Вероятно, было так, или было все не так. Или как?

      Диссертациям, статьям, книгам, даже по истории Древней Руси, полагается иметь элементы новизны. Но, увы, летописей мало, доверие к ним - так себе, противоречий и выдумок о прошлом тьма, историков много. "Элементов новизны" отчаянно не хватает. Так стали историки "мифотворцами", "сочинителями", "выдумщиками". Зная, что по объективным причинам то, как было на самом деле, не узнать никогда, даже академики - историки несут (с точки зрения привыкшего логически мыслить инженера), такое, что один выдающийся современник навал бы "пургой".
     Вот некоторые лакомые темы "кормления" с огородов прошлого. Например, откуда взялась и кто же она, - жена князя Игоря, -  Ольга? Простолюдинкой Хельгой, чудом ставшая княгиней, псковской крестьянкой, перевозчицей с лодкой, внебрачной дочерью князя Олега, родственницей то ли Рюрика, то ли Олега? Простая крестьянка в то языческое время, вероятнее всего, могла стать только наложницей.
     Кстати, у Владимира, внука Ольги, кроме восьми жен, имелось несколько сотен наложниц, как это следует из летописей. Дети от наложниц князьями не стали. Как и от других Рюриков. Но ведь эти княжеские дети, внуки и так далее - тоже ведь Рюриковичи, но ушедшие в массы. Вывод: среди нас могут быть тысячи Рюриковичей, даже среди соседей. Хорошо, что они об этом не знают. Или как?  Но, откуда взялась Ольга, - доподлинно не узнать никогда. Однако, псевдонаучные выдумки являются кормом историкам несколько веков.
     Приглашенный править Ильменскими словенами, и прочими ладожскими, некто Рюрик, -кто он, откуда? Викинг, прусс, местный?  А был ли Рюрик вообще? Не все верят Повести временных лет, - по сути литературного произведения, - положенного, тем не менее, в основу истории Древней Руси. Лично я согласен, что он, Рюрик или Рурик, как и основатель киевского княжества Олег, были из исчезнувшего этноса  пруссов,- отсюда и слово "русс". Или как?
     А кто убил князя Бориса, сына Владимира и Анны, сестры самого императора Византии? Святополк окаянный, как принято считать, или Ярослав Мудрый убрал соперника, как это следует из иностранных древних источников? 
     А зачем князь мелкого городка Новгород -Северска, существующего и сейчас недалеко от Чернигова и Киева, двинулся за тысячу верст на Донбасс и уложил там все войско? Так за славою пошли ребята, или за "красны половецки девки", за златом, оксамитами и прочем, о чем в Слове о полку Игореве сказано вскользь? А, может быть, Игорь (сам по матери половец) ехал к половцу Кончаку сватать сына, но по пути стал озоровать, за что другие половцы его и наказали?
     Сенсация. Теперь считают, что на самом деле половцы были не монголоидными, а европейского вида, даже блондинистыми, рыжими, синеглазыми, а их девушки необычайно красивыми? Зря ли жена Юрия Долгорукого, жены многих русских князей,  бабушка Александра Невского, - все половчанки? Не от половцев ли появилось казачество? Вопросов - тьма. Кстати, слово "тьма" пришло от монголов или от половцев? Как и слова "эсаул, атаман, курень, кошевой"? Итак, уже несколько веков историки Древней Руси идут, идут, и никак не дойдут, и никогда не дойдут. Но сам процесс упоительный, так что дело не только в кормлении и в ученых званиях, но и в понятии " растекался мыслию по древу", сказанному с иронией в Слове о полку Игореве. Или как?
     Интерес к Новгород - Северскому князю Игорю Святославичу, к его сыну Владимиру, к его невестке Свободе Кончаковне, ставшей в христианстве Настенькой и галицкой княжной, к Киеву и Чернигову начинается у меня со свадебного путешествия одной молодой  пары, состоявшемуся где то в шестидесятые годы двадцатого столетия.
    Им, "бедолагам", то есть паре, пришлось повторить речной маршрут князя Игоря Святославовича и половецкого владыки Кончака.
     История началась с вызова заводского техника -  конструктора в комитет профсоюза, к начальнику Турченко. Фамилия -  от корня "тур". Вспомним: "буй тур Всеволод!" в Слове.   
     Ранее наш  "буй тур", председатель заводского профсоюза, пострадал чуть - чуть по поводу вышеупомянутого конструктора из молодой пары, то есть по поводу меня. Дело было так. Молодым специалистам выделили две квартиры, и мы, - вторые по очереди. Ура. Но профсоюз постановил дать эти квартиры первому и третьему, перескакивая нас, вторых. Обоснование: третий по очереди, некто Фридман,  работает сталеваром(!). Пролетарий, рабочий, - правящий класс. И,- много ли в мире сталеваров?  В нашем заводском институте талантливым начальником отдела цветной металлургии работал мой друг и не сталевар тоже Фридман, Женя Моисеевич. Однако, он уже ушел от нас, и " мы уже уходим понемногу..." (слова  Есенина), и мне нынче целых 85. 
     И куда же обратится квартирному лишенцу шестидесятых? То, что я тоже до армии был рабочим, что в каникулы в годы учебы работал в колхозе с лошадьми и на тракторе, что три года отслужил в армии и даже старшиной одной из первых хрущевских ракетных батарей - оказалось - не в счет. Ты "таперича, не то, что давеча".  И что же? А в те времена люди шли за правдой в парткомы КПСС и, чаще всего, справедливости "таки" добивались. Даже жены с жалобами на мужей шли туда. Секретарями компартии в те, до - брежневские, времена,  были бывшие производственники, опытные, матерые, мудрые (позже туда пролезли шустрые, из активистов, с мещанским мировоззрением, троечники). Такие, шустрые, и сейчас (2024 год) повсеместны, особенно в Европе. Историческая закономерность? Думаю, да. А тогда лишенец  предстал перед секретарем парткома, до этого много лет работавшего главным механиком завода. Все главные механики - авторитарные атаманы, личности, Чапаевы. Другие на такой работе  не выживают. По мере моего рассказа лицо главного механика, - секретаря партии, суровело. Ну, думаю, сейчас он расскажет, что такое по Марксу диктатура пролетариата. И как суров труд сталевара. Здесь к слову талантливые строки из книги Фата Моргана Коцюбинского: " Мирiады дрiбних крапель, як померлi надii, клубочаться вгорi I пускають на землю мокрi косы". Здорово сказано. Надежды, это множество падающих капель. Так и с моей надеждой, уходящей мириадами капель? И тут главный коммунист завода, заговорил по телефону с профсоюзным  "буй тур" -ом. Заговорил не так элегантно, как в Фате Моргане, но тоже талантливо и простонародно, как говорят механики, когда на ногу падает тяжелый гаечный ключ. О том, что он о "буй туре" думает в данном случае.  В итоге, состоялось новое,  "историческое" для пары молодоженов, заседание профсоюзного комитета, причем в их квартирную пользу. Бесплатная квартира в 24 года. Жуткий социалистический строй.
     А Фату Моргану Коцюбинского я "вплел" сюда и потому, что происходящее в Киеве  удивительным и пророческим образом совпадает с сюжетом книги. С нереальной мечтой, уничтожением фабрики - источника заработка, с сакральной жертвой, с приходом войск для наведения порядка и так далее. 
     И вот теперь "буй тур" получил шанс отыграться. Строго так говорит, что мол ты, якобы, молодожен, а свадебного путешествия не организовал. Есть, говорит, две горящие туристические путевки с путешествием на веслах по Днепру и Десне. Это, как "раб на галерах" (по Путину). Путевки на 20 дней, бесплатные, проезд в Киев и обратно тоже, мол, оплатим. Отыгрался таки " буй тур", за промашку с квартирой, на галеры спровадил. Это путешествие, стало одним из лучших эпизодов истории нашей семьи и советской ее части. При чем тут история?
     Оказалось, что плыть туристами предстояло как раз по маршруту князя Игоря Святославовича и Кончака, которые вдвоем на лодке, после потери войска, "улепетывали" от Киева по Днепру и Десне к Чернигову после неудачной попытки пограбить. Это случилось за пять лет до плена Игоря и его пятнадцатилетнего сына у половцев. Верояятно, "хейли лайкли" в той лодке и договорились они поженить детей: Владимира и Свободу, будущих правителей Галичины, казнивших пол тысячи знатных галичан и еле сбежавших или на Черниговщину Владимира или на Донбасс к Кончаку, откуда была Свобода.   
     До начала речного путешествия нашу группу пять дней водили по знаковым местам  Киева, и отменно кормили на турбазе в Русановских садах, что на левом берегу Днепра.
    Киев, того времени, был очарователен. Но, по тому, что нам с восторгом рассказывали, на самом деле, хорошего с Киевом в прошлом было мало. Здесь вертятся два слова: аура и карма. Потому, что история Киевского княжества началась с убийства. Группа хорошо вооруженных, "пришлых", лиц встретилась с местными "пацанами" и заявила, что станет их крышевать, за что нужно платить дань, или "худо" будет. Пацаны  не согласились, и группировка во главе с вещим Олегом убила местных главарей Аскольда и Дира и других, установила дань и стала расширять "поляну" на всяких там древлян, северян и прочих окрестных налогоплательщиков. Как память - Аскольдова могила в Киеве  и прочие древности. 
     Рассказывали нашей группе о древних событиях с воодушевлением: как жгли и закапывали непокорных древлян, то есть житомирцев, как сыновья Святослава и сыновья Владимира убивали друг друга (убиенные братья: Олег, Ярополк, Борис, Глеб, Святослав), что в Киеве отравили Юрия Долгорукого и убили Столыпина. Что Киев много раз сжигали родственные окрестные князья, как Киев окончательно добил Батый, об унижениях от, поработившей Киев, Речи Посполитой. О еврейских погромах при Петлюре и прочих атаманах. О Бабьем Яре, тогда еще умалчивали. Такая история " для ауры, наверное, не есть хорошо". Или как7
     А тем летом в Киеве  было спокойно, слегка провинциально, прелестно, упоительно и очень вкусно. Особенно борщ на турбазе Русановских садов.
     Итак, напитанные историческими мифами, Русановскими борщами и танцами по вечерам, после пяти дней Киева, будущие рабы на галерах поплыли теплоходом, с весельными лодками на палубе, из Киева в Чернигов. В древнем и исторически славном Чернигове моряки кинули лодки, весла в воды Десны. Палатки, сумки с банками тушенки, сгущенки, банки кофе со сгущенкой, мешки с сухарями и пачками чая и прочей обильной снедью наша туристическая команда будущих гребцов загрузила в лодки. После экскурсии по Чернигову (а мы сумели проведать родственников)  - гребцы тоже загрузились в лодки. Плывите, несчастные, не заплатившие за все ни копейки, жертвы  произвола хрущевского волюнтаризма. Плывите. Конец первой части из двух.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →