Взлёт и падение Иртышского пароходства

    В 1956 году я пришёл кочегаром на пароход "Сталинабад", приписанный
к Омскому судоремонтному заводу. В то время все предприятия, связанные
с перевозкой грузов и пассажиров от Черлака до Карского моря и вверх по Оби
до Нижневартовска входили в состав Иртышского пароходства. Основная часть флота
была сосредоточена на Омском ССРЗ. Каких только судов не было! Колёсные
пароходы Тюменской постройки, двадцать теплоходов-буксировщиков по600л.с.
(петушки), пароходы винтовые Финской постройки, грузовые суда,полученные
из Германии по репатриации различной мощности и грузоподъёмности.
    Самыми мощными судами был буксировщик "Анастас Микоян" мощностью 1600л.с.,
пригнанный до войны из Германии и два буксировщика по800л.с., которых
перегнали во время войны из США. Эти суда работали летом в Обской губе
и в море. Ещё работал "последний из могикан" пароходик с громким названием
"Истребитель". Топливом для него служили дрова. Пять пассажирских пароходов
разного типа ходили всегда перегруженными, кроме пассажирских мест вся
нижняя палуба была забита народом.
     С1957 года ежегодно прибывали в пароходство новые суда. Из ГДР пришли
комфортабельные пассажирские теплоходы,такие, как "чернышевский",как "немки"-
грузовые суда мощностью 600л.с.,контейнеровозы-уже 1200л.с. и с разрядом,
позволяющим ходить в море. Из Финляндии поступило в пароходство более двадцати
судов грузоподъёмностью 1000 тонн (Беломорские) и мощный ледокол "Капитан
Чудинов". Чехословакия отправила двадцать "чешек" грузоподъёмностью 2000 тонн
и несколько морских 1000-сильных буксировщиков "Озёрные". Румыния поставляла
"румынки" грузоподъёмностью 2000 тонн.  Венгрия строила для нас толкачи
мощностью 2000л.с. Эти ОТ водили по Оби составы по шесть трёхтысячных барж,
тоннаж которых равнялся шести железнодорожным составам. Болгария поставляла
танкеры "Ленанефть" и грузовые суда "Омские" по 2700 грузоподъёмностью.
Наши корабелы строили толкачи 800л.,танкера и баржи.
     Вся эта армада днём и ночью доставляла грузы на Север, а большей частью
на Среднюю Обь. Благодаря речным грузоперевозкам там вскоре появились
новые города: Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск Уренгой, преобразился
Ханты-Мансийск. Пришла в эти места железная дорога. А позже началась
перестройка. Омский порт стал самостоятельным, другие структурные подразделения
расформировались и осталась у пароходства одна Иртышская РЭБ, которая переименовалась в судостроительный завод. "Чешки","Беломорки","Омские".
Контейнеровозы продали морякам, Толкачи ушли на другие реки, ледокол на Каспий,
старые суда порезали на металл. Исчез судоремонтный завод с его цехами и слипом.
Нет на линии "Ракет" и"Восходов". В РЭБе, который превратился в завод
остались один пассажирский теплоход, танкера и несколько толкачей.
     Время идёт. Рушились и империи, а не только пароходства.


 

 


    
    






 


Рецензии
Приветик, Толя! Жду продолжение..

Светлана Васильева 10   29.01.2025 06:57     Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →