Философы о материи, сознании, жизни и бессмертии

Что думают материалисты, позитивисты, идеалисты и буддисты о материальном мире, сознании, жизни и бессмертии?

Материалисты, устами небезызвестного В.И. Ленина утверждают:

«материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Кроме материи, в их материалистическом понимании, ничего не существует. Ничегошеньки! Ни верят ни в Бога, ни в чёрта, ни в посмертное существование души. Дескать, «поповщина»! Верят только в материю и изучающую её науку. Считают, что материя первична, а сознание вторично. Убеждены, что и жизнь, и сознание являются формами движения материи. Наивны как дети.

***

Позитивисты всё сводят к цифрам и уравнениям, которыми и описывают мир.

Их Кредо — «Заткнись и вычисляй!» (англ. —  “Shut up and calculate!”).

Так как ни Бог, ни чёрт, ни бессмертная душа цифрами и уравнениями не описываются, то не верят во всю эту метафизику.

***

Идеалисты верят в трансцендентный мир Идей, или Форм, которые недоступны восприятию и органам чувств, а доступны лишь разуму. Незримый трансцендентный мир идей в их понимании есть истинное бытие, существующее в вечности, а чувственно воспринимаемый мир материи, в их идеалистическом понимании, есть становление, то есть «движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть». Верят в бессмертие души. Считают, что сознание первично, а материя вторична.

***

Буддисты верят в Высшую сверхчувственную и сверхразумную реальность, которую они называют Ятха-Бхутам (в переводе с санскрита «так как оно есть»), которую можно ещё назвать Татхата, или Таковость (то же самое «так как оно есть»). Не верят ни в Бога, ни в бессмертную душу, ни в свободу воли. Тем не менее Учение Будды, по словам академика Ф.И. Щербатского, «ярким пламенем живой веры горит в сердцах миллионов своих последователей», а сама эта религия «воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы и нравственного совершенства…»

Считают жизнь во плоти не случайностью, а закономерностью, не благом, а страданием. Вместо бессмертия души верят в рекомбинацию элементарных частиц физики и психики (дхарм) после смерти тела. Рекомбинация дхарм ведёт к появлению новых живых существ, форма и содержание которых зависит от неумолимого закона кармы — незримого и неведомого современной науке космического действия («карма» означает именно «действие», наподобие 4 фундаментальных физических взаимодействий в науке).

«Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьёт по шару (условная личность — пудгала), получающему, таким образом, определённое ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передаёт ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь передаётся, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его “кармического преемника” (подобная “передача заряда” происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни).

Второй пример связан с образом калейдоскопа: определённая комбинация цветных стёклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как “данная личность”) после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стёклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым» (Е.А. Торчинов «Введение в буддологию»).

Неумолимый круговорот жизни-смерти (сансара) по смыслу напоминает круговорот вещества в природе. Это самый рационалистический подход к понятию жизни, смерти, судьбы и сознания, основанный на действии естественных законов природы, а не на воле Бога. Правда, законы эти пока не известны современной науке.

Как все феномены материи (вещества) сводятся к рекомбинации атомов, так и все феномены сознания, в понимании буддистов, сводятся к рекомбинации мгновенных мимолётных психических элементов — дхарм. Вопреки материалистам, считают, что сознание не отображает мир как зеркало, а наоборот, искажает его как кривое зеркало. Колдовская роль сознания заключается в субъект-объектной дихотомии, то есть двойственности как условию эмпирического познания.  Доктор философских наук, востоковед и религиовед Е.А. Торчинов поясняет это следующим образом:

«думая, что мы описываем бытие, мы описываем лишь наши представления о бытии, созданные нашей различающей мыслью, положившей прежде всего субъект-объектную дихотомию как условие эмпирического познания. Вначале мы навешиваем на реальность ярлыки, а потом принимаемся изучать их, принимая их за саму реальность, или, другими словами, принимаем за луну палец, указывающий на луну (образ китайской даосской литературы, активно использовавшийся, однако, и китайскими буддистами)».

Субъект-объектная дихотомия сознания приводит к искусственному и весьма искусному разделению истинной неделимой реальности Татхаты, в которой всё трансцендентное бытие существует как психофизическое Единое, на субъект — одушевлённое существо — и объект — Вселенная как множество материальных объектов. Истинную реальность —Таковость — нельзя описать словами и образами, нельзя познать органами чувств, нельзя познать разумом, который конструирует все свои ментальные конструкты, именно исходя из превратного представления о множественности мира и разделения его на субъект и объект познания.

         «Всё реальное — неописываемо, всё описываемое — нереально» (Е.А. Торчинов).

На самом деле, представления о существовании отдельного «я», «эго», субъекта познания и внешней по отношению к «я», «эго» материальной Вселенной, иллюзорны.

«Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельные вещи и ощутить изолированность своего “эго” буддисты могли бы рассматривать как иллюзию, порождённую нашим оценивающим анализирующим сознанием, и обозначить при помощи термина “АВИДЬЯ” (невежество), употребляемого по отношению к беспокойному состоянию сознания, которое следует преодолеть:

“Когда сознание беспокойно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает покой, множественность исчезает”. <...>

Следовательно, МАЙЯ не означает, что мир есть иллюзия, как часто неправильно утверждают. Иллюзорны лишь наши представления о том, что формы и структуры, вещи и события вокруг нас реальны, в то время как всё это — лишь сеть понятий, при помощи которых мы мыслим, измеряя и категоризируя. МАЙЯ — иллюзорное отождествление этих понятий с реальностью, или карты с местностью»», —  утверждает Фритьоф Капра в своём бестселлере «Дао физики».

Таким образом, любой человек изначально пребывает в плену империи сознания.

              Империя сознания, Знанию не препятствуй!
              Твой лозунг: «Разделяй и властвуй!»
              Весь мир Единства разделяешь ты на части,
              Плодя тем самым беды и напасти.

              Меч-кладенец сознания мир Единства рассекает
              И человека колдовскою силою Майею пленяет.
              Попавший в плен пожизненно в темнице пребывает,
              Свет Знания туда вовек не проникает.

              Могучая империя кривых зеркал сознания
              Не позволяет пленникам постигнуть силу Знания.
              На страже власти разделения стоит дихотомия,
              Не выпускает на свободу, в мир, где царствует София.

              И пленник пребывает вечно в царстве сна,
              Там правит не Господь, а Сатана.
              Там иллюзорный сладкий сон — как будто явь,
              Там власть коварна: разделяй и правь!

              Но власть империи продлится не вовек,
              Власть свергнет Пробуждённый человек!
              В миг Пробуждения скажет: «Холос, здравствуй!
              Владыка Знание, объединяй и царствуй!»

Познать истинную реальность можно только в акте Пробуждения из сонного царства дихотомического сознания. Это сонное царство вовлекает любое одушевлённое существо, пребывающее в состоянии «вечной спячки» Единого Ума, в психическое королевство кривых зеркал и неумолимую круговерть жизни-смерти, исполненную страданием: рождение — страдание, старение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, расставание с любимых человеком — страдание, пребывание с нелюбимым — страдание.

Пробуждение даёт возможность познать истинную Высшую реальность — Таковость, Татхату — и слиться с ней в блаженном покое нирваны, тем самым выйдя из круговорота жизни-смерти (сансары) раз и навсегда. Так покоится воздух как Целое во время полного штиля, в то время как составляющие его молекулы азота, кислорода, аргона и других газов совершают лихорадочное движение. (При комнатной температуре средняя скорость молекул воздуха составляет около 500 метров в секунду.)  В случае с блаженным покоем нирваны покоится как Целое Высшее психическое начало Вселенной — Дух, Параматма, в то время как составляющие его элементарные частицы психики — дхармы — продолжают лихорадочное кармическое движение.  Таким образом, круговорот сансары есть лихорадочное движение отдельных дхарм, которые и формируют сознание одушевлённых существ, погружая его в сонное царство психики. Блаженный покой нирваны есть покой Духа как Целого.

Выход человека из круговращения сансары, прекращение блуждания, странствования, перехода из одного существования в другое, конец страданиям и кармической активности, выход из мира необходимости в мир Абсолютной Свободы и есть Высшее Освобождение, идеями которого насыщена до предела вся философско-религиозная мысль Древней Индии. Пробуждение достигается не посредством разума, а посредством иррационального и трансперсонального йогического созерцания (медитации).

В пику девизу позитивистов, зацикленных на цифрах и уравнениях, девиз буддистов исходит из изощрённой йогической психотехники: «Заткнись и созерцай!»

«…то, что недоступно логике и дискурсу, доступно йогическому постижению, когда в акте мудрости-понимания йогин-бодхисаттва видит мир таким, каков он есть сам по себе, помимо деформирующего его нашего восприятия. Это мир в его «таковости» (татхата), и в этом мире господствует недвойственность (адвая); в нём нет места противопоставлению субъекта и объекта, единого и многого, покоя и движения и т.д., ибо каждый элемент подобной пары сам по себе пуст, приобретая видимость реальности лишь благодаря своей столь же самой по себе пустой противоположности» (Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного»).

В процессе Пробуждения Единого Ума (Экачитта) сознание выходит за пределы мозга и сливается в изначально Пробуждённый Единый Ум, пребывающий в трансперсональной (за пределами «эго») и трансцендентный (за пределами ощущений и силы интеллекта) реальности Таковости. Искры сознания (дхармы), возникающие из пламени психического начала Вселенной, горящего в живых существах, угасают. Психические штормы сознания, которые поднимают девятые валы и цунами на зеркальной глади Океана Психики, стихают. Дихотомическое сознание трансформируется в недихотомическое, недвойственное чистое Знание-Видение (Джняна-Видья), которому становится доступна истинная реальность Таковости, отражающаяся в зеркальной глади Океана Психеи.

             Кривое зеркало профанного ума
             Рождает идолов сознания
             И в пропасть психики без дна
             Бросает пленников незнания.

             В миру психических кривых зеркал
             Незнание равносильно смерти.
             Царит сансары бесконечный сериал,
             Ведущий к жизни-смерти круговерти.

             Но есть спасительный и благородный путь,
             Ведущий пленника незнания к Свободе.
             В конце пути заключена вся Жизни суть,
             Сияющая в Умственном зеркальном антиподе.

             В зеркальной глади Высшего Ума
             Отсутствуют любые искажения.
             Над океаном психики не носятся шторма
             И отражается весь мир Освобождения.

             В том мире — лишь блаженство и покой,
             Страданию и смерти мир тот неподвластен.
             Парит в нирване психоштиля Дух Святой,
             Ум Пробуждённый над сансарой властен.

С Пробуждением!


             26 января 2025 года


Рецензии