Чем меньше прилагательных в стихотворении, тем луч

Статья Геннадия Тараненко

Фраза Иосифа Бродского «чем меньше прилагательных в стихотворении, тем лучше» давно стала своеобразным манифестом для многих поэтов и ценителей литературы. Бродский, лауреат Нобелевской премии по литературе, считал, что мастерство автора проявляется в умении передать смысл и эмоции без излишних украшений. Прилагательные, по его мнению, часто становятся костылями, которые мешают тексту быть точным и лаконичным.

Михаил Крепс писал, что безэпитетность – характерная черта поэтического стиля Бродского, проявляющаяся во многих его стихотворениях: «В связи с установкой Бродского на рациональное познавание мира (как материального, так и духовного) орнаментальный эпитет как способ выражения чувственного восприятия не играет у него существенной роли». Вообще очень важно отметить, что Бродский избегает употребления прилагательных и почти никогда их не рифмует – вещь наредчайшая в русской литературе (школа Цветаевой, которую он в этом превзошел).

Но так ли всё однозначно? Действительно ли прилагательные — это лишний груз, или они могут быть важным элементом поэтического мастерства? Давайте разберёмся.

Прилагательные: украшение или лишний вес?

Прилагательные в поэзии играют роль декораций. Они добавляют тексту цвет, объём, эмоциональную глубину. Без них стихотворение может превратиться в сухой перечень фактов, лишённый образности и выразительности. Представьте, если бы в стихотворении остались только существительные и глаголы: «дом стоит, ветер дует, человек идёт». Такой текст был бы похож на черно-белый эскиз, лишённый красок и жизни.

Однако Бродский был прав в том, что избыток прилагательных может перегрузить текст. Если каждое существительное сопровождается двумя-тремя эпитетами, стихотворение теряет динамику, становится тяжеловесным и нарочитым. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «совершенство достигается не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать» [3]. В этом смысле прилагательные — это как специи в блюде: их должно быть ровно столько, чтобы подчеркнуть вкус, но не перебить его.

Стихотворение как дом: архитектура текста

Можно представить стихотворение в виде дома. Существительные — это фундамент и стены, они задают структуру и основу. Глаголы — это движение, жизнь внутри дома, они создают динамику и ритм. А прилагательные — это крыша, декор, элементы, которые завершают образ. Если крыша слишком массивная, дом может рухнуть под её весом. Точно так же избыток прилагательных может разрушить гармонию текста.

Вспомним фразу, приведённую выше, о том, что Бродский старался не рифмовать прилагательные. Этот подход, как ни странно, находит своё отражение в визуальной структуре, представленной в виде графа, напоминающего дом. Схема, созданная на основе известного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», демонстрирует, как именно существительные становятся основой, несущим каркасом поэтического текста.

Стихотворение Пушкина, как и дом, строится на прочном фундаменте из существительных: «мгновенье», «ты», «виденье», «гений», «красота». Эти слова, словно кирпичи, выстраивают архитектуру текста, создавая его смысловую и эмоциональную опору. Прилагательные, такие как «чудное», «мимолетное», «чистой», играют роль декора, украшающего фасад, но не определяющего его устойчивость....

#геннадийтараненко #литеафан #статья

Читайте продолжение на сайте Геннадия Тараненко:
Подписывайтесь на телеграм-канал: https://t.me/gennadiitaranenko

Слушайте круглосуточное "Радио Литеафан":


Рецензии