Яков Костюковский и Владимир Высоцкий

    …В интервью, отрывок из которого приведен ниже, Яков Аронович признался: «Я познакомился с ним (В. Высоцким в 1963 году. – А. С.) на студии во время кинопроб. Наверное, я знал о его существовании, а он о моем – вряд ли».
    Выясняется: знал Володя – и имя Костюковского, и был знаком с его творчеством, во всяком случае – поэтическим, еще до их встречи на Киностудии имени Горького.
    На интернет-сайте «Владимир Высоцкий. Произведения» wysotsky.com можно ознакомиться с текстом одного из ранних, сочиненных еще в школьные годы (1955 г.) стихотворений поэта «Летит авто отлично…» На том же сайте в комментариях к размещенному тексту сказано: «"Летит авто отлично". Переделка «Песенки шофера» Н. Богословского на слова В. Бахнова и Я. Костюковского, входившей в репертуар Л. Утесова:

                Летит авто привычно
                по улицам столичным.
                От фар лучи расходятся дорожкой световой.
                И ездить мне приятно
                по улицам опрятным,
                Любуясь вечно юной веселою Москвой».

    …Миллионы зрителей не раз смотрели и давно любят кинокомедии «Штрафной удар» (1963, реж. В. Дорман), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965, реж. Л. Гайдай), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966, реж. Л. Гайдай), «Бриллиантовая рука» (1968, реж. Л. Гайдай), «Неисправимый лгун» (1973, реж. В. Азаров), «Соло для слона с оркестром» (1976, совместно с ЧССР, реж. О. Липский), «Комедия давно минувших дней» (1980, реж. Ю. Кушнерев). Фразы из этих фильмов давно стали народными, разошлись по всей стране. Причем среди них нет ни одной, существовавшей ранее: «Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс», «Чтоб ты жил на одну зарплату!», «Буду бить аккуратно, но сильно!», «Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица», «А в соседнем районе жених украл члена партии», «Жить хорошо. А хорошо жить – еще лучше!», «Короче, Склифосовский!», «Надо, Федя, надо!», «Все уже украли до нас», «Вы не скажете, как пройти в библиотеку?», «Разбить? Поллитра? Вдребезги? Да я тебе!..», «Бабуля, закурить есть?!» и десятки иных, столь же остроумных и смешных. Одним из авторов сценариев этих и других картин, как и цитированных фраз был писатель, поэт, сценарист и драматург Яков Костюковский (1921–2011).
    За свою долгую творческую жизнь Яков Аронович сочинил немало фельетонов, рассказов, сатирических стихов, текстов песен, пьес и сценариев. Первые литературные опыты пришлись на школьные годы, затем была учеба на философском факультете в Институте философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (г. Москва). С началом Великой Отечественной войны Костюковский работал во фронтовом отделе газеты «Комсомольская правда» и одновременно был ответственным секретарем военно-молодежного журнала «Смена». Будучи призванным в армию служил ответственным секретарем вначале в дивизионной газете «За Отечество!», затем – в газете Московского военного округа «Красный воин». За военные заслуги награжден многими медалями.
    После войны начинается профессиональная литературная деятельность Костюковского. Одним их своих учителей Яков Аронович считал писателя-сатирика Эммануила Яковлевича Германа (Эмиля Кроткого). С ним его сблизила совместная работа в журнале «Крокодил», вместе они выпускали устный альманах «Смех – дело серьезное», выступая с ним в Москве, Ленинграде и других городах. На творчество Костюковского повлиял также обладавший чрезвычайно острым умом поэт и драматург Николай Робертович Эрдман, автор знаменитой «черной комедии», пьесы «Самоубийца». С середины 40-х годов журналы и газеты массово публикуют сатирические рассказы и фельетоны Якова. Работая в «Московском комсомольце» молодой писатель-сатирик даже организовал в газете «отдел юмора». 
    В 50-х Яков Аронович расширяет поле деятельности: он много пишет для эстрады и цирка – куплеты, репризы, интермедии и монологи для эстрадных сатириков Л. Мирова, Е. Дарского, М. Новицкого, А. Белова, А. Шурова и Н. Рыкунина, П. Рудакова и В. Нечаева, дуэта конферансье Ю. Тимошенко и Е. Березина (Тарапуньки и Штепселя), артистов цирка, клоунов М. Румянцева (Карандаша) и Ю. Никулина, музыкальные фельетоны для Л. Атманаки, стихотворные – для Г. Орлова. Имя Костюковского становится известным, среди друзей Якова – не только коллеги, поэты и журналисты Семен Гудзенко, Юрий Левитанский, Давид Самойлов, но и ученый-физик Лев Ландау, певец Марк Бернес, кинорежиссер Михаил Ромм, молодой театральный режиссер Натан Эфрос. Все они были поклонниками литературного таланта Якова Ароновича.
    В начале 1960-х пришла пора работы в кино и мультипликации. Один из первых экранизированных сценариев Костюковского – спортивная комедия режиссера Вениамина Дормана «Штрафной удар». Во время работы над ней в начале 1963 года кинематографическая судьба свела Якова Ароновича с молодым актером и поэтом Владимиром Высоцким (ему в картине досталась роль гимнаста Никулина (он же – наездник Маслюков)). Костюковский писал сценарий в соавторстве с другом и коллегой, кинодраматургом и поэтом Владленом Бахновым. Снимался фильм в Москве, в павильонах Киностудии имени Горького, и в Казахстане, на высокогорном катке Медео – там проходили натурные съемки.
    Из замечательной статьи о Владлене Ефимовиче Бахнове «А я всерьез на мельницу скачу, а я лицом к лицу врага встречаю», размещенной на интернет-сайте Волгоградской областной универсальной научной библиотеки имени М. Горького vounb.ru: «Режиссер Вениамин Дорман обратился за сценарием к Костюковскому, который вместе с Бахновым придумали сценарий «Штрафной удар». Фильм стал заметным игрой Пуговкина и Высоцкого».
    «Первый «настоящий» сценарий Костюковский в соавторстве с Бахновым написал для комедии «Штрафной удар» с Михаилом Пуговкиным в главной роли. Именно Яков Аронович помог получить одну из ролей в этом фильме молодому и мало кому тогда известному актеру Владимиру Высоцкому. Тот не знал, как подступиться к Дорману и вместо этого подступился к сценаристу: сказал ему, что очень хочет исполнить роль гимнаста, который впервые в жизни садится на лошадь. И показал, как сыграл бы этот эпизод. Костюковский был впечатлен и замолвил за Высоцкого словечко. Роль юный артист Володя получил – и остался благодарен за это Якову Ароновичу до конца жизни». (Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда» kp.ru, 23 августа 2021 г., Н. Герасимов, «Яков Костюковский: «Мы с Гайдаем хотели, чтобы «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» нравились бабушке из Йошкар-Олы». Исполняется 100 лет со дня рождения бывшего сотрудника «Комсомолки» и соавтора сценариев самых популярных советских комедий», глава «Как он обеспечил Высоцкому одну из первых киноролей».)
    На некоторых электронных ресурсах ошибочно указано: «В этой ленте дебютировал как киноактер В. С. Высоцкий, который просил Я. А. Костюковского помочь, чтобы его взяли на роль». (Интернет-сайт Международного объединенного биографического центра biograph.ru, «Костюковский Яков Аронович (1921–2011)».) Роль в комедии «Штрафной удар» в кинематографической карьере Владимира Семеновича была пятой по счету.
    А вот свидетельство, что называется, из первых уст. Израильский русскоязычный журнал «Лехаим» (№ 10 (162), октябрь 2005 г.) публикует текст беседы журналиста Александра Рапопорта с киносценаристом «Яков Костюковский: "Прозреваю в себе еврея"». Интересующий нас отрывок из интервью:      
    «– А с чего началась работа в кино, каким был первый сценарий?
    – Кинорежиссер Вениамин Дорман нас, что называется, завлек, и мы написали сценарий для его фильма «Штрафной удар».
    – Там, если не ошибаюсь, участвовал Высоцкий?
    – Я и привлек Высоцкого в этот фильм. «Штрафной удар» – наш первый сценарий.
    – Расскажите, как вы привлекли Высоцкого в «Штрафной удар».
    – Однажды на Студии Горького ко мне подходит человек, которого я едва знал. Это был Высоцкий. Он попросил убедить режиссера взять его на роль. Дорман то ли не хотел, то ли колебался. Я спрашиваю, какую роль он хочет. Высоцкий отвечает, что хотел бы играть в эпизоде, где человек впервые садится на лошадь: и без лошади показывает мне, как бы он сыграл в эпизоде… Высоцкого я не знал, но понял, что это именно то, что нужно для эпизода. Я рекомендовал его Дорману. Тогда он был безвестным, каждая роль была нужна. Прошло много лет. Как-то надо было пригласить уже знаменитого Высоцкого в Центральный Дом литераторов. Директор ЦДЛ говорит мне: «Позвони, если позвоню я, он откажет». Я набираю номер: «Владимир Семенович? Говорит Костюковский». – «Какой Владимир Семенович? Яков Аронович, да я помню, вы меня Вовкой звали». – «Приятно, что вы помните…» – "А я все помню…"»
    Яков Аронович не раз публично рассказывал о творческом сотрудничестве и общении с Владимиром Высоцким.
    Отрывок из еще одного интервью – беседы журналистки с кинодраматургом.
    «– У вас очень много сценариев, где снимались известные артисты, говорят, вы «кинокрестный» Высоцкого?
    – На Студии Горького с Михаилом Пуговкиным, который, по-моему, замечательно сыграл прораба в «Операции "Ы"», режиссером Дорманом была снята комедия «Штрафной удар». По телевидению этот фильм идет до сих пор. В нем одна из первых ролей Владимира Высоцкого. Уже будучи очень знаменитым, он должен был выступать в ЦДЛ, но все не соглашался, тогда попросили меня уговорить. Я позвонил: «Владимир Семенович, это Костюковский вас беспокоит…» – «Какой Владимир Семенович, вы же меня Вовкой звали, я ничего не забываю». Когда-то он обратился ко мне с просьбой, чтобы его взяли в «Штрафной удар» на роль всадника, впервые садящегося на лошадь. И так он это хорошо показал, что я уговорил режиссера отдать роль ему. Высоцкий сказал мне очень горькую вещь: "Знаете, Яков Аронович, когда-то я из кожи вон лез, чтобы стать знаменитым, снимался, выступал. А сейчас я надеваю темные очки, чтобы меня никто не узнавал. Цена славы"». (Интернет-сайт газеты «Московский комсомолец» mk.ru, 23 августа 2006 г., Ю. Гончарова, «"Бамбарбия киргуду". Яков Костюковский: "Фраза «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии» рассмешила Брежнева до слез"»: интервью.)
    Американский высоцковед, биограф поэта Марк Цыбульский в 2009 году поговорил по телефону с Яковом Костюковским.
    «М. Ц.: Однажды я прочитал, что Высоцкий попросил Вас помочь ему получить роль в кинокомедии «Штрафной удар»…
    Я. К.: Да, это правда.
    М. Ц.: Вы были знакомы раньше?
    Я. К.: Нет, я познакомился с ним именно на студии во время кинопроб. Наверное, я знал о его существовании, а он о моем – вряд ли. Но как-то мы быстро сблизились. Дело не в том, что я ему помог, а в том, что я помог, потому что он идеально подходил к этой роли. Он просто показал кусочек пантомимы, изобразив человека, который никогда не ездил на лошади и впервые в жизни вынужден был на ней проехаться.
    По тому, как он прошел, я понял, что это то, что нам нужно. Кроме того, мне очень нравился его голос, тепловатый такой. Поэтому, насколько я мог, я приложил все усилия, чтобы его взяли, и потом вся группа была довольна, и режиссер был доволен, и он сам был тоже доволен.
    Я-то думал, что он этот эпизод забыл, когда стал славным и знаменитым, но оказалась, что нет. Через много лет после «Штрафного удара» меня попросили пригласить Высоцкого выступить в Центральном Доме литераторов. Я позвонил ему, начал объяснять, что, дескать, Владимир Семенович, не могли бы Вы у нас выступить. А он мне говорит: «Яков Аронович, а что Вы меня по имени-отчеству? Я ведь помню время, когда Вы меня Вовкой звали». Я ему ответил: «Это преувеличение, Вовкой я Вас никогда не звал, но спасибо, что Вы помните».
    Выступить он у нас согласился, сказал, что помнит добро. И тогда он сказал гениальную, с моей точки зрения, фразу: «Вы знаете, в свое время я везде лез, чтоб только стать знаменитым, а теперь я надвигаю шапку на глаза и ношу темные очки, чтобы меня никто не узнал. Такова цена славы». Мне это очень понравилось. Высоцкий вообще был думающий человек». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Яков Аронович Костюковский».)
    Небольшие отрывки из последних интервью со сценаристом – их тексты были опубликованы уже после ухода Якова Ароновича из жизни.
    «– Расскажите о Вашем творчестве в кино.
    – Еще до Гайдая, когда мы работали с Владленом Бахновым, к нам обратился наш приятель кинорежисер Дорман Вениамин, который хотел сделать спортивную комедию. Обратился к нам как к юмористам, сатирикам. Он знал, что я спортом интересуюсь, возглавлял в газете отдел информации о спорте. Мы придумали историю, построенную на том, что люди занимают не свои места. У нас когда-то с Владиком Бахновым была такая книжка «Занимайте ваши места». В фильме снялись Михаил Пуговкин и Владимир Высоцкий. Первая роль Владимира Высоцкого в кино была как раз у нас в фильме «Штрафной удар». Он идет до сих пор по телевидению. Фильм этот неожиданно имел огромный успех. Причем, это определяется не моей оценкой, я как раз критически отношусь к этому фильму, а количеством зрителей. У нас очень мало людей, которые умеют делать юмористические фильмы, и сценаристов, и режиссеров и драматургов. Это, действительно, штучный товар, и то, что Дорман потом ушел и перестал делать комедии, а стал делать фильмы про шпионов и разведчиков, очень меня огорчило». (Интернет-сайт Международного еврейского журнала «Межпоха» mishpoha.org, 2013 г., «Смех – дело серьезное»: интервью с Я. А. Костюковским, беседовала С. Богданова, сотрудник «Архива памяти» синагоги на Б. Бронной (Москва).)
    «– Правда, что благодаря вам Владимир Высоцкий снялся в «Штрафном ударе»?
    – Это преувеличение. Нужно осторожно относиться к информации из интернета. Есть такая шутка – если лечиться по журналу «Здоровье», то можно умереть от опечатки. Я ее очень ценю, тем более что она не моя. Так вот, в интернете множество подобных, мягко говоря, опечаток. Что же реального я сделал? Володя, с которым были едва-едва знакомы, после того как его не утвердили, попросил меня повлиять на режиссера. Мы были дружны с Вениамином Дорманом, и я попытался его убедить в целесообразности утверждения Высоцкого. Кстати, Дорман потом меня за это благодарил. И очень был доволен таким партнерством Михаил Пуговкин.
    Эта история имела своеобразное продолжение. Спустя много лет ко мне обратилась сотрудница Центрального Дома литераторов и попросила посодействовать в том, чтобы в одном из вечеров принял участие тогда уже невероятно популярный Высоцкий. Я думал, что он уже забыл о моем существовании, но все же позвонил Владимиру Семеновичу. Именно так – по имени-отчеству – к нему и обратился. Через паузу услышал некоторое недоумение: «Какой Владимир Семенович, вы же меня Вовкой звали!» Это было некоторое преувеличение. Вовкой я его никогда не называл. Но мне было приятно, что он меня помнил. Он тогда сказал такую фразу: "Как меняется жизнь – раньше я лез в первые ряды, чтобы меня узнали, а теперь надеваю темные очки, стараюсь быть незаметным и неузнаваемым. Вот она – цена славы!"» (Интернет-сайт газеты «Невское время» (г. Санкт-Петербург) nvspb.ru, 20 августа 2018 г., «Высоцкого я не называл Вовкой»: интервью с Я. А. Костюковским, беседовал К. Глушенков.)
    Фрагмент из последнего интервью со сценаристом.
    «– Знаете, а я бы его поняла – запьешь, когда телевидение перекрыли и травят.
    – Выясняется, что человек высокой профессии, в смысле высокий профессионал, даже пьющий никогда профессию не пропьет. Простите, а Высоцкий? Это я привел его в кино, в фильм "Штрафной удар"».  (Интернет-сайт газеты «Московский комсомолец» mk.ru, 14 апреля 2011 г., М. Райкина, «Человек, смешивший до смерти. Последнее интервью сценариста легендарных комедий Якова Костюковского: "Про нас говорили, что евреи делают фильмы, подмяв под себя Гайдая"», глава «Профессионал профессию не пропьет».)
    Оказывается, «Костюковский не только сотрудничал, но и дружил с теми, кого в наше время называют легендами – Леонидом Гайдаем, Юрием Никулиным, Георгием Вициным, Владимиром Высоцким». (Интернет-сайт СПБ ГБУК «Централизованной библиотечной системы Кировского района» kircbs.ru, 23 августа 2021 г., «100 лет со дня рождения поэта, драматурга, сценариста, писателя-сатирика Якова Костюковского».)
    Еще отрывки из беседы Марка Цыбульского с Яковом Ароновичем.
    «М. Ц.: После выступления Высоцкого в ЦДЛ у Вас еще были с ним встречи?
    Я. К.: Были, да. Мимолетные, правда. Вы знаете, опасно же навязываться знаменитому человеку, но в данном случае надо отдать ему должное, – когда мы встречались, он сам подходил и расспрашивал меня о моих делах, то есть, всячески демонстрируя свое приятельство. Он был очень тонкий человек, в этом смысле, я считаю, недостаточно оцененный. Он был интеллигентный человек, много читавший, много думавший. Частенько мог поразить собеседника неожиданной цитатой из книги, которую читали далеко не все.
    М. Ц.: В дальнейшем Вы никогда не приглашали Высоцкого в фильмы по Вашим сценариям?
    Я. К.: Его приглашали, но уже без меня. Я просто знаю, что он в «Операции "Ы"» пробовался на роль Шурика. И еще на одну роль там пробовался – роль прораба. Но как-то не сложилось, видно, и Гайдай отдал роль Шурика Александру Демьяненко, а прораба сыграл Пуговкин». ((Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Яков Аронович Костюковский» (2009).)
    В своем последнем интервью Яков Аронович, отвечая на вопрос журналистки, также рассказал о пробах Владимира Высоцкого на роль Шурика:
    «– Как вы думаете, если бы Шурика играл не Александр Демьяненко, а другой артист, какая судьба была бы у гайдаевских комедий?
    – Не знаю. Я только счастлив, что Шурика играл Демьяненко. Гайдай утвердил Демьяненко на роль Шурика сразу, хотя претендентов было огромное количество. Например, один из них – артист Петров, ныне известный как Петросян. Вы можете себе представить его в роли Шурика? Вот и я не могу. Еще, удивитесь, – пробовался Высоцкий, Носик, хотя Носик потом играл в «Операции» небольшую роль. Но всех заслонил Демьяненко». (Интернет-сайт газеты «Московский комсомолец» mk.ru, 14 апреля 2011 г., М. Райкина, «Человек, смешивший до смерти. Последнее интервью сценариста легендарных комедий Якова Костюковского: "Про нас говорили, что евреи делают фильмы, подмяв под себя Гайдая"», глава «В Кремле Кастро звали Федей».)
    «М. Цыбульский: Какое Ваше впечатление о Высоцком-киноактере?
    Я. Костюковский: Очень хорошее впечатление. Он был актером, я бы так сказал, крупных движений, и в жесте, и в мимике. В театре это часто можно было и не заметить, особенно из последних рядов. Кино, в этом смысле, его увеличивало, его мастерство виделось лучше. В кино у него были материалы разного качества и, соответственно, разного качества получались роли. Я считаю, что вряд ли верно думать, что лучшая роль его была в сериале «Место встречи изменить нельзя». Я считаю, что куда лучше и точнее он сыграл в «Коротких встречах» Муратовой. Он был именно крупный киноартист.
    М. Ц.: Большое спасибо за рассказ. Я Вам очень признателен.
    Я. К.: А я Вам очень признателен, что Вы этим занимаетесь. Дай Вам Бог успеха!» (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Яков Аронович Костюковский» (2009).)
    Яков Костюковский ушел из жизни в апреле 2011 года, не дожив четырех месяцев до своего 90-летия. Похоронен сценарист на Введенском кладбище столицы.


Рецензии