению нужно будет выставить по две оценки (за технику и содержание). Условия голосования подробнее будут опубликованы в статье Голосование.
Ведущая может участвовать в Конкурсе на общих основаниях.
ПРАВИЛА
------------------------
1. Принимаются НОВЫЕ РИФМОВАННЫЕ стихи, сочинённые СПЕЦИАЛЬНО для Конкурса «Ритмический»! Внеконкурсной ветви не предусматривается!
2. Стихи могут быть любого жанра. Откровенный стёб – в запрете! Юмор – только в «английском» стиле, без «клубнички». Никаких «пародий», «приколов» и «эпиграмм», а также - лексических жаргонизмов.
3. Стихи политической направленности отклоняются, поскольку могут восприниматься участниками неоднозначно и приводить к нежелательным острым дискуссиям. Но гражданская лирика в виде философского рассуждения рассматривается.
4. Воздержитесь от персональных посвящений. Стихи с упоминанием имён авторов сайта не принимаются.
5. Ведущая имеет право отклонить стихи с двусмысленным или пошлым содержанием.
6. Запрещается публичная критика объявленных правил и действий Ведущей во время течения тура. Все возникающие недоразумения стараться решать через личные сообщения.
7. За оскорбительный тон, троллинг участников, флуд и неконструктивную критику участников Ведущая может забанить виновного в этом.
Наш премиальный фонд: 1-е место – 500 баллов, 2-е место – 400 баллов, 3-е место – 300 баллов, 4-е место – 200 баллов.
Пожалуйста, приглашайте всех желающих, принимайте активное участие!
Акварель Willem Haenraets – для настроения, она не должна никак влиять на тему ваших произведений.
Ведущая и автор проекта Мария Абазинка - http://www.stihi.ru/avtor/mercy
Свидетельство о публикации №125012705987
Маллар Ме 11.02.2025 23:51 Заявить о нарушении