Небольшой сценарий Дети блокады к 72 годовщине пол
Ленинграда (все стихи Деулиной Л.Ю.)
Звучит песня «Дети блокады» (сл.Т.Тимофеевой, муз.Людмилы Шаховой)
1-й ведущий:
Написано немало о военных детях,
О том, что умирали, как герои.
Их имена запомнятся в столетьях,
Их души вечные летают над Землею.
Сейчас мы покажем сценки о детях блокады, основанные на воспоминаниях
участников тех событий.
2-й ведущий:
Рассказ наш о девчонках и мальчишках…
Они ведь были такими же, как вы.
Веселые и бойкие, любили книжки,
И перед трудностями не склоняли головы.
1-й ведущий:
Одни МПВО бойцами были
И город от пожаров защищали,
Другие просто Родину любили,
В голодном городе как все недоедали,
2-й ведущий:
Учились в школе, помогали взрослым,
Карикатуры на фашистов рисовали…
И у станков стояли голодные подростки…
Со взрослыми наш город отстояли!
Сцена 1
Висит вывеска «Штаб МПВО». Стоят скамейки и стол. На столе табличка "Сентябрь 1941 года". Сидят мальчишки и девчонки и поют песню "Катюша". Входит начальник штаба МПВО. Ребята вскакивают и строятся. Раздается команда:«Взвод, смирно! По порядку номеров рассчитайсь!»
Ребята: «Первый, второй…»
Затем начальник штаба говорит:
«Ребята, вы теперь бойцы МПВО и вам доверено очень почетное задание: охранять Смольный от пожаров. Работа будет у вас тяжелая, но вы должны помнить, что охранять вы будете сердце нашего города. Мы, взрослые, надеемся на вас и уверены, что нас не подведете».
В это время звучит сигнал тревоги, затем раздаются бомбёжка и стрельба зениток. Начальник штаба кричит: «За мной, на крышу!». Ребята вместе с нач.штаба убегают тушить пожар.
1-й ведущий:
С 23 июля 1941 года на чердаках и крышах введены круглосуточные дежурства для борьбы с зажигательными бомбами. За годы блокады на каждый квадратный километр города упало 16 фугасных бомб, 320 зажигательных бомб, 480 снарядов. Разделите дни блокады на эти взрывы, и получится, что на каждый день блокады приходилось по 300 упавших на дома и улицы бомб и снарядов. Первый сбитый самолет упал на Таврический сад.
Вбегают двое ребят. Они возбуждены, тяжело дышат. Коля, отдышавшись,
говорит другому
Коля (Толе):
Ты знаешь, что видел я сейчас?
Наш истребитель "мессершмидта" сбил!
Взорвался немец в Таврическом у нас…
Ведь он, гаденыш, город наш бомбил!
Толя:
Да, наши летчики – герои,
Пощады немцу не дадут!
А немцы сами себе яму роют:
Услышат победный наш салют!
Коля:
Эх, хорошо б увидеть «мессера» остатки!
Но сил уж нет, нырну сейчас в сон сладкий.
Хоть пару часиков ещё поспать бы надо,
А то не сможем ведра тяжеленные таскать.
Я так мечтаю о простой награде:
Чтоб вволю дали, наконец, поспать!
И Коля тут же, зевая, укладывается на скамейку. Толя ложится на другую.
Звучит сигнал тревоги. Ребята тут же вскакивают и едва проснувшись,
с полузакрытыми глазами, бегут на свои посты.
Сцена 2
Табличка «Ноябрь 1941 года». Вбегает Марина. В руках у нее газета.
Марина:
Я принесла весть радостную вам:
О Ладоге в газете прочитала.
Машины с хлебом едут к нам,
Жить веселей, ребята, стало!
Мы больше хлеба будем получать,
Аж целых двести грамм!
Быстрее станем фрицев гнать,
Ох, и достанется врагам!
Лиза (мечтательно):
Эх, съела б щас я пирожок с капустой,
Вкуснее нет на свете ничего.
Живот прирос к спине, в нём пусто...
Вот только мало будет одного.
Коля:
Ты, Лиза, до войны была пампушкой,
Зато сейчас стройна ты как берёзка.
Ты хочешь снова стать толстушкой?
Тогда ты станешь, как бочка-водовозка!
Коля смеется и показывает Лизе рисунок (на нём бочка с руками, ногами
и с головой, похожей на Лизину) Все смотрят на рисунок и хохочут, и Лиза
в том числе
Толя:
А я, ребята, верю, что Дорога жизни -
Это победа над вражеской блокадой.
Она поможет ленинградцам выжить,
А нам трудиться еще больше надо!
2-й ведущий:
Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Главным подвигом юных жителей города была учеба. 39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.
1-й ведущий:
Великий труд охраны и спасения города, выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.
2-й ведущий:
Чтобы не терять силы духа, люди писали стихи, рисовали картины и сочиняли музыку.В осажденном Ленинграде композитор Шостакович создал 7-ю Ленинградскую симфонию,ставшую символом воскрешения Ленинграда и сопротивления врагу.
1-й ведущий:
Жизнь показала, что в суровых военных условиях не отпала потребность людей в
веселой оперетте. Именно оперетте, самому весёлому и зажигательному искусству, пришлось пройти с родным городом весь его тяжкий путь, презрев огонь и смерть, стать театром-бойцом.
Сцена 3
На сцене стоит печка-буржуйка (на ней стоит чайник и кружка),стол, стулья. На столе табличка "Декабрь 1941 г.". Толя что-то рисует на большом листе бумаги, рядом с ним сидит Марина и разговаривает с ним. Входят две девушки: Лиза и Кристина.
Лиза:
Ребята, где у вас чайник горячий?
Насквозь мы промерзли совсем.
Ходили в театр, там холод собачий,
Но оперетта понравилась всем.
Кристина:
Артисты так вдохновенно играли,
Так пели, что просто нет слов!
И так грациозно они танцевали,
Как будто нет войны и холодов!
И она поет: «Красотки, красотки, красотки кабаре…»
Толя (отрываясь от рисования):
Ты все пела, это дело,
Так пойди же попляши!
Согреешь танцем ноги, тело,
Да и тепло добавишь для души.
Коля:
А ну-ка нам спляши сначала,
Ты ноженьки не все стоптала?
Тебе, моя душа, я обещаю:
Получишь после танца чаю.
Кристина берет за руки Колю и Лизу, и они начинают выделывать "па" под мелодию
оперетты "Сильва" (Без женщин жить нельзя на свете, нет…) Остальные ребята
хохочут. Затем Кристина и остальные садятся за стол. Тут Толя и Коля,
нахохотавшись, вдруг встают и, подбоченясь, выдают частушки
Коля
На осине две веревки,
Любо-дорого смотреть.
Скоро Гитлер с Муссолини
Будут рядышком висеть.
Толя:
Русский веник крепко парит,
Хлещет немцев между глаз:
Раз - ударит, два - ошпарит,
Спустит шкуру в третий раз.
Коля:
Ой, на улице туман,
Полное затмение.
Глянул Гитлер на Москву
И лишился зрения.
Толя:
Лез к Москве фашист-мошенник
Через надолбы и рвы -
Крепкий русский подзатыльник
Получил взамен Москвы
Коля:
Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут!
Куда руки, куда ноги
Наши пули разнесут!
Толя:
Что вы, фрицы, приуныли?
Что носы повесили?
Видно, жарких оплеух
Наши вам отвесили.
Все ребята хохочут, притопывают, присвистывают, прихлопывают в ладоши.
Отсмеявшись, Лиза спрашивает: «А где обещанный чай?». Коля подходит с чайником
к столу, наливает всем чай. Ребята пьют, разговаривают, смеются. Снова сигнал
тревоги. Все вскакивают и бегут на свои посты.
2-й ведущий:
Они ребятами простыми были
И им хотелось петь и танцевать.
Но очень они город свой любили,
Готовы были жизни за него отдать.
Еще душою детскою стремились
Туда, где взрослые фашистов бьют.
На фронт не брали их, они сердились,
Боялись, что без них фашистов перебьют.
Но вот и очередь до них дошла,
Со Смольным наши мальчики прощались.
Судьба не всех их до победы довела,
Не многие из них в живых остались.
Сцена 4
Звуки бомбёжки и стрельбы зениток. Тепло одетый мальчик, (Кирилл) в валенках, обмотанный шарфом, тяжело переваливаясь, бежит и вдруг, обо что-то споткнувшись, падает. Рядом падает бежавшая за ним женщина в платке и полушубке. Она лежит без сознания. Пальцы рук ее разжались и из них выпадают карточки. Кирилл увидел это, моментально схватил карточки и бросился бежать домой. Дома Кирилл разделся и стал рассматривать карточки, а потом схватился за голову.
Кирилл:
О, боже! Карточки на хлеб украв,
Обрек на смерть я целую семью!
Я понимаю же, конечно, что неправ,
Но так мне жаль румяную буханочку мою.
Она мне по ночам порою снится,
Дразня поджаристою корочкой своей.
Лишь стоит мне смежить ресницы,
Она уж тут как тут, и нет ее милей.
Что совершил я преступленье, знаю,
Но не могу я карточки отдать.
На хлеб их завтра поменяю…
А что же маме мне сказать?
Кирилл прячет карточки и ложится спать. Приходит его мать. Она подходит
к Кириллу, гладит его по голове, вздыхает и уходит.
Сцена 5
Кирилл встает, одевается и идет в булочную. На сцене вывеска «Булочная». За
столом стоит продавец и выдает по карточкам хлеб. Кирилл протягивает карточки
и получает свой хлеб. Он отходит от продавца и тут видит ту женщину, у которой
он украл карточки. Ее провалившиеся, блуждающие глаза остановились на буханке
хлеба, которую держит Кирилл.Рядом с ней ребенок. Он серьезно, не мигая,
смотрит на хлеб. Женщина протягивает руку за подаянием. Кирилл застыл как
вкопанный и несколько секунд смотрел на ребенка. Затем быстро сунул в руки
женщины хлеб и выбежал из булочной.
1-й ведущий:
Кирилл ведь был совсем ребенок,
Но мужества ему не занимать.
И он впитал в себя с пеленок:
Нельзя ведь беззащитных обижать.
И он голодным не остался:
Приехал с фронта в тот день отец.
Счастливый случай тут вмешался
И голоду пришел конец!
2-й ведущий:
А вот и год сорок четвертый,
В календаре - 27 января.
Салютом праздничным объятый,
Наш город праздновал не зря.
Освобожденный от блокады,
Торжествовал и плакал Ленинград.
Он выстоял и выдержал осаду,
И не подвел тебя, Россия, младший брат!
1-й ведущий:
День снятия блокады наступил,
Его так долго, трудно ждали.
Живым ребятам радость подарил,
И вместе этот день они встречали.
Звучит песня «Ведь мы же с тобой ленинградцы». Кучкой стоят двое повзрослевших
ребят из МПВО и две девушки. Кто-то смеется, кто-то вытирает платком глаза,
кто-то обнимается. Вдруг вбегает Кирилл и еще один мальчишка. Они вопят во все
горло: «Ура, блокаде конец!» и бросают вверх шапки. Раздаются звуки салюта.
2-й ведущий:
Давайте почтим память погибших минутой молчания.
Слышен звук метронома
Свидетельство о публикации №125012606543