Лучшие залы Эрмитажа. Малахитовая гостиная

  Эрмитаж славится на всю страну не только своей уникальнейшей коллекцией шедевров,
С которой каждый желал бы быть знаком,
Но и красивым, богатым убранством залов Эрмитажа.
Сами по себе они являются уникальным архитектурным памятником!
Гуляя по экспозициям Эрмитажа,
Стоит уделять особое внимание декору стен и особенно потолков.
Редко поднимая глаза вверх, мы упускаем из виду целый калейдоскоп
Из росписи, карнизов, позолоты, барельефов, кессонов, лепнины прежних веков.

   Малахитовая гостиная - Малахитовый зал - парадная гостиная,  радующая глаз сочетанием благородного золотого и насыщенного зелёного цветов. Можно часами разглядывать затейливые узоры малахита на поверхностях колонн и различных изделий, выставленных в зале.   
   Парадная гостиная в северо-западной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, входила в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны. Уникальный интерьер был создан в 1838—1839 годах по проекту архитектора А.П. Брюллова при восстановлении Зимнего дворца после грандиозного пожара, полностью уничтожившего внутреннюю отделку императорской резиденции в декабре 1837 года.
От резиденции Российской империи остались тогда голые обгорелые стены.
     В 1830 году на месте двух Приёмных императрицы архитектором О.Р. Монферраном создаётся один большой зал — Яшмовая гостиная (вид этого зала сохранился на рисунке 1833 года, выполненном Г. Чернецовым). Тогда же появились массивные камины, сдвоенные колонны и пилястры (каннелированные из серо-фиолетовой яшмы). После пожара зал восстановлен А.П. Брюлловым как Малахитовая гостиная.
   Малахитовая гостиная имела особый статус в структуре Зимнего дворца, поскольку она была своеобразным «пограничным» помещением между парадными залами дворца и личными покоями императрицы. Этот зал был репрезентативным и одновременно он открывал анфиладу из треё гостиных на половине императрицы. В этом помещении собирались члены императорской семьи перед так называемыми выходами — строго регламентированными парадными и церемониальными шествиями в Большую или Малую дворцовые церкви или в Тронный зал. Из малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады.
   Согласно воле императора, в декоративное убранства зала А.П. Брюллов включил редкий полудрагоценный камень — малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг.
   «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться:  роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова.»
— Башуцкий А. Возобновление Зимнего дворца в СПб. Спб., 1839
     Зал обставили спасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Своё место между окон заняла спасённая малахитовая ваза и восстановленная по чертежам Монферрана сень — большая зеркальная рама с двойными колоннами. Некогда находившиеся здесь торшеры (работа архитектора И. И. Гальберга, 1828 г.) были впоследствии перенесены в Просветы Нового Эрмитажа.
   Создавая Малахитовый зал, Брюллов, казалось бы, сохранил композиционное решение старой гостиной и изменил лишь отдельные элементы, но тем не менее общее впечатление от интерьера изменилось. Основным средством художественной выразительности, нехарактерной для классицизма, стала подчеркнутая контрастность сопоставления декоративных элементов: насыщенного ярко-зеленого малахита, белизны облицованных белым искусственным мрамором стен и обильной позолоты.
   На стене напротив окон была воссоздана роспись, которая существовала до пожара. Роспись выполнил автор, который первоначально выполнил эту работу — Антонио Виги. Фигуры были написаны на тонком коленкоре, а затем наклеены на искусственный мрамор. Центральная из трёх женских фигур росписи — аллегория Поэзии — была копией с работы художника Возрождения Рафаэля Санти — медальона «Поэзия», венчающего фреску «Парнас» в Ватикане. По сторонам Поэзии изображены аллегорические фигуры, олицетворяющие День и Ночь. Прообразами этих фигур стали барельефы датского скульптора Бертела Торвалдсена.
   На протяжении всего XIX века архитектурно-декоративное убранство Малахитового зала оставалось без изменений и он продолжал играть ту же роль «пограничного» помещения между парадными и жилыми покоями.
В 1894—1895 годах интерьеры северо-западного ризалита Зимнего дворца получили новое оформление, поскольку здесь после свадьбы должен был разместиться великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II) с супругой, но уникальную отделку Малахитовой гостиной сохранили.
   Малахитовая гостиная - единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Особенно нарядный вид придает интерьеру сочетание ярко-зелёного цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.
   В 1842 году в Малахитовой гостиной выступал композитор Ференц Лист. В Петербург он прибыл по приглашению императрицы Александры Федоровны спустя 2 года после знакомства с ней на лечении в Эмсе.
     В Малахитовой гостиной происходило официальное представление дам императрице. Только после этой процедуры дамы могли получать приглашение на придворные балы.
   Здесь 14 ноября 1894 года состоялся обряд одевания к свадьбе принцессы Гессенской Алисы, в православии — Александры Федоровны. В первые годы супружеской жизни Николая II и Александры Федоровны в Малахитовой гостиной проходили семейные завтраки в торжественные праздничные дни.
    Во время Первой мировой войны в гостиной проходили заседания благотворительных организаций.
    После Февральской революции 1917 года глава Временного правительства А.Ф. Керенский распорядился организовать его работу в Зимнем дворце и Малахитовый зал стал местом проведения заседаний. Именно здесь проходило заседание правительства в историческую ночь с 25 на 26 октября 1917 года. Когда во время штурма дворца начался обстрел, решено было перейти из Малахитового зала, выходящего окнами на Неву, в соседнюю Белую столовую — более безопасное помещение, обращенное во внутренний двор. Здесь Временное правительство и было арестовано.


Рецензии